Третье воспоминание — уже подростковое, 1985-1987 годы: отец привёл меня, тростиночку-еврейского-задохлика-книголюба, подкачаться на секцию тренажеров в подвальное помещение тяжелоатлетов клуба «Спартак». Личное знакомство отца с главным тренером обеспечило мне минимальную защиту от брутальных «качков». Из милости меня просто не замечали — и на том спасибо.
Все часы качания в подвале звучали бобины Высоцкого. Я знал весь порядок песен. «Затопи ты мне баньку», «Нельзя за флажки», «Только он не вернулся из боя», «Где твой чёрный пистолет? На Большом Каретном», блатной шансон, военная печаль и душевная ррромантика.
Скрипело железо тренажеров, ухали в рывке коренастые мужики, гулко падали штанги, и Высоцкий навсегда зафиксировался у меня с этими лязгами, запахом смазанного и натруженного металла, а также с меловой присыпкой на широких торсах суровых коротконогих штангистов, источавших характерное «амбре».
После «подходов» они шли мыться в сауну — иногда сами, иногда с бойкими девушками-волейболистками с верхнего этажа. Для нас, сопляков, были простые душевые.
Только через несколько лет, когда «Спартак» выкидывали из этих стен, я узнал, что сауна тяжелоатлетов изначально была на самом деле миквой.
А само здание «Спартака», где я качал железо, заучивая наизусть песни Высоцкого, было Хоральной синагогой Харькова на улице Пушкинской,12. Построенное в 1913 году, оно было отобрано у верующих по инициативе еврейских большевиков из Евсекции Компартии в 1923 году, сделавших из синагоги «Еврейский рабочий клуб имени Третьего Интернационала». Первые съезды Комсомола Украины проходили именно в этой осквернённой синагоге. Здание пережило немецкую оккупацию и было отдано под спорт.
Теперь вместо сауны — снова миква. После капитального ремонта к 2000 году перекрытие верхнего этажа было ликвидировано, и сразу открылся огромный простор синагоги с 42-метровой высотой от пола до высшей точки купола. Зал волейболисток исчез, превратившись в боковые женские балконы.
В подвальном помещении уже не скрипят тренажеры и не поднимают штанги, потому что каждый шабат после молитвы харьковские евреи поднимают там «лехаим».
В августе 2017-го я бродил по этому подвальному этажу красавицы-синагоги, и в шабатней тишине слышал хриплый голос Владимира Высоцкого..
Уважаемый, Шимон,
вы уверены, что тот зал хоральной синагоги в Харькове принадлежал «Спартаку» ?
В 1967 году я стал студентом ХПИ (политехнический институт) и наши ребята тренировались в этом зале студ. общества «Буревестник» (волейболисты, вчасности).
Несколько раз я бывал в этом зале…
Не помню, когда всех «иждивенцев» вытурили из здания синагоги, но, когда я впервые вошёл во вновь открытую (в 1990-ом году) синагогу, картина была действительно
«маслом» — бедность и запустение.
То, что я вижу сейчас (на фото), радует душу — выглядит замечательно !
Интересно другое, кто же туда ходит, является членом общины ?
В 2003-ем раввин сетовал на то, что людей, евреев крайне мало — уехали многие…
Как с этим сейчас ?
Уважаемый Яков,
вполне возможно, что в 1967 там было спортобщество «Буревестник», а в 1980-е — «Спартак». Названия менялись. Один стадион «Металлист» менял название пять раз.
Я родился и вырос в Харькове, работал в разных районах города, и конечно же знаю, что происходило с «Метллистом» (и не только).
Спасибо, Шимон, за статью и за ответ.
Хотя … на последний мой вопрос вы так и не ответили. А, жаль .
В сущности, этот вопрос — главный.
Иначе, зачем вся эта красота ?
Как раз в 1990-м и начался процесс выкидывания спортклуба из синагоги, в 1991 их там точно уже не было.
Сейчас в синагоге сложилась своя община — я видел на шабатней молитве 50-70 человек, на праздники приходят 300-400. Есть немало молодежи, выпускники еврейской школы №170, их родители, и просто вернувшиеся к корням евреи.
Еврейская школа в Харькове !
Невообразимо !
Может быть вы знаете, на каком языке ведётся преподавание,
и какой язык изучают дети — идиш, или иврит,
или сразу оба ?
Неужели наш идиш будет возраждён ?
Ведь, это наш маме лошн !
Спасибо, Шимон, за хорошие новости.
Да, еврейской школе уже 25 лет. Вот её сайт: http://sc170.kharkov.ua/
О преподавании еврейских языков — лучше спросить у них самих.
Школу поддерживает раввин Мойше Москович.
Уважаемый Яков, подтверждаю, что в здании харьковской синагоги на улице Пушкинской находилось спортивное общество «Спартак», в котором я занимался ещё в 50-е годы. Я жил на улице Гражданской, а синагога была через дорогу. В нашем доме жил тяжелоатлет, который там работал тренером — тяжелоатлеты занимались в зале, который находился в подвале здания. Там же тренировались и боксеры. Так что могу засвидетельствовать, что Шимон Бриман описывает всё совершенно достоверно. Что же касается студенческого общества «Буревестник», то оно находилось на улице Веснина. Кстати, в конце восьмидесятых «Спартак» выселили и здание было в ужасном состоянии. Ждали 1 млн. долларов от еврейской общины США на ремонт. В начале 90-х годов в Харьков приехал молодой раввин Москович с женой и детьми и в Харькове началась еврейская жизнь.
Кстати, в этом зале, что на фото, занимались легкоатлеты и тогда он был не столь красивый. Стены были покрашены светлой масляной краской, пол был деревянный, а с потолка свисали канаты, по котором лазили спортсмены. Там же ребята тренировали прыжки в высоту.
Могу подтвердить, что там, в синагоге, спартаковцы проводили турниры по волейболу. Была сетка, «сиделки» для судей, трибуны… Ходил с другом (мастером спорта), который просил фотографировать его в игре.
Насчёт нынешнего положения с посещением шабата. То, что известно мне, очень печально. Чтобы увеличить число посещающих, приходится идти на разные ухищрения. Что-то кому-то платить, поселять недалеко от синагоги, снимая и оплачивая жильё и ещё много чего. В свою очередь привлеченные таким подкупом молодые люди могут незаметно увиливать от молитв и прочего, когда это удаётся скрыть.
Господа, спасибо за уточнения.
Оказалось, моя память — штука не надёжная.
Александр, то последнее, что сообщили вы — крайне печальная новость.
Если это так и есть, то кому нужен такой цирк ?
Кого хотят обмануть эти «евреи» и для чего ?