Верховная Рада приняла законопроект, который журналисты и политики сокращенно называют «о деоккупации Донбасса».
Полное название этого документа — «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях».
Закон поддержали 280 депутатов — представители всех фракций парламента кроме «Оппозиционного блока». «Российская Федерация совершает преступление агрессии против Украины и осуществляет временную оккупацию части ее территории», — говорится в преамбуле документа.
В Украине впервые на законодательном уровне признают Россию агрессором и оккупантом за ее действия в Крыму и на Донбассе.
Военную операцию на Донбассе теперь будут называть «мерами по обеспечению национальной безопасности и обороны, сдерживанию и отражению российской вооруженной агрессии в Донецкой и Луганской областях». Для этой операции на Донбассе весь личный состав, оружие и все возможные силовые подразделения переведут в подчинение Объединенному оперативному штабу ВСУ. Итоговая версия документа содержит множество правок, которые, стоит отметить, радикально не изменили его содержание. При этом норму о разрыве дипломатических отношений с Россией туда так и не внесли. Правозащитники заявили, что ряд положений может ухудшить права людей, живущих вблизи зоны боевых действий и пересекающих линию разграничения.
С другой стороны, эксперты отмечают, что законодательное закрепление оккупации и агрессии может помочь Украине в судебных разбирательствах против России.
Однако, как указывают эксперты, ситуация на Донбассе с принятием этого закона существенно вряд ли изменится.
Проект президента Украины провозглашает отдельные районы Донбасса оккупированной территорией. В документе говорится, что Россия осуществляет оккупацию с помощью вооруженных формирований, состоящих из регулярных войск, советников, инструкторов, незаконных вооруженных формирований, вооруженных банд и групп наемников.
В документе также констатируется, что РФ не соблюдает режим прекращения огня, пытается распространить там свое законодательство, ввела в обращение российский рубль и признает идентификационные документы жителей отдельных районов Донбасса. Россия последовательно отрицает участие своих регулярных войск в конфликте на востоке Украины. Оккупированными являются части территории Украины, в пределах которых вооруженные формирования РФ и «оккупационная администрация» установили и осуществляют общий «эффективный контроль». Границы и перечень районов, городов, поселков и деревень, частей их территорий, временно оккупированных в Донецкой и Луганской областях, определяет президент. Украина не признает любые акты, изданные на временно оккупированных территориях, называет их недействительными, а также такими, которые не создают правовых последствий.
Хотя есть и исключения, касающиеся документов, подтверждающих факт рождения или смерти лица на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях. На подобные справки из Крыма это не распространяется. Киев признает сохранение за всеми физическими и юридическими лицами законного права собственности на имущество, недвижимость и землю на тех территориях, которые были под оккупацией.
Согласно документу, главной целью государственной политики по обеспечению суверенитета Украины над временно оккупированными территориями является их освобождение и установление конституционного строя и территориальной целостности. Хотя четкие механизмы деоккупации в документе практически не прописаны. Также целью Украины являются защита прав, свобод и законных интересов граждан Украины, которые «пострадали в результате российской агрессии». Украина подтверждает приверженность мирному урегулированию конфликта на основе международного права. Однако упоминается право на самооборону, как это предусматривает 51 статья Устава ООН.
В президентском проекте боевые действия, которые продолжаются на Донбассе с апреля 2014 года, больше не называют антитеррористической операцией или АТО. Теперь это — «меры по обеспечению национальной безопасности и обороны, по сдерживанию и отпору российской вооруженной агрессии в Донецкой и Луганской областях».
Также в законопроекте фиксируется порядок руководства мероприятиями по обеспечению национальной безопасности и обороны на этих территориях.
Нацгвардия, армия, СБУ, разведка, пограничная служба и управление государственной охраны отныне подчиняются Объединенному оперативному штабу ВСУ.
Руководить операцией будет начальник Объединенного штаба ВСУ. Как известно, вооруженные силы подчиняются главнокомандующему — президенту Украины. Все нюансы по пересечению линии разграничения должны регулироваться этим законом и кабинетом министров.
В окончательной редакции закона появилось положение о так называемых «онах безопасности» на контролируемых правительством территориях на линии разграничения.
Сейчас зоной АТО считается вся территория Донецкой и Луганской областей, а потому после ее отмены в подконтрольных Киеву районах устанавливают специальный режим.
В этих районах силовики будут иметь расширенные полномочия.
Границы этих зон безопасности будет определять начальник Генштаба ВСУ.
Это будет касаться использования оружия, проверки документов, досмотра вещей и транспортных средств, а также ограничений на дорогах.
Кроме того, в целях обеспечения национальной безопасности правоохранители смогут проникать в жилые помещения граждан и офисы организаций, а также с согласия граждан использовать их транспортные средства и средства связи. Именно в отношении этих положений у правозащитников было много замечаний. В частности, они опасаются, что новации касательно зон безопасности, а также новые ограничения могут существенно сузить права украинцев, живущих вблизи линии разграничения.
С помощью нового закона президент предлагает четко определить статус Вооруженных сил во время их действий на Донбассе.
Конституция предоставляет главе государства право просить депутатов использовать ВСУ в случае вооруженной агрессии против Украины.
В проекте закона в переходных положениях Верховная Рада дает согласие использовать ВСУ для «сдерживания и отражения российской вооруженной агрессии» в Донецкой и Луганской областях.
Некоторые эксперты сравнили эту норму с фактическим объявлением военного положения на неподконтрольных Украине территориях, а также на линии разграничения. Все эти нормы должны вступить в силу со дня официального опубликования закона.
После многих споров из текста проекта убрали упоминание о необходимости выполнения Минских соглашений, против чего протестовали многие депутаты.
Затем планировали заменить ссылку на Минские соглашения ссылкой на резолюцию Совбеза ООН, однако и такой вариант не прошел. В итоге из текста документа было исключено упоминание Минских соглашений.
Больше всего споров во время голосования вызвал вопрос Крыма.
Поэтому ко второму чтению в проект внесли ряд поправок, чтобы «закон о деоккупации» больше касался проблем полуострова.
При этом особенности правомочий и реализации прав и свобод граждан на Донбассе президент предложил приравнять к ситуации с Крымом.
В частности, их права должны быть реализованы согласно закону «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины». Документ был принят еще весной 2014 года и касался Крыма.
В законе подчеркивается, что он не нарушает «суверенное право Украины на временно оккупированную РФ территорию Автономной республики Крым».
По требованию депутатов, аннексия Крыма определена в законе как дата начала оккупации части Украины.
При этом четкая дата не была указана, зато есть ссылки на крымский закон, принятый весной 2014 года, в котором датой начала аннексии назвали 20 февраля 2014 года.
Виталий ЧЕРВОНЕНКО, ВВС Украина