Гиюр и психиатрический диагноз

— Здравствуйте, уважаемый рав Эссас! Опишу свою ситуацию. Мой отец — еврей (у моего отца оба родителя евреи), у мамы отец был еврей, а мать моей мамы была русская, то есть по Галахе я евреем не считаюсь. В свидетельстве о рождении из СССР у меня записано, что оба родителя — евреи, потому что моя мать в советском паспорте была записана еврейкой (как я написал, у неё отец был евреем). То есть до своего переезда в Израиль в 13-летнем возрасте я абсолютно точно знал, что я еврей. В Израиле я узнал, что я нееврей. Сейчас мне 40 лет, я очень интересуюсь иудаизмом, с удовольствием читаю книги по иудаизму, и меня очень привлекает мудрость, заложенная в иудаизме. Я чувствую, что я бы с радостью соблюдал заповеди Торы. В общем, я бы очень хотел пройти гиюр, но тут есть проблема. Дело в том, что в 19 лет мне поставили тяжёлый психиатрический диагноз, и этот диагноз будет меня сопровождать до конца жизни. Я знаю, что по законам Торы, шотэ (на русском — слабоумный) не может пройти гиюр, потому что не сможет понять законы Торы. Но я работаю много лет программистом, а, значит, слабоумным не являюсь. Проблемы с психикой выражаются в основном в неуверенности в себе и в разных страхах. В общем, проблема, как я думаю, в том, что, пройдя гиюр, я не смогу жениться и выполнить заповедь о рождении детей, потому что, во-первых, герам проблематично найти пару, а во-вторых, что важнее — вряд ли какая-нибудь женщина захочет жить с психически больным. В молодости я общался с разными сектами, но с возрастом понял, что все сектантские учения — ложные, и в других религиях тоже логики и истины нет. В общем, я считаю иудаизм единственным истинным учением. Очень тяжело жить, не зная, к какому народу ты принадлежишь. К русскому народу я себя отнести не могу, потому что у меня только бабушка по линии мамы была русская. По Галахе я евреем не являюсь, значит, и к еврейскому народу не принадлежу.

Я думаю, что, возможно, мои психические проблемы возникли во многом из-за этих проблем в самоидентификации. Что Вы можете посоветовать в моей ситуации? Можно ли мне проходить гиюр?

Константин, Израиль

— Прежде всего, отмечу, что Вы очень грамотно и толково изложили суть дела. Правильно заданный вопрос — уже, как говорится, половина ответа. В тексте письма ощущается, что Вы вложили в его составление и свои мысли, и переживания, и соображения, к которым Вы пришли в процессе поиска путей решения своей проблемы. Действительно, вполне может быть, что причиной Вашего душевного расстройства стали глубинные «нестыковки» в душе. Но однозначно утверждать это нельзя, такую причину можно рассматривать лишь в качестве одного из возможных вариантов. Учителя в Талмуде, определяя понятие «слабоумный» (на иврите — шотэ), подчеркивают, что он не в состоянии правильно сосчитать сдачу, делая в магазине покупку. Речь, разумеется, не о маленьких детях, которые не умеют считать, но о достаточно взрослых людях. И этот пример Учителя приводят потому, что пересчитать сдачу совсем не сложно, не говоря уже о том, что у покупателя личная заинтересованность в том, чтобы удостовериться, что его не обманули. То есть каждый адекватный человек с легкостью справится с этой задачей. Таким образом, Учителя пишут, что шотэ — человек, не способный адекватно реагировать на простые бытовые ситуации. Исходя из этого определения, очевидно, что к категории шотэ Вы не относитесь. Неуверенность в себе, страхи — тоже не повод, чтобы «приклеивать» к себе статус шотэ. В конце концов, и то, и другое бывает у многих совершенно здоровых людей. Конечно же, есть разные степени неуверенности и фобий. В определенных случаях действительно можно говорить о болезненных состояниях. Тут мне трудно сказать что-то конкретное. Однако Вы, как следует из содержания Вашего письма, работаете. По специальности, которая требует не только знаний и навыков, но и умственной концентрации, некого напряжения и т.п. Так что, можно предположить, что страхи у Вас — не намного превышают (или вообще, не превышают), так сказать, среднестатистический уровень. Шотэ не может принять гиюр, потому что не в состоянии даже поверхностно понять и бытовой смысл заповедей. Полагаю, уже очевидно, что, с позиций состояния Вашего здоровья, Вашего диагноза — нет никаких препятствий для гиюра. Если же будут срывы, и Вас, по указанным в письме причинам госпитализируют, на время пребывания в больнице, у человека с “тяжелым психиатрическим диагнозом”, процесс гиюра, разумеется, приостанавливается.

Однако то же самое произойдет и в случае обычной болезни, если человек попадает в больницу, например, с воспалением легких. Когда человек выздоровеет, независимо от тяжести перенесенного заболевания (это бытовые и очевидные причины), процесс продолжится. Еще одна тема Вашего письма — создание семьи.

Вы и тут мыслите в абсолютно правильном направлении. Создание семьи — фундаментальная задача, и об этом необходимо позаботиться.

Универсальных правил, регулирующих, сколько времени и сил надо потратить на то, чтобы найти себе пару — не существует. Ни в еврейской, ни в нееврейской среде. Кому-то удается относительно быстро создать семью, а у кого-то уходит на это — очень много времени.

Диагноз не связан с принятием Торы. Поэтому, если он создает человеку проблемы — они в любом случае будут одинаковыми.

То есть, если, не проходя гиюр, Вы захотите жениться на нееврейке, или после гиюра — на еврейке, с позиций оценки состояния здоровья — тут не будет никакой разницы. Сам по себе факт, здоров человек или болен — совершенно не соотносится с идеологией и принадлежностью к тому или иному народу.

Впрочем, Ваше письмо содержит указание на различие — у еврея есть заповедь, предписывающая ему иметь потомство. И если, став евреем, из-за диагноза Вы не сможете жениться — не будет выполнена очень важная заповедь. У нееврея такой проблемы нет. Несмотря на это, переживать все равно не нужно. Всевышний ожидает от человека, что он, человек приложит усилия и старания к тому, чтобы выполнить заповедь. Результат же всегда определяется Небом.

Поэтому Вам следует стремиться к созданию семьи и прикладывать к этому усилия. Когда как это произойдет, знать невозможно. Результат Ваших усилий, повторю — в Руках Всевышнего. Вы прошли немалый путь духовных поисков. Дорога к Всевышнему никогда не бывает простой, это, по сути, постоянное преодоление препятствий. Но какие именно трудности надо преодолевать, — известно только на Небесах. В зависимости от индивидуальных особенностей конкретной души и личной духовной задачи, с которой человек пришел в этот мир. Поэтому у каждого свои препятствия на пути к духовному росту. И преодолеть их всегда непросто.

Может показаться, что у кого-то совсем не такой трудный путь. Но надо помнить, что у каждого свои индивидуальные свойства души, и преграды перед другими людьми ставятся самые разные. И справляться с ними всем нелегко. Самое правильное — полагаться на Всевышнего. И верить, что, создавая Вам определенные сложности, Он дает Вам силы и возможности, позволяющие с ними справиться.

Отвечал рав Элиягу Эссас

http://evrey.com

2

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 3,67 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора