Правильней было бы назвать, конечно: «Талибан наступает», но это глубокое сравнение уже столько раз использовалось…
Только не подумайте, будьте ласковы, что меня вдруг на политику потянуло — не дождётесь. Правда, сплетни об очередных скандалах на животрепещущую тему могли напомнить и подтолкнуть. Уж больно зажигательно клянутся в любви и уважении к «иудаизму», «шаббату», «еврейским ценностям и традициям» израильские политики и журналисты. Меня аж в слезу бросило, захотелось приглашения им к себе на субботнюю трапезу разослать. Мы бы с женой уж так расстарались, новую поваренную книжицу приобрели. Но — не придут ведь, люди занятые.
Занятые — «почтением к еврейским традициям», которые, по их общей логике, подразумевают права (и желания) каждого иудея свободно нарушать Субботу и прочие заповеди.
А ведь правы чертяки! Разве не им написано в Пятикнижии: «жизнь и добро, смерть и зло положил Я перед тобой — прошу тебя, выбери жизнь»? И чтобы не было сомнений в понимании терминов, многократно со словом «Тора» сочетается слово «жизнь»: «это жизнь твоя и долголетие дней твоих», «Тора жизни», «чтобы жил ты и потомство твоё»… Специально для особенно уважающих и сочувствующих докладываю мнение «оцень уважаемого иудаизма»: отказ от Торы для еврея означает зло и смерть.
Что, разумеется, он абсолютно свободно волен выбрать. Не забывая о последствиях. Если не дурак.
Но, перед окончательным решением, рекомендую проделать такой, хотя бы мысленный тест. Положите перед собой две тарелки с едой. Про одну известно, что там нечто приятное и пользительное, про вторую — что туда примешан смертельный яд. А теперь делайте свой свободный выбор: из какой отведать.
Ну уж самый жалостливый, любвеобильный, слезопробивающий пассаж, которым обмениваются борцы за свободу — это что «все эти нововведения придуманы политиками в своих интересах и Шаббату они только во вред!». Из чего я, применяя метод математической дедукции, должен сделать вывод, что открытое пренебрежение Субботой ей только на пользу.
Уточню: нововведения, которые злобные политиканы коварно пробуют завести — это ограничение нововведений, сиречь расширение прав министерства внутренних дел по отношению к решениям местных властей об изменении правил торговли. Поскольку на сей момент министром является Дери от партии ШАС, при случае может он помешать нескольким лавочкам торговать в Шаббат свининой. Что будет завтра, при другом министре… да кто же законы на будущее-то устанавливает?! Кто окажется, тому законы и подберём. В общем, согласно Уильяму Шакеспиру, «Много шума из ничего».
Однако, поскольку неожиданно обнаружился консенсус уважухи к «еврейским ценностям и обычаям», маленько о них пошукаем.
Во времена древние существовал у евреев Сангедрин (а не БАГАЦ) — верховный суд, полномочный решать все основные вопросы общественной и частной жизни. В частности, к нему (и к любому полномочному суду даже рангом пониже) относится принцип: «hефкер бейт дин — hефкер» (объявленное судом ничейным, не имеющим владельца имущество является воистину ничейным, каждый может его себе взять). Принцип этот многократно используется в еврейском законодательстве. В частности, в системе штрафов за отказ в помощи беднякам — имущество того, кто обязан совершить дело милосердия, но отказывается, может быть насильно у него отторгнуто и отдано нуждающимся. Причём порой — даже с добавкой, «штрафом» — то есть более того, что он должен был бы отдать беднякам по закону. Вы согласны, что это «религиозное засилье»?
Я уже и не говорю, каковы бывали проблемы у открыто нарушающего Субботу, или законы скромности, или правила уважения к мудрецам Торы… в нашу толерантную эпоху и подумать кошмар. Представляете себе: ты под ником обматерил кого-то из раввинов в интернете — и назавтра к тебе являются ищейки из «общества кошерных хакеров» и согласно декрету суда бьют по попе… Ужас-ужас!
Я вам больше скажу — понятие «демократии» в еврейском законодательстве почти всегда означает так называемую «квалифицированную», или «компетентную демократию». Подобную той, какую намеревались ввести в Соединённых Штатах Линкольн и прочие отцы-основатели. То есть если назавтра я явлюсь на заседание суда или в коллегию по ядерной физике и предъявлю своё просвещённое мнение — мой голос при обсуждении вопросов жизни и смерти или выбора коэффициента поглощения графитовых стержней будет нахально проигнорирован. Если я, конечно, не докажу свою сугубую компетентность. Такой подход сильно отличает дремучую древность от свободной и гуманной сегодняшней эпохи, когда компетенция не нужна вовсе, государствами должны управлять кухарки, а главное в общественной жизни — потрафить «плебсу» фразочкой типа: «ты решаешь главные вопросы». И подхалимажем притянуть его на свою сторону ради голосов в раскладах «прямой» (читай: «неквалифицированной») демократии.
Но это ещё не самое ужасное. Что в древние жуткие времена что они, дикари, могли понимать в колбасных обрезках и правах индивидуя?! А вот что всего опасней: шляются тут, понимаешь, всякие длиннобородые начётчики и решают за меня — кушать мне или выплёвывать креветку и жарить ли гадюку под маринадом?! Да тварь я дрожащая или право имею (тюкать старуху-процентщицу топором по темечку)!?
Ладно, уж коль пошла такая пьянка, давайте поговорим о правах личности. Оставляя, дабы не пужать, за бортом её обязанности. По какому-такому праву мне мешают ходить и ездить, где я хочу?! Нарисовали всякие разделительные линии, знаков понаставили!.. И с чего это я должен после 11 приглушать музыку — а если сердце моё (как у наших соседей) громкого звуку требует? Вообще, для чего эти нудные правила общежития — я что, сам не разберусь?
Смешно, не так ли? Принято полагать, что права человека ограничиваются правами человека другого. Например, не должен я проходить с ножом вперёд по месту, где покедова посторонний человек стоит. Хотя, конечно, вопрос этот спорный и многие граждане, в частности арабской национальности, с этим согласны не до конца.
А еврейский Закон подходит к делу ещё строже: помимо прав иной личности, твои ограничения включают в себя права твоей собственной души. В частности, души вечной, истинной и глубинной сути твоей,- постоянно связанной с Создателем и остро желающей продлить в вечность твоё личное бытиё. И ради этого связать его с собой.
Как продлить? Как связать? Через единство личности, то есть через объединение свободных сознательных и даже вынужденных выборов её с волей и желанием источника и дарователя жизни. С волей вечного Б-га.
И оттого — нет и не может существовать в этом мире большего милосердия, чем помощь человеку в обретении жизни вечной. Надвременной. Ещё в этом, бегущем и непостоянном материальном мире.
Как? — Через явную и ощутимую связь с миром вечным, с его радостью, мудростью и чистотой. Через — Б-жественную Тору.
На практике означает сие, что нет, не было и не может быть в «религиозном засилье» ничего, кроме заботы о ближнем. Кроме искреннего стремления помочь другому человеку обрести максимально для него возможное добро.
Позабудем пока даже о том, что «все евреи (как и всё человечество) в одной лодке» и что действия одного влияют на остальных. В чём евреи за свою историю не раз убеждались. Но будем помнить, что точно так же, как родители хотят оградить своего маленького и несмышлёного ребёнка от травм, болезней и удара электрическим током — так истинные мудрецы и пастыри нашего народа хотят оградить своих, любимых ими соплеменников от примитивности и разврата.
Ибо они понимают, что опасно, а что желанно их душам. Которые многие пока не ощущают и чьи сигналы воспринимают слабо, задурённые пошлыми СМИ и опытом бездуховного существования.
Или вы сумеете предложить другое объяснение — для чего раввину из Бней-Брака или Лейквуда беспокоиться, кушает ли крабов и катается ли на лошади в Йом-Кипур Йосселе из Кирьят-Моцкина? Открывают ли для него супермаркеты и увеселительные заведения в день праздника его души?
Значит ли это, что всякий гражданин в кипе и с пейсами, кто не смотрит порнофильмы в Шаббат, уже явно сопричастен вечному миру? И что политики, выступающие от имени «религиозных партий», всегда озабочены только искренним стремлением помочь всем своим ближним, без любых сторонних мотиваций? Нет, разумеется. Ведь «после разрушения Храма пристрастность на всех». Иначе — Храм был бы уже отстроен и в «палате из тёсанных камней» заседал бы Сангедрин. Завершился бы галут с его разделением на «партии», исчез бы в нашем народе разлад.
Ибо «сердце мира» — наш народ пока ещё на пути к выздоровлению. Так что, давайте больше ругаться и тыкать друг в друга указующими перстами?
На «сладкое» — почему с таким упоением «защитники прав угнетённого светского населения» вопят по малейшему поводу и даже без оного? Мол, «ваши» хочут, а мы… не позволим… добьёмся… убережём…
Элементарно, Ватсон — это чтобы собрать потенциальную свою паству в стадо. Внушить им, что они — «наши», «светские»; обижают их «эти религиозники». «Без нас вы пропадёте!!». Втюхать людям, что не в том вопрос, где для тебя и твоих ближних добро и где зло — а к какой «стае» ты должен быть приписан. Ни шагу в сторону! Иначе какая же ты дойная коровка?
И я почти верю в искренность этих глупцов и самоненавистников — они как бы от чистого сердца подменяют настоящие вопросы на — «каковских будешь?». И действительно полагают, что имеющие другую позицию — тоже политиканы, жулики и карьеристы, и нет и не может быть у них иных целей и мотивов за душой. Ведь что они ещё способны разглядеть? Ну, как пошляк видит всех пошляками, жулик — обманщиками, демагог — демагогами.