Лягушки и пограничный конфликт. Недельная глава Торы «Ваэра»

Обращаясь к еврейским рабам через своего посланника Моше, Б-г обещает вывести их из Египта. Но те не желают слушать пророка «из-за нетерпения и тяжкой работы».

Моше получает указание отправиться к фараону и потребовать, чтобы он отпустил евреев на три дня в пустыню для принесения жертв Б-гу. Моше и Аарон демонстрируют во дворце фараона уникальное знамение, подтверждающее их Б-жественную миссию: они превращают посох в змею, но придворные чародеи копируют «фокус», и египетский правитель не подчиняется требованию. Тогда Б-г приступает к казням. Первые две казни — повсеместное превращение воды в кровь и распространение жаб — чародеи повторяют, хотя и в меньших масштабах. Но после третьей казни — распространения вшей — они вынуждены признать, что «это перст Б-жий». От всех казней (в сегодняшнем разделе описаны семь из десяти) страдают только египтяне, но не евреи, живущие в провинции Гошен. После вшей следуют новые кары: нашествие диких зверей, падеж скота, кожные нарывы и град с огнем. Эти страшные бедствия губят египетскую империю, однако, несмотря на предупреждения Моше и его многократные предложения остановить череду казней в обмен на освобождение сынов Израиля, фараон продолжает упорствовать.

***

«И сделали то же самое волхвы чарами своими, и вывели лягушек на страну Египетскую» (8:3).

Когда читаешь о казнях Египетских, создается впечатление, что в этой стране больше ничего не происходило в тот период, а ее народ жил одними лишь катастрофами, насылаемыми Б-гом в наказание за отказ фараона отпустить сынов Израиля. Это не так. В мидраше рассказывается, что во время нашествия лягушек между египтянами и их южными соседями — кушитами разгорелась настоящая война за спорную пограничную территорию. Этим двум странам никак не удавалось договориться о точном прохождении границы.

Спор был решен лягушками. Когда Б-г повелел им наполнить Египет, они распространились только на египетской территории, и подлинная граница стала всем видна. Конфликт был исчерпан.

Однако египетские чародеи захотели присоединить к своей стране дополнительное жизненное пространство. Для этого они попытались распространить лягушек на территории Куша.

Но Б-г расстроил их планы, как сказано в стихе из сегодняшнего раздела: «И восстали лягушки на земле Египетской…». Даже те лягушки, на которых пытались повлиять египетские чародеи, распространились только «в стране Египетской», а не в стране Куш.

Единство противоположностей

«И создам Я рубеж между народом Моим и твоим народом» (8:19).

Десять казней — это кульминация всей эпопеи Исхода. Они занимают центральное место не только в сегодняшнем разделе «Ваэра» и следующем «Бо», но во всей книге «Шмот». Нет сомнений, Б-г мог сразу оказать такое невыносимое давление на фараона и его страну, что они тут же отпустили бы евреев. Но у Творца был иной план: процесс освобождения развивался поэтапно, предоставляя египтянам возможность опомниться, признать, что за чередой несчастий, сменяющих друг друга с кинематографической неотвратимостью, стоит Главный Режиссер, Творец всех событий. Евреи должны были убедиться в правоте Моше и, несмотря на тяготы и очевидную безысходность рабства, поверить в скорое спасение. Другие народы получали наглядный урок на многие века вперед, что евреи, какими бы слабыми, уязвимыми они ни казались, остаются непобедимыми, если их поддерживает Творец Вселенной, которого невозможно ни одолеть в открытом противостоянии, ни перехитрить, ни подкупить.

Наказание египтян продолжалось ровно год. Столько же времени было отведено на уничтожение Всемирным потопом порочного поколения Ноаха, и таков же период очищения душ грешников в Гееноме — аду.

Пятнадцатого нисана, ровно за год до Исхода, Моше впервые предстал перед Б-гом у горящего, но не сгорающего куста (Шмот 2:2), а затем по Его указанию вернулся в Египет, чтобы Именем Творца потребовать от фараона: «Шлах эт ами ве-яавдуни» — «Отпусти народ Мой, чтобы служил он Мне».

Фараон не послушался, и тогда начались казни. Каждая казнь продолжалась семь дней, и каждой из них предшествовал 24-дневный период предостережений и угроз. В Рош ха-Шана евреи прекратили работать на египтян, а 15 нисана, в ночь, которую мы ежегодно отмечаем Пасхальным седером, они вышли на «вечную свободу».

Тяжесть казней нарастала постепенно. Первые две казни были воспроизведены египетскими чародеями, но уже третья казнь, вши, вышла за рамки их колдовских возможностей.

Прежде чем навести на египтян четвертую казнь — диких зверей, Б-г сообщает: «И создам Я рубеж между народом Моим и твоим народом» (8:19).

У этой казни странное название: «аров» — в дословном переводе «смешение». Почему все другие казни названы точно по их сути — «кровь», «жабы» и т.д., а четвертая казнь — так странно: «смешение», вместо более точного определения — «хищные звери»?

Дело в том, что Всевышний способен не только формировать цельные, абсолютные явления, но и соединять противоположности, создавая немыслимые физические комбинации.

Казнь кровью состояла не только в превращении всей египетской воды в кровь, но и в чудесном избавлении евреев от этой напасти. Даже если допустить, что еврей и египтянин пили воду через соломинку из одного стакана, та часть воды, которую пил еврей, оставалась бы водой, а у египтянина вода сгущалась бы в кровяную массу. Такое невероятное сочетание сред произошло бы в одном и том же стакане!

Точно так же во время казни тьмой, которая описана в следующем разделе «Бо», все египтяне были окутаны физически ощутимой субстанцией мрака, которая мешала им не только видеть, но и двигаться, душила их. А у евреев был свет в их жилищах. В казни градом (седьмой по счету и одной из самых тяжелых) тоже произошло смешение сред: «И был град и огонь, занимающийся внутри града» (9:24). Внутри каждой ледяной градины полыхал крошечный костер. В точности как у Пушкина во второй главе «Евгения Онегина»: «Они сошлись… лед и пламень».

Другими словами, во время десяти казней Всевышний продемонстрировал не только Свою способность произвольно менять законы природы, но и, оставляя их неизменными, сводить воедино противоположные по своей сути явления. Чудо под названием «аров» состояло в том, что дикие животные атаковали только египтян, а не друг друга. Они пришли «смешанными» стаями, не поддаваясь природному инстинкту взаимного антагонизма.

«И создам Я рубеж между народом Моим и твоим народом». Четвертая казнь стала поворотным пунктом в жизни еврейского народа. Хотя за двести десять лет пребывания в Египте их глубоко и, казалось, навечно затянула бездуховная трясина насквозь порочного египетского общества, Б-г совершил чудо — отделил их от египтян, как кровь от воды, как свет от тьмы, как лед от пламени. И в тот же самый момент он навел казнь под названием «смешение», демонстрируя свою уникальную способность: разделяя неразделимое, соединять то, что не может находиться в естественном единстве — волка и льва, змею и скорпиона. Б-г — повелитель рубежей. Б-г — повелитель смешений.

Кстати, вы знаете, почему «вечер» — на иврите «эрев» (это слово состоит из тех же букв, что и «аров»)? Потому что «эрев» — это «смесь»: в вечерних сумерках неразличимо перемешаны день и ночь, свет и тьма.

2

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора