Кончиной Йосефа завершилась эпоха праотцев. Раздел «Шмот», первый в одноименной книге, начинается с рассказа о закабалении евреев в Египте. Боясь их быстрого численного роста, фараон велит повитухам убивать новорожденных еврейских мальчиков, но его приказ не выполняется. Тем временем у супругов Йохевед и Амрама из колена Леви рождается Моше, будущий предводитель, законоучитель и величайший пророк Израиля. Стремясь спасти младенца от неминуемой гибели, мать кладет его в просмоленную корзину и пускает по течению Нила. Ребенка находит дочь фараона. Она усыновляет его и, по предложению Мирьям, сестры Моше, берет в кормилицы мать ребенка Йохевед. Проходят годы. Однажды молодой египетский принц Моше становится свидетелем того, как египтянин жестоко бьет еврея. Моше убивает египтянина и, спасаясь от возмездия, бежит в страну Мидьян. Там он выручает из беды дочерей местного священника Итро и женится на одной из них — Ципоре. У горящего, но не сгорающего куста Б-г открывается Моше и поручает ему вывести евреев из Египта в Эрец-Исраэль. Моше возражает: евреи, мол, не поверят, что он — посланник Всевышнего. Тогда Б-г укрепляет репутацию пророка тремя сверхъестественными знамениями. Моше жалуется на свой речевой дефект, и Б-г назначает Аарона, брата Моше, его помощником. Братья встречаются в Египте и вместе идут к фараону, чтобы от имени Б-га потребовать: «Отпусти народ мой!». Фараон категорически отказывается выполнить ультиматум, отвергает Б-га и усиливает эксплуатацию еврейских рабов. Те обвиняют Моше в безответственном поведении, но Б-г заверяет пророка, что все идет по намеченному плану: процесс освобождения только начинается.
***
«И сказал Б-г Моше: «Вот теперь ты увидишь, что Я сделаю фараону…» (6:1).
РАШИ дополняет: «Ты сомневаешься в моих качествах, — говорит Всевышний Моше. — Не то, что Авраам, которому Я сказал: «Ибо лишь потомки Ицхака будут называться потомством твоим», а позже, когда Я велел ему принести в жертву своего сына, как жертву всесожжения (он не колебался и) не сомневался в моих качествах. Поэтому теперь ты увидишь, что Я сделаю фараону, но не увидишь, что произойдет с тридцатью одним царем (Кнаана, когда сыны Израиля перейдут Иордан)».
За эти сомнения в путях Б-га Моше был сурово наказан. Ему не довелось войти в Землю Обетованную. Это решение, принятое в Египте перед Исходом, было затем «ратифицировано» несколько раз в пустыне и окончательно утверждено сорок лет спустя, когда Моше ударил посохом водоносную скалу вместо того, чтобы сказать ей.
Приведенный эпизод показывает, насколько Б-г придирчив к своим самым благочестивым слугам. Он не допускает никаких послаблений не только в отношении их поведения, но даже мыслей.
С другой стороны, мы видим, какой сильной должна быть вера. Ни при каких обстоятельствах нельзя ставить под сомнение действия и решения Б-га, какими бы необъяснимыми и странными они ни казались.
Если здраво оценивать реакцию Моше на резкое ухудшение положения еврейских рабов в той и без того нетерпимой ситуации, мы не найдем в его обращении к Всевышнему никаких изъянов. Любой человек, будь он на месте пророка, спросил бы: «Б-же, почему Ты допускаешь это? Ведь это твои дети! Почему ты позволяешь египтянам причинять им такие страдания?»
Моше не зря испытывал тревогу и разочарование. Пришло время спасения и ухода из Египта, но никаких признаков завершения рабства пока не было видно. Хуже того, гнет не только не ослабел, но и резко усилился. Дошло до того, что еврейским рабам перестали давать сырье для производства кирпичей, но не уменьшили норму и сроки выработки.
Бедные рабы. Чье сердце не дрогнет при виде их страданий. Так чем же виноват Моше? Ведь он сильно переживал за своих угнетенных соплеменников и старался помочь им, чем только мог.
Мудрецы учили, что человек не несет ответственности за свои слова, сказанные в отчаянии, от боли. Так зачем же наказывать Моше-рабейну, ставить ему в вину эти слова: «Г-сподь! Почему сделал Ты зло этому народу, зачем Ты меня послал? Ведь с тех пор как я пришел к фараону, чтобы говорить от имени Твоего, стало только хуже народу этому, а избавить — Ты не избавил народа твоего!»?
Нет, ты не Авраам
На самом деле, ухудшение положения еврейских рабов в Египте перед самым Исходом имеет несколько причин.
Сыны Израиля должны были выйти из Египта через 190 лет после закабаления, т.е. задолго до окончания предписанных 400 лет рабства. Полный срок они бы не выдержали: ассимилировались, и ни о каком Исходе не могло бы быть тогда и речи.
Раньше только фараон выносил людоедские постановления против евреев, и его подданные могли бы сказать, что они всего лишь подчинялись царским указам. Возможно, они не заслужили бы тогда Десять казней, которые Всевышний уже приготовил для них.
Но теперь, после введения нового указа о том, что евреям нельзя давать сырье, египтяне показали свое истинное лицо. Они притесняли евреев, отказывали им в элементарной помощи.
Б-г использовал такое отношение египтян к евреям, чтобы разоблачить преступную сущность всего египетского народа и дать зеленый свет вначале казням, а потом и Исходу. Теперь он лишил их оправдания, что они всего лишь выполняли указы своего правителя.
В этом смысле, ужесточение рабства перед Исходом не только выглядит вполне логично, но и становится необходимым. Без него наши праотцы не смогли бы выйти из Египта, и египтян нельзя было бы наказать Десятью казнями. Сам Исход, сердцевина нашей коллективной памяти, не мог бы состояться.
Человек знает только то, что видят наши глаза, а Б-г смотрит в сердце. Он управляет всеми ситуациями и направляет их к счастливому концу. Иногда счастливый конец может быть реализован только завтра. Но мы видим сегодняшний день. Это все равно, что наблюдать, как хирург режет живое тело, не понимая, что резать необходимо для удаления злокачественной опухоли и, в конечном итоге, для спасения человеческой жизни.
Авраам понимал это. Он видел всю картину и знал: все, что Б-г ни делает, Он делает нам на пользу.
Поэтому Авраам безропотно принял указание Свыше принести в жертву своего сына. Он не испытывал колебаний и дал возможность Б-гу привести эту ситуацию (как и любую другую) к благополучному концу.
По всей видимости, Моше-рабейну при всем его величии, еще не достиг той ступеньки веры на тот момент, за что, собственно, и получил выговор от Всевышнего: «Ты не похож на Авраама, потому что ты сомневался во Мне».