Республиканское большинство Конгресса США приняло закон о самой фундаментальной налоговой реформе за последние три десятилетия. Это событие породило цунами вранья (см. примеры ниже).
Закон был подписан президентом Дональдом Трампом и отпразднован на торжественной церемонии перед Белым домом, на которой не было ни одного законодателя от оппозиционной Демократической партии.
Ее фракция в Конгрессе единодушно проголосовала «против», заявив, что реформа облагодетельствует в первую очередь толстосумов, а не гигантский средний класс Америки, и что она увеличит и так уже колоссальную задолженность страны примерно на полтора триллиона долларов. К оппозиции присоединилась дюжина конгрессменов-республиканцев из трех прогрессивных штатов с высокими собственными налогами – Нью-Йорка, Нью-Джерси и Калифорнии, многие жители которых могут проиграть в результате реформы. Поэтому их конгрессмены лукаво проголосовали против реформы, отлично зная, что это ничего не изменит. В США масса всяких налогов, но здесь нас интересуют три основных: федеральные, налоги штата (существующие не во всех штатах) и местные, прежде всего налог на недвижимость, значительная часть которого идет на содержание казенных школ.
До нынешней реформы американцы имели право списать с федерального налога те, что они уплатили своему штату или местной власти, притом без ограничения. Согласно реформе, сумма, которую они могут таким образом списать с федерального налога, отныне будет ограничена 10 тысячами долларов в год. Мой богатый знакомый ежегодно платит налог на свою нью-йоркскую недвижимость в размере около 150 тысяч долларов и раньше имел право вычесть всю эту сумму из своего федерального налога. Сейчас он сможет вычесть всего 10 тысяч. Понятно, почему его конгрессмен-республиканец голосовал против реформы, хотя, скорее всего в душе ее поддерживал. Консервативные экономисты саркастически выражают надежду, что это положение реформы побудит местные власти облегчить налоговое бремя в своих юрисдикциях, хотя на самом деле это маловероятно: власть любит налоги, потому что они позволяют ей покупать голоса избирателей за чужой счет. Либеральная «Лос-Анджелес таймс» характеризовала утвержденный республиканцами документ как «составленный наспех, непродуманный и крайне непопулярный» законопроект. Действительно, проект реформы был составлен ударными темпами, за закрытыми дверями, и был обнародован лишь несколько дней назад, оставляя мало времени на изучение документа длиной в полтысячи страниц. Что привело мне на память бессмертные слова вождя демократов в палате представителей миллионерши Нэнси Пелоси, которая утешила американцев в ходе дискуссии по поводу закона об Обамакере, что они узнают его содержание, когда он будет принят.
И закон о сокращении налогов действительно весьма непопулярен. Согласно опросу «Уолл-стрит джорнэл» и NBS, лишь 24% американцев против 41% считают реформу дельной.
37% опрошенных полагают, что средний класс будет платить больше налогов, а не меньше, как громогласно утверждает Трамп, заявляющий теперь, что он подарил народу к Рождеству грандиозное сокращение налогов.
Как нашел опрос университета Монмут, ровно половина американцев думает, что их федеральные налоги повысятся. И лишь 14% заявили, что будут платить меньше. 25% считают, что будут платить столько же, сколько сейчас.
Немудрено, что реформа непопулярна. Это вселяет в демократов надежду, что, придя в будущем году на промежуточные выборы под знаменем борьбы с налоговой реформой, они сумеют снова овладеть Конгрессом.
«Это Армагеддон!» – воскликнула Пелоси, комментируя непопулярность налоговой реформы. Она называет реформу «монументальной наглой кражей у американского среднего класса» и пощечиной отцам-основателям страны, ветеранам, детям и всему разумному, доброму и вечному.
Непопулярностью реформы объясняют тот факт, что за нее отказались голосовать даже сенаторы-демократы из тех 10 штатов, в которых в прошлом году победил Трамп.
На самом деле, он прав. «Истина заключается в том, – пишет сильно недолюбливающая его «Вашингтон пост», – что на будущий год 8 американцев из 10 будут платить меньше налогов… И лишь 5% будут платить больше».
Точнее, 4,8 %.
Притом это меньшинство будет состоять в основном из зажиточных людей, которые получают больше 100 тысяч в год и владеют дорогими домами в штатах с высокими местными налогами, таких как Нью-Йорк. То есть пострадают прежде всего богачи.
Как и большинство СМИ, «Вашингтон пост» ссылается на аналитический центр Tax Policy Center, характеризуя его как «беспартийный». Другие центровые СМИ называют его «независимым». На самом деле он либеральный.
Республиканцы утешают себя тем, что рейтинг реформы сейчас так плох, что он может только улучшиться. Кроме того, говорят они, американцы быстро убедятся на собственном опыте, повысили им налоги или понизили.
«Наша судьба в 2018 году зависит от закона о налогах, – сказал «Вашингтон пост» республиканский политтехнолог Корри Блисс. – Тут никого не обманешь. Вы знаете, сколько налогов вы заплатили в прошлом году. Вы увидите на будущий год, сократились они или повысились».
«Популярной сделают реформу ее результаты!» – заявляет спикер нижней палаты Пол Райан.
Республиканцы надеются не только на эмпирический опыт избирателей, но и на планируемую своим партактивом агитационную кампанию, по крайней мере, в 36 штатах.
«Рейгановское сокращение налогов в 1981 году поначалу не пользовалось широкой поддержкой, – говорит политтехнолог Тим Филлипс, возглавляющий политическую организацию, которая финансируется миллиардерами братьями Кох. – Люди увидели, что перемены благотворны, лишь по прошествии времени. А теперь на них смотрят как на историческое достижение, которое породило десятилетие экономического роста».
Республиканцы не спорят, что сокращение налогов увеличит государственный долг США, но считают претензии оппозиции по этому поводу лицемерными, поскольку демократы не возражали, когда Барак Обама за свои восемь лет в Белом доме увеличил задолженность Дяди Сэма почти вдвое. Сторонники реформы уверяют, что сокращение максимальной ставки налога на американские корпорации до 21% вместо нынешних 35% подстегнет экономический рынок, который хотя бы частично нейтрализует увеличение долга США из-за сокращения налоговых поступлений в казну. Во-вторых, говорят они, сократив налоговую ставку на большой бизнес (сейчас одну из самых высоких в мире), республиканцы лишат своих бизнесменов резона переводить компании в страны с более благоприятным налоговым режимом и дадут им стимул репатриировать миллиарды долларов, отсиживающихся ныне в офшорах. Демократы толкуют сокращение налогового бремени корпораций в категориях классовой борьбы и доказывают, что вся реформа имеет главной целью облагодетельствовать толстосумов за счет простого народа.
Республиканцы парируют, что в США прогрессивное налогообложение, при котором богачи платят непропорционально много налогов и поэтому заслуживают большего их сокращения.
Как напомнила в ту среду консервативная «Вашингтон таймс», верхние 20% богатейших налогоплательщиков заплатят в будущем году 65% всех налогов в стране, а на самые верхние 5% придется половина всех налогов.
Как пишет Брайан Ридл из консервативного Манхэттенского института, нижние 80% семей сейчас платят 33% всех федеральных налогов, но на них придется 35% их сокращения. А верхний один процент сейчас платит 27% всех федеральных налогов, но на него придется лишь 21% налоговых сокращений. Это значит, что доля федеральных налогов, которые платят самые богатые, теперь несколько увеличится.
Десятки миллионов беднейших американцев не платят федеральных налогов вообще и коллективно получают от правительства десятки миллиардов долларов в виде социальной помощи.
Как получается, что 80% (точнее 80,4%) американцев сейчас сократят налоги, но половина их при этом уверена, что повысят? Это иллюстрация того, что Трамп зовет «фейковыми новостями». Способность наших СМИ выдавать их за правду поистине безгранична.
После летнего провала своих попыток отменить медицинскую реформу Обамы республиканцы нуждались в победе и сейчас ее получили. Они, впрочем, не забыли и Обамакер, но вместо попыток отменить его оптом теперь отщипывают от него по кусочку.
Закон о налоговой реформе предусматривает отмену в 2019 году введенной при Обаме обязанности каждого американца иметь медицинскую страховку или платить штраф, сумма которого со временем повышается до солидного размера.
Демократы сетуют, что наскоки правящей партии на обамовскую реформу лишат массу американцев медицинской страховки.
Реформа также разрешает нефтедобычу в заповеднике на Аляске, на который много лет облизываются тамошние политики и бизнесмены. Защитники окружающей среды, долго препятствовавшие бурению в заповеднике, лишний раз убеждаются, что голосовали против Трампа не зря, и с нетерпением ждут президентских выборов 2020 года.