Парк Трампова периода

«Глава Белого дома совершил то, что до него не осмеливался ни один президент США — взял поводья управления внешней политикой страны в свои руки и заявил, что он, а не его Госдепартамент, определяет эту политику». Именно так прокомментировала историческое решение Дональда Трампа о признании Иерусалима столицей Израиля обозреватель газеты «Джерузалем пост» Кэролин Глик.

 Действительно, до сих пор международными делами и связями занимался, в основном, Госдеп. Назначая после своего избрания государственного секретаря, то есть министра иностранных дел, каждый новый президент практически отдавал ему на откуп внешнюю политику и, как правило, не вмешивался в нее — за исключением чрезвычайных ситуаций. В целом МИДы многих стран занимают независимое положение, и это можно объяснить: внешняя политика любого государства формируется десятилетиями, а то и столетиями, и почти не зависит от «прихотей» каждого нового лидера, что в определенной степени обеспечивает стабильность международных отношений. На эту стабильность зачастую не влияет и внутренняя обстановка в стране, что, несомненно, во многом является положительным фактором. Профессиональные дипломаты знают, что правители приходят и уходят, а на страже интересов своего государства остаются они. И именно они формируют, в конечном счете, приоритеты внешней политики.

К сожалению, опыт показывает, что далеко не всегда эти приоритеты демонстрируют реалистичный и объективный подход к различным ситуациям на международной арене. Именно во времена благожелательно относящегося к евреям Уинстона Черчилля Великобритания не допускала еврейских беженцев Европы в Палестину. А в новые времена, слишком усердно отстаивая права человека, госсекретарь США Хиллари Клинтон поддержала «арабскую весну», которая на деле принесла многим народам Африки и Ближнего Востока суровую зиму.

Пойдя на беспрецедентный шаг по отношению к Иерусалиму, пишет Кэролин Глик, Трамп в значительной мере восстановил роль США как мирового, независимого от сиюминутных обстоятельств лидера. Он совершил это вопреки внутреннему сопротивлению дипломатической бюрократии и ее традиционной политике. Даже многие произраильски настроенные сенаторы-демократы, не раз призывающие президентов перенести посольство Соединенных Штатов в Иерусалим, осудили нынешнее решение хозяина Белого дома. Правда, это связано, в основном, с чисто внутрипартийными соображениями: после поражения на выборах демократы противодействуют любому решению Трампа. В этом же ключе выступает еврейская община Америки, большинство представителей которой поддерживают демократов. Накануне судьбоносного заявления президента глава реформистской общины раввин Рик Джейкобс объявил: «Мы не можем поддержать позицию Трампа при отсутствии детальной программы мирного процесса». Трамп понимал, что идет также против позиции европейцев, арабских государств и даже некоторых, а может, и многих лиц из своего окружения в Белом доме, — и все-таки сделал это.

Между тем, заявление главы американской администрации не дает повода для особой радости. Дональд Трамп не заявил, что переводит посольство своей страны в признанную им столицу Израиля. Он не отказался от признания Палестинской автономии и не исключил возможности появления государства Палестины со столицей в Иерусалиме. Так из-за чего же переполох?

Вспомним, что дословно он сказал в своем заявлении: «Сегодня мы, в конце концов, признаем очевидное: Иерусалим — столица Израиля. Это не больше и не меньше, чем действительное признание».

И вправду, не больше и не меньше. Со времени Войны за независимость и объявления правительством Израиля Иерусалима столицей еврейского государства с обоснованием здесь всех национальных институтов политика США основывалась на упрямом и однозначном непризнании этого факта. Вот почему нынешнее заявление Дональда Трампа прогремело как землетрясение. Впервые за семь десятков лет США начали строить свою политику на Ближнем Востоке исходя из действительности, а не из отрицания.

При этом президент уточнил, что принял данное решение, основываясь на интересах Америки, и что он, и именно он определяет внешнюю политику страны. Не Госдепартамент, а президент. И это тоже потрясение. Потому что на протяжении почти семидесяти лет американский Госдепартамент, как уже было сказано, не признавал Иерусалим столицей Израиля. В 1953 году он выступал против перевода в Иерусалим нашего министерства иностранных дел. В 1962 году из письма помощника тогдашнего госсекретаря, направленного советнику президента Джона Кеннеди по национальной безопасности, выяснилось, что госдеп убеждал страны, поддерживающие дипломатические отношения с еврейским государством, проводить ту же политику в отношении Иерусалима и не открывать там свои посольства.

И вдруг пришел Трамп — и все перевернул. В октябре прошлого года он открыто заявил, что Иран не выполняет условия соглашения по своей ядерной программе (те самые, которые поддержала и Европа), поэтому США намерены аннулировать его или коренным образом изменить его условия. И вот сейчас — новое драматическое заявление, идущее вразрез с устоявшейся десятилетиями традицией. Насколько эта традиция была навязанной, показал хотя бы тот факт, что спустя несколько часов после выступления Трампа Чехия, давний друг нашей страны, заявила, что поддерживает американскую позицию и признает Иерусалим столицей Израиля.

Нельзя не припомнить, что ряд государств Европы уже давно признали гипотетическое палестинское государство со столицей в Иерусалиме. А верховный комиссар Евросоюза по иностранным делам Федерика Могерини заявила на состоявшейся пресс-конференции, что Иерусалим должен быть столицей двух государств — еврейского и пока еще не созданного палестинского. Так что и перед ними стоит сегодня выбор — действовать в соответствии с реалиями или цепляться за старые внешнеполитические установки. В этом контексте интересны размышления журналиста «Маарива» Алона Бен-Давида. Он пишет, что Трамп не случайно занял активную позицию на внешнеполитическом поле своей администрации. В то время как многие обозреватели, комментируя его заявление, отмечают, что президент, следуя предвыборным обязательствам, стремится ублажить своих сторонников-евангелистов, симпатизирующих Израилю, другие более серьезно подходят к новой ситуации. Они полагают, что сразу после избрания Трамп понял, что вернуть США статус лидирующей державы и удержать его самого на вершине власти, включая вторую каденцию, может именно внешняя политика. Он бы с удовольствием приструнил ядерные амбиции Северной Кореи, но пока ему это не удается. Поэтому Трамп решил избрать путь, который действительно может принести ему успех. Речь идет о разрешении палестино-израильского конфликта. Кто знает, может, то, что не удалось его предшественникам, удастся ему. Сегодня наш регион выглядит далеко не так, как прежде. Тлеющая десятилетиями конкуренция мусульманских стран за влияние в регионе взорвалась пламенем, сформировались альянсы, открыто противостоящие друг другу и даже готовые вступить в войну. Ирак, Иран, Сирию, Ливан, Йемен раздирают внутренние конфликты — и в этой обстановке выяснилось: Трампу есть что предложить! Перед тем как сделать заявление относительно Иерусалима, Дональд Трамп переговорил по телефону со всеми лидерами арабского мира. Мы не знаем деталей этих бесед, однако не могли не заметить, что после президентской речи реакция арабских стран была более чем сдержанной. Вполне возможно предположить, что Трамп объяснил их руководителям, в том числе, и Абу-Мазену, что признание Иерусалима столицей Израиля — не бесплатная «конфетка» еврейскому государству. Что это лишь одно из условий программы по урегулированию конфликта, которая должна быть представлена вскоре. И что бы ни было в этой программе, никто не посмеет теперь заявить, что Трамп — не верный друг Израиля.

Американский президент не упустил из виду и психологический фактор. Он прекрасно понимает, каково лидеру страны находиться под следствием, и «конфетка», которую он протянул Нетаниягу в виде своего заявления, не могла не воздействовать на дух и на оптимизм нашего премьера. И теперь он при любых обстоятельствах не сможет проигнорировать новые требования американского друга, иже те последуют.Любой предприниматель скажет вам, что, готовясь к сделке, надо уметь быть «щедрым понемногу» — давать небольшими жестами, чтобы в итоге получить большой куш. Для Израиля заявление Трампа стало серьезным подарком, однако самому президенту оно ничего такого не стоило. И главный свой счет он пока не выставил.

В своей речи Трамп не обещал ни прочного мира, ни начала дружеских отношений между израильтянами и палестинцами, ни более или менее стабильного сосуществования сторон — того, чего не мог добиться пока ни один президент США. Палестинцы восприняли заявление Трампа, как воспринимают любой положительный шаг в сторону Израиля: демонстрациями протеста и насильственными действиями против солдат ЦаХаЛа. Однако они должны понять, что сегодня подобная реакция играет против них, и платить за нее придется в первую очередь им самим.

15061ssssssss

Нет на нашей планете ни одной страны, которая бы не имела признанной столицы. До последнего времени Израиль был единственным исключением. Сегодня, спустя 70 лет после резолюции ООН, предоставившей евреям право на создание собственного суверенного государства, мы, наконец, добились признания нашей столицы мировым лидером. Между тем, отмечает Алон Бен-Давид, важный политический шаг американского союзника должен быть подкреплен не менее важными социальными шагами нашего правительства. Столица еврейского государства — один из самых бедных городов страны. Всего треть иерусалимских старшеклассников получают право на сдачу выпускных экзаменов. В Иерусалиме располагается лагерь палестинских беженцев, куда не может ступить нога израильтянина, и ультрарелигиозные районы, где опасно появляться в армейской форме. Свыше трети иерусалимских жителей — арабы-палестинцы. И можно ли назвать частью столицы еврейского государства Шуафат? Наверное, пришло время новым взглядом окинуть наш древний Иерусалим и превратить его в по-настоящему современный, открытый всем возможностям город.

Напоследок — небольшая информация, поступившая из Кирьят-Яма. Мэрия этого города решила разбить новый парк развлечений и присвоить ему имя Дональда Трампа. По словам мэра Давида Эвен-Цура, президент США совершил храбрый поступок, на который не решился ни один из его предшественников. «Мы обязаны прославить его за это. Иерусалим — это мечта, которая живет в сердце каждого еврея, и решение Трампа дает этой мечте ясное международное признание», — сказал мэр.

Парк Дональда Трампа будет примыкать к научному парку в центре города. На его открытие, запланированное в апреле 2018 года, мэрия Кирьят-Яма хочет пригласить самого «именинника». А что? Может, он приедет, чтобы погреться в лучах славы…

Яков ЗУБАРЕВ, isrageo.com, «Новости недели»

Фото: DonkeyHotey / Flickr

2

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

1 комментарий к “Парк Трампова периода

  1. Трамп провозгласил Иерусалим столицей государства Израиль — МИР
    вскипел протестом и замер — правомерность этого шага подтверждается
    ИСТОРИЕЙ — очевидно, оспаривать ЕЁ бессмысленно,чтобы не сказать —
    глупо. Арабы религиозный народ, Коран чтит, читает и знает.Так как
    может (смеет) он восстать против сказанного в нём :» Святая земля
    принадлежит Сынам Израиля»? Думаю религиозного повода для
    восстания на предложение трансфера нет.

Обсуждение закрыто.