Снова новый год

Скоро мы, евреи, будем праздновать Новый год! Нет, не китайский, не год свиньи, с которой у евреев своеобразные отношения. А Новый год Деревьев — Ту би Шват.

Как еще один Новый год, — удивятся многие, — а что было в сентябре, о чем мы трубили в Шофар, и ели яблоки с медом? Современный еврей с удовольствием отмечает и еврейский Новый год, и нееврейский, и китайский… Хорошо жить в современном мире — праздники каждый день!

«Салат» из разнородных праздников — это не так безобидно, в каждом из календарей заложена своя система, и смесь всех традиций напоминает салат «оливье», где смешиваются самые разнородные продукты, все это заливается майонезом, и бедный желудок потом отходит от праздничного застолья несколько дней.

Нет, я не против уважения к другим культурам, нужна система, в которой мы за каждой структурой видим свою идею, не бездумное смешение (устаревшая идея плавильного котла), а осмысление каждого отдельного опыта.

Итак, сколько же у нас новых годов? Талмуд пишет, что в нашем календаре 4 новых года: весной, летом, осенью и зимой.

И каждый из них несет в себе свою идею. Весенний (1 нисана — за 2 недели до Песах) называется Новый год Царей. Говорит Каббала, что, реализовав идеи Песах, мы становимся людьми «с царем в голове». Т. е. мы учимся царствовать над собой, контролировать разумом свои страсти и т. д.

Летний (1 элула — за 1 месяц до Рош Хашана) называется Новым годом Животных. Здесь подчеркивается идея той дистанции, которую проходит человек. От состояния, когда над нами властвует животное начало (по Фрейду), до пробуждения человеческого (под звуки Шофара) через месяц. И говорит наша традиция, что Вс-вышний в этот месяц в преддверии Рош Хашана дает нам особую духовную поддержку для нашей трансформации.

И, наконец, Новый год Деревьев — Ту би Шват (что означает 15 швата) — в этом году — Шаббат — 10 января.

Тора обладает особым искусством говорить языком символов. Не понимая этого языка, мы видим только «детские истории», понимая — глубочайшие идеи.

Одна из метафор Торы — «Человек — как дерево полевое».

Корни дерева — как наша Основа, как наша связь с местом, то, что нас поддерживает.

Ствол — то, что противостоит ветрам — жизненным испытаниям.

Плоды — наши добрые дела, особенно наши дети («Яблоко от яблони недалеко падает»).

И что хорошего происходит с деревьями в разгар зимней стужи?

Оказывается, что мы празднуем Начало Большого Пути.

Мы учимся видеть (и правильно стимулировать) зарождающуюся жизнь в том, что еще выглядит спящим.

Оказывается, в Израиле (а наш календарь и наш внутренний духовный ритм «настроен» на климат в Святой Земле) в это время пробуждаются деревья, пробуждаются от зимней спячки, от состояния полного покоя к состоянию продуктивного творческого бытия.

Проследим цикл праздников — от Хануки до Шавуота.

В Хануку — самый мрачный период — полная темнота, которую мы освещаем ханукальными свечами.

В Ту би Шват происходит (и наша цель — присоединиться к процессу) пробуждение духовной природы. Снаружи еще все спит, но в нашем внутреннем мире начинается пробуждение.

В Пурим мы побеждаем Амана — сбрасываем силы Зла, удерживающие нас. И переходим от зимы к весне.

В Песах мы выходим из Египта — из нашего духовного рабства, когда наше тело (символ Фараона) диктует нам что делать (вкалывать на удовлетворение телесных нужд), и мы освобождаемся для служения нашему сознанию, нашему внутреннему миру.

Наконец — Шавуот. Нам выдают Тору — подробную инструкцию, как нам жить, держа в рамках тело и развивая душу.

И старт этого процесса — Ту би Шват!

Мы едим фрукты — плоды Дерева, напоминая себе, что цель жизни — не уснувшая душа, когда тело руководит нашими интересами, а работа в этом интересном мире — Плоды, то, что останется от нас, — Дети, прочитанные книги, уроки мудрости, пережитые испытания, наши ученики — каждый из нас может изменить мир, а может продолжать спать — как зимнее дерево.

Давайте же и в этот славный праздник Ту би Шват впустим в себя свет, услышим голос своей души и начнем жить полноценной творческой жизнью, ради которой стоит родиться, как плод, который превращается в дерево, приносящее новые плоды.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Брук

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора