Материалы сайта www.evrey.com
Вот уже несколько недель Израиль сотрясают драматические события вокруг крупнейшего израильского фармацевтического концерна “Тева”. После того, как этот гигант фармацевтики, давно вышедший на международный уровень, столкнулся с серьезными финансовыми проблемами, руководство компании было вынуждено объявить о резком сокращении мощностей, реструктуризации производства, и как следствие — о предстоящем массовом увольнении работников. Первоначально речь шла почти о 3 тысячах сотрудников. Однако затем компания снизила их число до 1.750 человек. Сразу после этого в Израиле начались организованные профсоюзными комитетами на предприятиях Тевы и Всеобщей Федерацией профсоюзов массовые акции протеста. Была даже объявлена обще-израильская четырехчасовая, так называемая «забастовка солидарности». В последние дни дело дошло до того, что работники концерна фактически оккупировали предприятия компании в Иерусалиме и открыто угрожали поджогом зданий, подрывом складов с химикатами и распылением опасных веществ, имеющихся на фармацевтических предприятиях Тевы. На этом фоне в среду состоялась встреча гендиректора Тевы, Каре Шульца с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаниягу, который предложил компании сократить число уволенных в Израиле за счет увеличения числа увольнений на предприятиях компании, расположенных за границей. Однако гендиректор Тевы не смог выполнить эту просьбу. В связи с тем, что количество увольняемых израильских работников — уже минимизировано. При том, что речь, по сути, идет о выживании компании. После неудачного окончания переговоров работники Тевы возобновили акции протеста. В частности, активисты — приковали себя наручниками к арматуре в зданиях кампании.
Название компании, “Тева” в переводе на русский язык означает — “природа”. И в данном случае нам это обстоятельство кажется глубоко символичным. Так же, как существуют законы природы, которым, по Воле Творца мира, подчиняется все живое — в мире действуют и естественные законы рынка, согласно которым любой предприниматель и любое предприятие вправе по мере необходимости нанимать и увольнять работников. Разумеется, при условии, что обстоятельства найма и увольнения соответствуют требованиям закона. Отметим, что компания Тева предоставляет увольняемым работником все положенные им по закону выплаты, включая весьма немаленькие деньги “по увольнительной”. Особенно — если речь идет о тех, кто проработал в компании многие годы. В этом случае выходное пособие может достигать сотен тысяч шекелей. Совершенно ясно, что люди, многие годы проработавшие в такой компании, как Тева, славящийся прекрасной оплатой труда и предоставлением своим работникам многих льгот, будут болезненно воспринимать свое увольнение. Даже если это произойдет в полном соответствии с законом. И мы — далеки от злорадства по данному поводу. Увольняемым в любом случае можно только посочувствовать. Однако (и нам это обстоятельство представляется значимым) сразу после того, как стало известно о драматических шагах Тевы по сокращению производства — руку помощи работником Тевы протянули владельцы преуспевающих бизнесов в сфере израильского хайтека (см. на сайте материал «15 миллиардов и “совок” — 15.03.17). Они предложили увольняемым сотрудникам Тевы предоставить рабочие места на своих предприятиях. Речь, напомним, идет о наиболее престижном и высокооплачиваемом секторе израильского народного хозяйства. Вполне может быть, что принятые таким образом “экономические беженцы” значительно выиграют в оплате своего труда. Ибо работа на предприятии хайтека по многим параметрам представляет собой сегодня в Израиле наилучший вариант трудоустройства. На фоне этого становится непонятным упорство увольняемых сотрудников Тевы в борьбе. Совершенно неясно также, чего, собственно добиваются протестующие. Неужели они надеются, что от интенсивности их протестов, зависит “сила действия” естественных экономических законов регулирования рынка, и что компания чудесным образом обретет финансовые возможности для того, чтобы оставить их на прежней работе? Чего требуют протестующие? Протестовать против действий компании, находящейся на грани краха и спасающей себя от разорения — все равно, что пытаться обратить вспять потоки рек. Или, к примеру — бороться с законом всемирного тяготения. Однако участники протестов не желают это понимать.
И здесь следует сказать о весьма чувствительном и важном моменте. Не только для Тевы, но и — для всей израильской экономики и для перспектив ее развития. В самом факте, что компания Тева потерпела, будем надеяться, временную неудачу в бизнесе — нет ничего экстраординарного. Такое, увы, может произойти с каждой, даже самой преуспевающей компанией. Но на макроэкономический климат в стране эти события слишком уж сильно повлиять — не способны. Однако, если правительство, под давлением профсоюзов и увольняемых сотрудников компании Тева начнет выкручивать руки ее руководству, требуя, в угоду израильский общественности, отказаться от сокращения штата (иными словами, в угоду социалистическим идеалам и лозунгам — проигнорировать экономическую реальность) — такое развитие событий может стать тяжелейшим ударом по имиджу Израиля, который сегодня по праву считается страной с благоприятным бизнес-климатом. И это еще мягко сказано. Фактически, выполнение требований протестующих и выкручивание рук администрации Тевы, будут означать для Израиля настоящую экономическую катастрофу, частью которой может стать резкое сокращение иностранных инвестиций в экономику Израиля. При всем понятном сочувствии к увольняемым, это, все же — слишком высокая цена продолжения их комфортного существования на развалинах концерна Тева и израильской экономики.