«Свеча Б-га — душа человека»

Я начал писать эту статью перед самой Ханукой, праздником Света, незадолго до первой её свечи. Вы прочтёте уже в самом конце удивительного праздника.

Удивительного чем? Очень многим. Тем, в частности, что этот праздник, суть которого — сохранение еврейской идентичности, то есть чистого духовного света — знают и ценят многие, имеющие к еврейской Традиции отношение весьма косвенное. А то и прямо негативное. Вот президент Обама устроил на прощанье очередное «празднество Хануки» в Белом доме, посвящённое «борьбе с исламофобией». Вот Флоренсио Кампоманес, филлипинец, президент (и разрушитель) Международной шахматной федерации, организует сие действо во время Олимпиады, привлекая многонациональную общественность. Маленькие огоньки отчего-то вспыхивают даже в домах тех «лиц еврейской национальности», чьи воззрения на еврейство ближе не к Маккавеям, а к тому убитому Мататиягу еврею, первой жертве Хануки, кто собирался вознести в жертву на алтаре свинью.

Неужели это только от красоты и прелести ритуала? Или всё-таки даже самые далёкие от духовности люди чувствуют, как бы недоосознанно прозревают, что только чистота посвящённой Б-гу еврейской души, этой дистиллированной искры вечного света — может осветить мир и сделать его из тёмных джунглей — местом человеческого существования?

Слова из «Притч Соломоновых»: «Свеча Б-га — душа человека» кто только ни цитировал. Давайте, я чуть-чуть расскажу вам о человеке, чья свеча в этом мире погасла за несколько часов до Хануки — раве Аароне Йеуде Лейбе Штейнмане, да будет память о праведнике благословенна. Чуть-чуть — потому что рав в завещании просил не писать о нём статьи. Так что статья не о нём, а о наших настоящих лидерах вообще. Славы рав очень не любил. И на кладбище просил собрать маленький миньян («даже 10 человек довольно») — из сотен тысяч пришедших с ним проститься туда попало десятка три. Я пользуюсь некоторыми материалами сайта yeshivaworld.com

Раву было 103 или 104 года (источники приводят разные данные о годе его рождения). Великий мудрец Торы. Родители и пятеро братьев его погибли в Холокост. С 1946 года в Израиле, и вскоре Хазон Иш, величайший законодатель нашего народа в середине 20-го века, рекомендует молодого человека на роль главы ешивы. Перебирается в Бней-Брак, где живёт, учит и учится до своего ухода. Более 60 лет.

Вообще, в жизни рава отчётливо видно постоянство: с женой они тоже прожили душа в душу 59 лет. К слову, для тех, кто любит выискивать конфликты в народе Израиля: жена признанного лидера «литовского» направления была дочкой герского хасида. И — она потомок величайших «литовских» учёных: «Маген Авраам», рава Йонатана Эйбишуца и «Хидушей Рим». Рав всей своей жизнью укреплял и олицетворял единство нашего народа.

Его свеча горела ровным, надёжным огнём, неся миру свет чуда и бескорыстной, бесконечной преданности Творцу — и потому служению Его народу. Может быть, поэтому ему и суждено было уйти в преддверии Хануки, когда пробуждается в мире свет чуда, призванного бесконечной и бескорыстной преданностью Б-гу Маккавеев и их соратников? Или же дело в том, что Ханука — время особо удачное для молитвы и самопожертвования в служении Всевышнему — а истинный мудрец Торы делает это постоянно, и если ему уходить, то тогда, когда легче небесам соединить «порванную нить»?

Из многочисленных качеств рава упомяну только малую часть. Рав жил подчёркнуто бедно (посмотрите обстановку на фото: обшарпанные стены, старая поломанная мебель…) и категорически отказывался от предложений это изменить. Несколько десятилетий спал на кровати, которую получил при въезде в Израиль. Предшественник на «троне короля Торы» рав Йосеф Шалом Элияшив называл его «бедный еврей». И — если рав Йосеф Шалом нуждался в совете, в первую очередь обращался к нему — острейший ум рава Штейнмана «рассекал» любые проблемы за минуты (к нему многие ходили за помощью и советом, скажем, известный нью-йоркцам Дов Хайкинд рассказывал, что на одну его «неразрешимую проблему» у рава ушло меньше минуты). Много занимался цдакой — еврейской благотворительностью, даже сам катался по миру в уже очень пожилом возрасте, собирал деньги на ешивы и благотворительные проекты — ему доверяли спонсоры, знали, что ни копейки «к рукам не пристанет». Ничего материального для себя. Известности избегал. Но, когда его об этом попросили — в 98 лет (!) возглавил мир Торы. Величайшие авторитеты после ухода рава Й.Ш.Элияшива избрали его «на трон» единогласно. Учился постоянно.

image2cccccccccccggggggggggggggggggggg

Хватит, иначе, боюсь, будет нарушена последняя воля цадика. С равом Штейнманом, мне видится, были связаны многие чудеса в нашем народе. Знаете, как в Талмуде написано о раби Ханина бен Доса: «В его честь весь мир получает пропитание, а Ханине от Шаббата до Шаббата достаточно горстки плодов рожкового дерева». Приходит на память и Бааль-Шем-Тов, который уходил на неделю до Субботы в лес с двумя караваями хлеба и ведёрком воды — и зачастую хлебы оставались нетронутыми, забывал о них. И — Хофец Хаим, слава которого гремела по миру (не только среди евреев Торы), авторе самых авторитетных книг последних столетий, который жил в захолустном польском Радине в маленькой квартирке, в его комнатке стояли только железная кровать, письменный стол и стул. «Я здесь (в этом мире) в дороге, зачем мне хоромы?» Когда они с женой держали бакалейную лавочку и заметили, что большинство покупателей ходит к ним (из-за низких цен и полного доверия к продавцу) — лавочку закрыли, чтобы не лишать пропитания конкурентов, и отныне жили только на доходы от издания книг, отказываясь от любой оплаты за гигантские его труды на благо нашего народа. Приходит на память и Святой Рабби, один из богатейший людей своего времени, который перед смертью поднимает руки вверх и произносит: «клянусь, что и на один из этих десяти пальцев я не получал (не связанного с заповедью) удовольствия от этого материального мира». Всё его великолепие было только ради народа, чтобы поддерживать этим авторитет и власть «еврейского царя в изгнании». Без них народу на чужбине пришлось бы совсем плохо.

Меньше чем через день после рава ушёл в иной мир мой родственник. Его сын предположил, что, может быть, отца забрали «в свиту главы поколения». Отец отличался уникальным стремлением помогать близким и такими заботой о родителях и уважением к ним, которые непросто найти сегодня. Своим бескорыстием он, мне казалось, чем-то напоминал рава Штейнмана. Несколько дней он, «в безнадёжном состоянии» (по словам врачей) пролежал в больнице — намного дольше, чем врачи поначалу предрекали. Состояние неожиданно стало отчасти улучшаться, казалось, появилась надежда… но когда ушёл рав, мир словно оглох, замерли чудеса… А без них стандартные формулы врачей оказались неопровержимы.

image4cccccccccccccc

Говорят учителя наши, что жизнь устроена по закону: «Солнце зашло, солнце встало» — и дают длинную цепочку «совпадений», когда после ухода одного праведника вспыхивал свет его наследника. Отчаяние неуместно, Творец никогда не уходит в отпуск. И всё-таки… Каждый истинный мудрец Торы — ходатай за своё поколение перед небесами. Зачастую в его заслугу нам прощается очень многое. Особенно тем, кто это понимает и — благодарен.

Закончить хочу моим старым стихом, посвящённым уходу другого праведника. Увы, его можно повторять и повторять.

Я заметил, как это случилось:

Умер цадик — и яды в еде.

Словно цепь в небесах отключилась.

Тору уподобляют воде,

 

Тору уподобляют дыханью.

А, вы думаете, кислород —

Производит листвы колыханье

Амазонских, сибирских пород?

 

Цадик — этого мира защита,

В море духа пловец и судья.

Нам сокрыто — от Б-га не скрыто:

Все мы — дочери и сыновья

 

Тех, кто вырвал секиру и жало,

Был пред вечным вопросом — силён.

Помню я, как дорога дрожала –

Когда умер столетний Гаон…

2

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 4,50 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора