«Уделяете ли вы внимание своему здоровью? — с этого вопроса начал лекцию один из ведущих специалистов в области семейных отношений Морт Фертель. — Пожалуйста, поднимите руку, если вы хотя бы раз в неделю занимаетесь физическими упражнениями. А теперь, уважаемые мужья, пожалуйста, поднимите руку, если вы хотя бы раз в неделю приглашаете свою жену на обед и общаетесь с ней на неделовые темы…»
Укрепление семьи подобно укреплению здоровья, считает Морт Фертель. Невозможно укрепить здоровье, лишь борясь с болезнями, необходимы также физические упражнения, правильная диета. Так же и семью невозможно укрепить лишь борьбой с конфликтами, нужны внимание, приятное общение, позитивные действия, которые способствуют улучшению отношений между мужчиной и женщиной.
Признаюсь, что я не ходил на лекцию Морта Фертеля, а смотрел ее на экране компьютера, обнаружив, что голову американского гуру в вопросах семейных отношений покрывает ермолка, а сам он — член ортодоксальной еврейской общины Балтимора.
Во время лекций Морт Фертель рассказывает о Торе, цитирует Талмуд и делится личным опытом. «Многие супруги могут рассказать о том, как они полюбили друг друга, а затем, столкнувшись с какими-то сложностями, потеряли любовь, — говорит Морт Фертель. — Мы с женой любили друг друга, однако наша жизнь подверглась испытанию. У нас родился сын, который умер спустя неделю, а через два года при родах умерли еще две дочери. Моя жена впала в депрессию, а я ушел с головой в работу, и мы перестали быть живущими душа в душу супругами, став конфликтующими соседями. Мы пытались научиться разрешать конфликты, но в результате стали лишь «лучшими соседями», в то время как наша семейная жизнь оставалась невыносимой. Тогда мы решили забыть на время обо всех наших проблемах и сосредоточиться на позитивном, стремясь пробудить в наших душах любовь…»
«Но разве можно заставить любить?» — удивится читатель.
Программа Фертеля построена на идее рава Элиягу Деслера, который писал о том, что слово «ахава» — любовь — происходит из корня «хав» — давать. Обязывая человека любить ближнего, Тора обязывает его «давать», проявлять заботу, творить добро. И чем больше мы даем добра ближнему, тем больше начинаем его любить, вкладывая в него частичку своей души. Например, чем больше мать ухаживает за ребенком, тем больше начинает его любить. Так поступки пробуждают чувства в душе человека…
В чем смысл принесения жертвы в Храме? Разве Всевышнему нужны жертвы человека? Они нужны человеку, поясняет Рамбан. Слово «жертва» — корабн — дословно означает «приближение». Так, принося жертву Всевышнему, человек приближается к Всевышнему. Впрочем, Храм является символом еврейской семьи, в которой супруги должны уметь приносить жертвы, заботиться друг о друге, таким образом приближаясь друг к другу.
Ценны не только судьбоносные поступки, но и те, которые могут показаться мелочами. Существует обычай дарить жене к шаббату цветы. И как бы это ни было важно женщине, может быть, еще важнее мужчине дарить своей жене цветы, пробуждая этим поступком в своем сердце любовь…
В Святая Святых Храма находились керувим — фигуры мужчины и женщины, лица которых обращены друг к другу. Слово «лицо» — паним — связано с корнем «внутри» — пним. Лицо выражает чувства человека, потому обращенные друг к другу лица керувим являются символом живущих душа в душу супругов.
Морт Фертель рекомендует мужьям хотя бы раз в неделю приглашать жену на неделовое свидание, во время которого лица супругов были бы обращены друг к другу, и тогда их души могли бы объединиться.
Художник Алекс Левин