Удивительные приключения евреев в Китае

Предания китайских евреев гласят: первые иудеи прибыли в Китай еще в I веке н. э. по шелковому пути. Документально можно подтвердить их присутствие лишь с VIII-IX веков и позже — некоторые арабские и китайские источники, например, описывают еврейские торговые колонии в Ханькоу и Пекине.

Из всех этих общин по-настоящему долговечной стала только еврейская община в Кайфэне. Вероятно, евреи там оказались в начале XII века, перед тем как город был захвачен племенами чжурчжени. Согласно надписи на местной стеле конца XV века, 70 еврейских семей прибыли в Кайфэн с богатыми дарами императору. В благодарность он разрешил им поселиться в столице империи. Поселенцы занимались изготовлением и набивкой хлопчатобумажных тканей. Позже китайские евреи были в основном коммерсантами, врачами, военными и даже чиновниками. Говорили они поначалу на новоперсидском языке, но в нем зафиксированы влияния и других наречий.

Первая синагога в Кайфэне появилась в XII веке. Спустя столетие ее перестроили, и комплекс стал напоминать китайскую пагоду. Кроме самой синагоги, в здании находились еще зал для учебы, общинная кухня, бойня, миква и сукка. На протяжении веков синагога несколько раз разрушалась: в середине XV века она пострадала от разлива реки Хуанхэ.

В 1600 году она сгорела, а в середине XVII века во время восстания синагога и еврейское кладбище были разрушены. Здание каждый раз восстанавливали, увековечивая на стелах имена участвовавших в работах членов общины.

123456

Судя по всему, императорская семья благоволила евреям. Например, в конце XIV века основатель династии Мин Чжу Юань-чжан наделил евреев землями и даровал им некоторые привилегии. А в начале XV века один из членов общины разоблачил заговор против императора. В благодарность китайские евреи получили неслыханную по тем временам возможность — носить китайские фамилии. В начале XVI века евреям запретили любые связи с внешним миром, и община начала приходить в упадок. В XVII веке китайских евреев обнаружили европейские миссионеры. Они хотели обратить евреев в христианство, но те не согласились. Однако со временем в культуре китайских евреев стали прослеживаться черты конфуцианства. Если поначалу они соблюдали субботу, проводили обряд обрезания (вплоть до XX века), молились лицом на запад и продолжали давать детям еврейские имена в дополнение к китайским, то в конце XV века ситуация начала меняться. Например, у евреев появился конфуцианский культ предков. В надписи, датируемой серединой XVII века, была найдена попытка доказать соответствие еврейских законов китайским. Даже еврейские праздники стали отмечать по китайскому календарю. Постепенно ассимилировался и язык. В начале XVII века китайские евреи еще могли читать тексты на иврите, но в современных списках уже можно заметить много ошибок. В 1810 умер последний кайфэнский раввин, и с тех пор иврит почти полностью ушел из употребления членов общины.

В середине XIX века британский консул в Иерусалиме Фин написал китайским евреям письмо на иврите. Они ответили ему на китайском языке, что уже многие поколения не пользуются этим древним языком, хотя религиозные книги все еще чтут, но уже не читают. В конце столетия специально для местной общины глава епископальной церкви Китая Шерешевский перевел Тору с иврита на китайский.

Китайские евреи перенимали и другие обычаи местного населения. Например, они практиковали многоженство. Жениться евреи могли как на женщинах из своей общины, так и на китаянках, которым приходилось ради брака принимать иудаизм. Когда именно стали вводиться смешанные браки, неизвестно, но постепенно еврейское население смешалось с китайским. К тому же местные евреи одевались в китайские костюмы, носили косы и бинтовали ноги девочкам. На фотографиях XIX-XX веков члены общины, продолжавшие называть себя евреями, внешне уже ничем не отличались от китайцев.

diletant.media

izbrannoe.com

tel:18448717842

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора