Реувен Миллер
С Ханукой вас, дорогие друзья!
С праздником нашей самоидентификации!
С праздником отказа. Отказа от поклонения чужим идолам!
В связи с идолопоклонством вспоминается история семьи Яакова-Исраэля, описанная в Книге «Брейшит» («Бытие»).
Люблю героев ТАНАХа, ибо это Книга эта — отнюдь не «жития святых», а истории нормальных людей со всеми их страстями и ошибками.
Так вот, если помните, праотец Ицхак, а на самом деле — властная идише маме Ривка, командовавшая всем в доме слепого Ицхака, родители эти отправили своего любимчика, хитреца Яакова, подальше с глаз долой обманутого и разгневанного украденным Яаковом первородства брата Эсава, женихаться в дом ривкиного брата Лавана, проживавшего в Харане (Месопотамия, нынешний Ирак):
«Бог же Всемогущий да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов, и да даст тебе благословение Авраама, тебе и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму!».
По дороге, заночевав возле некоего места, называвшегося Луз, а затем переименованного Яаковом в Бейт-Эль, увидел Яаков сон, в котором Всевышний с вершины бесконечной лестницы, уходящей в небо, подтверждает ему, авраамову внуку, заключенный с дедом договор и обещает Яакову свое покровительство.
Затем проходят 20 лет, в течение которых Яаков живет в семье язычника Лавана. Это были сложные и трудные годы превращения молодого человека в патриарха. Тяжелый труд пастуха, вероломство и лживость тестя, обманом заставившего Яакова жениться на нелюбимой и некрасивой (однако, плодовитой!) Лее, четырнадцать лет рабского труда за право стать мужем любимой красавицы Рахели, ее бесплодие, принудившее расширить гарем за счет наложниц, постоянные свары между сестрами-женами.
Но вместе с тем, высокие показатели в области селекции животноводства. Стада тучнеют и растут, но все для кого? Для жиреющего латифундиста Лавана, язычника, к тому же.
Любопытно, что на протяжении 29-30 глав Книги «Брейшит», где описывается производственно-экономическая и семейная жизнь Яакова, Господь упоминается вскользь, да и то, в основном, женами героя, когда они сподобливаются зачать и родить.
Очевидно, что в этом языческом окружении, в атмосфере бабских скандалов, ожидавших его после тяжелых трудодней, Яакову было как-то не до высокого, не до идей, и его духовная жизнь происходила подспудно, незаметно даже для него самого.
Но вот, терпению Яакова приходит конец.
«И сказал Всесильный Яакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою».
С помощью своих секретных ноу-хау в области селекции животноводства Яаков резко увеличивает поголовье своих стад, в ущерб стадам тестя, и тайком покидает кочевья со всеми стадами, женами, наложницами, рабами и рабынями. Но перед этим
«Лаван пошел стричь скот свой, а Рахель похитила идолов, которые были у отца ее.».
Естественно, что в доме, где муж целыми днями и ночами пропадал на работе, всем заправляли жены, и отцовские идолы (они же — родные пенаты) для Рахели были священны. Потому, украв их, она впоследствии исхитрилась сохранить эту контрабанду от обыска, учиненного беглецам догнавшими их отцом и братьями, спрятав идолов по-женски, под юбкой, и провезла истуканов до родины мужа, впоследствии нареченной Эрец-Исраэль.
И лишь через долгое время пути, когда Яакову пришлось пережить страх перед неминуемой встречей со своим братом-близнецом Эсавом, у которого он когда-то с помощью Ривки, матери их, коварно отнял первородство, страх, правда, завершившийся хэппи-эндом с братскими объятиями, после похищения и изнасилования сынком шхемского правителя единственной дочери Яакова Дины, и отмщения сыновьями Яакова всему городу за проделки плэйбоя, и, главное, после таинственной ночной борьбы то ли с самим Господом, то ли с Ангелом Его, из которой Яаков вышел, хоть и по гроб жизни, хромцом, но победителем, Исраэлем, которому сам Господь отдал право на землю предков, Эрец-Исраэль, Яаков решительно уничтожает идолопоклонство.
«И сказал Всесильный Яакову: встань, пойди в Бейт-Эль и живи там, и устрой там жертвенник Всесильному, явившемуся тебе, когда ты бежал от Эсава, брата твоего.
И сказал Яаков дому своему и всем бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши; встанем и пойдем в Бейт-Эль; там устрою я жертвенник Всесильному, Который услышал меня в день бедствия моего и был со мною в пути, которым я шел.
И отдали Яакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у них, и закопал их Яаков под дубом, который близ Шхема.
И отправились они от Шхема. И был страх Всесильного на окрестных городах, и не преследовали сынов Яаковлевых.
И пришел Иаков в Луз, что в земле Кнаан, то есть в Бейт-Эль, сам и все люди, бывшие с ним, и устроил там жертвенник, и назвал сие место: Всесильный в Бейт-Эле, ибо тут явился ему Всесильный, когда он бежал от брата своего.»
А бедняга Рахель, идолопоклонница и похитительница идолов, вскорости умерла в муках, родовых муках. Это произошло совсем недалеко от «малой» родины Яакова, на холме, где сегодня, на окраине Иерусалима, рядом с нерасчищенным минным полем, оставшимся от иорданской оккупации, стоит развлекательный кибуц Рамат Рахель.
Честь же продолжить род иудейский до наших дней досталась ее сестре, некрасивой, косоглазой, толстозадой и нелюбимой мужем праматери Лее, которая, быть может, именно из-за этой нелюбви стремилась глубже проникнуть во внутренний мир мужа и быть духовно ближе ему. По крайней мере, Тора ничего не сообщает о ее идолопоклонстве.
И именно Лее досталась честь быть захороненной вместе с супругом в Пещере Праотцов — Меорат а-Махпела…
Но еще не раз и не два потомки Израиля впадали в грех идолопоклонства. Сюжетами об этом насыщены и ТАНАХ, и послевавилонская история, и история галута, и даже коротенькая история Государства Израиль.
Когда — по принуждению, а когда по собственной дурости или примитивно понятой сиюминутной выгоде, из желания влиться в «народы», евреи поклонялись и, к сожалению, поклоняются, чужим идолам. А уж, среди нашего брата, бывшего совка — особо жестковыйной породы евреев, во-всю распространен грех поклонения чужим культурам, чужим героям, нередко, отпетым юдофобам…
2184 года назад иудеи восстали против насильственного «оевропеивания» -эллинизации, насаждаемой силой древнегреческими оккупантами. Восстали и победили.
Потому мы и празднуем Хануку — день национальной победы. Ибо, не победи наши предки тогда, глядишь, сегодня не было бы и нас. Как нет на земле тех самых эллинов-идолопоклонников.
Сегодня вспыхнут первые ханукальные свечи. Кое-кто, душой открытой и широкой, с радостью отождествит их с христианскими елочными огнями. Но трудно придумать более антиподные празднования, чем Ханука — праздник еврейской самоидентификации, и Рождество проповедника-ревизиониста, объявленного юдофобами вселенским идолом.
Последние годы, христиане, видимо, как реакцию на нарастающее давление мусульман, стали, чуть ли не по всему свету размазывать свой главный праздник на весь декабрь, и теперь восемь дней нашей Хануки, стали совмещаться с их празднованиями, при любом люфте календарей.
И свет нашей ханукии, смешавшись со светом огней их елки, освещают гробницу Рахели, что у КПП на въезде в город Бейт-Лехем, мировой эпицентр христианского праздника, происходящего, все же, под мусульманской оккупацией…
Хаг ханука самеах!
И изымем чужих идолов из нашего сознания, и зароем их поглубже, как это сделал, вернувшись в Эрец-Исраэль праотец наш Яаков, оле хадаш номер один!
Иерусалим, 2017