В 539 году персидский царь Кир, завоевавший Вавилон, специальным эдиктом разрешил евреям вернуться на родину, и 40 000 человек возвратились. С помощью местных жителей восстановили Иерусалимский Храм и частично крепостные сооружения самого города.
Прошло еще почти двести лет сравнительно независимого существования Иудеи, и армия Александра Македонского захватила всю Палестину. После его смерти в 320 г. до н.э. Иудея сохранила относительную автономию с подчинением греко-египетским властителям Птолемеям. Однако в 168 году этой автономии приходит конец.
Греко-сирийский царь из династии Селевкидов Антиох Девятый, ворвавшись в Иудею, взял Иерусалим, разграбил храмовую сокровищницу и объявил иудаизм вне закона. Показательно, в историческом плане, что тот же Антиох вполне терпимо относился к любым религиозным конфессиям. Но евреям было запрещено соблюдать традиционный ритуал, совершать обряд обрезания, и каждому нарушившему этот запрет или соблюдавшему субботу угрожала смертная казнь. Власти силой навязывали евреям языческий культ греков, заставляли их есть свинину. Иерусалимский Храм был осквернен и превращен в капище греческого многобожия.
Однако подавляющая часть евреев оставались верны своим религиозным традициям и были готовы скорее пожертвовать жизнью, но не поступиться верой предков. Впервые, пожалуй, в истории человечества целый народ был готов к борьбе до самопожертвования во имя религиозной идеи, и этот пример подвижничества закрепился на тысячелетия в генах потомков тех подвижников, и не раз безграничное еврейское мужество изумляло наблюдателей.
Гонения не смирили евреев, а подвигли их на восстание против греков. Его возглавил не воин, не аристократ, а священнослужитель Маттатия бен-Иоханан Хасмоней из города Модиин. Он и его сыновья составили единое руководство всеми повстанческими отрядами Иудеи и Южной Самарии. Маттатия, в частности, разрешил даже «для боя осквернить субботу, дабы соблюсти потом множество суббот». Его деятельность была направлена на создание вооруженных партизанских отрядов, концентрировавшихся в горах и Иудейской пустыне, и осуществление беспощадного террора против греков и их сторонников из местного населения. Эта тактика уже вскоре привела к сковыванию греческих коммуникаций и изоляции их гарнизонов, в том числе и гарнизона Иерусалима, и крепости Акра, отрезанных от военных баз.
Гениальный полководец Иехуда Маккавей
В 166 году Маттатия умер, завещав руководство всеми вооруженными силами повстанцев своему младшему сыну Иехуде. Это имя на иврите означает «лев». В первой книге Хасмонеев про него сказано: «Был он и впрямь подобен льву, алкающему добычи». В народе получил он прозвище Маккавей. Все сыновья Маттатия были доблестными воинами, верными своему народу. Иехуда Маккавей прежде всего являлся полководцем, мужественным и предусмотрительным. Дар военачальника у него был от рождения, воины его боготворили, верили ему и готовы были идти за ним на смерть. Маккавей принял решительные меры для сформирования боеспособной армии и только после этого повел ее на греко-сирийцев. Их войска во главе с наместником Самарии Аполлонием, кроме греков, имели в своих рядах и самаритян, и большое количество чужеземных наемников. Все они были опытными воинами, что, казалось бы, обеспечивало этой армии неоспоримое преимущество перед еврейскими ополченцами. Но Иехуда Маккавей дерзко напал на греков первым и разгромил их. В этой битве погиб и Аполлоний, его меч с золотой рукоятью взял Иехуда и до конца дней не расставался с ним.
Вскоре потерпел неудачу и другой селевкидский полководец, посланный царем Антиохом, чтобы исправить неудачу Аполлония. Обе армии встретились близ города Бет-Хорон, в ущелье. Невзирая на то, что греко-сирийцы намного превосходили его войска и числом, и выучкой, Иехуда Маккавей прямо с марша, на ходу перестраиваясь в боевой порядок, ударил по ним, а сам отважно шел впереди всех. Греческое войско было разбито и бежало, потеряв только убитыми более 800 воинов.
Лисий, которому первоначально иудейский мятеж представлялся не стоящим внимания, предпринял ряд новых, более серьезных военных операций. Сначала он отправил против Маккавея армию, во главе которой поставил двух опытных полководцев, но Иехуда дерзко напал первым, захватил греков врасплох и разбилих. После этого Лисий по приказу Антиоха собрал огромное войско — 40 тысяч вооруженных греческих пехотинцев и 7 тысяч кавалеристов и повел их в Иудею. В походе к ним присоединились два легиона — Сирийский и Филистимский. Победа в виду явного преимущества греков казалась настолько безусловной, что в их лагерь съехались множество работорговцев, чтобы скупить массу евреев — пленников.
Знаменитый маневр
Войско Маккавея было втрое меньше, когда его противник сосредоточился у Эммауса, в трех милях западнее Иерусалима, который тогда находился в руках греков и иудейских предателей. Иехуда понимал, что победа небольшой и непрофессиональной армии над регулярным войском обладающим таким численным преимуществом, станет возможной только при высочайшем подъеме боевого духа евреев. И он сделал все, чтобы повысить и укрепить его. Священнослужители своими речами укрепили веру и национальную гордость в сердцах воинов.
Но Маккавей считал и это недостаточным. Он вернул по домам всех молодоженов, тех, кто недавно выстроил себе жилье или посадил виноградники, всех, имевших большие семьи. Он удалил тех, кто проявил в бою робость, изгнал слабодушных, трусливых. И осталось у Маккавея только немногим более шести тысяч воинов, но были они опытными и доблестными бойцами. Все они поклялись победить или умереть.
Иехуда вел непрерывную разведку неприятельского лагеря. Когда один из греческих военачальников Горгий решил внезапной ночной атакой уничтожить еврейскую армию, Маккавей немедленно узнал об этом замысле. Горгий командовал соединением, которое было численно равно всей армии Маккавея: пять тысяч тяжеловооруженных пехотинцев и тысяча всадников. И когда он выступил в поход, Маккавей вывел своих воинов, обошел войска Горгия и напал на главные силы греков в их же лагере. Неожиданная ночная атака вызвала панику, евреи воспользовались этим, подожгли лагерь с разных концов. Около трех тысяч вражеских воинов были убиты, остальные греки и их союзники бежали.
Горгий же, не найдя иудеев в их лагере, решил, что они бежали при его приближении в горы, и устремился за ними. Не найдя никого, он вернулся в греческий стан и нашел его горящим, войско — разгромленным. А армия Маккавея уже стояла перед ним в боевом порядке, полки построены для атаки, суровые воины подняли копья и готовы драться до последнего. И дрогнул опытный греческий полководец, скомандовал отступление, превратившееся в бегство. Разгром греко-сирийской армии был полным. Оперативный маневр и тактический прием, которые применил Маккавей, до сих пор считаются классическими и изучаются в курсе военной истории в академиях многих стран.
Ведя освободительную войну, Маккавей в 164 году овладел Иерусалимом. Он взял штурмом Акру, которую оборонял греческий гарнизон, превратил в мощную крепость город Бет-Цур, защищавший Иерусалим с юга. Опытный и талантливый стратег, Маккавей понимал, что страна, называемая Иудеей, по сути дела, беззащитна. Она представляла тогда территорию, размером пять на пять с половиной миль. И он поклялся вернуть евреям все, завещанное Б-гом, и возродить Израиль.
Его первый удар обрушился на идумеев, захвативших всю южную Иудею, когда евреи находились в вавилонском плену. Идумейское войско было разгромлено в сражении при Маале-Акрабим. Затем Маккавей блокировал основные крепости моавитян и вынудил их к сдаче. Мощную армию аммонитян он изнурил внезапными нападениями, засадами и запер в крепостях, завоевав тем временем город Яазер и его окрестности.
Разделив свои войска на три части, он поручает своему брату Шимону завоевание Галилеи, а сам с братом Ионатаном форсированным маршем следует в Гилеад. Как снег на голову обрушивается Маккавей на войска аммонитянского полководца Тимофея, осаждавшего евреев в Рамат-Гилеаде, громит его, преследует и снова громит у Раффуна. На обратном пути он встретил заслон из армии жителей Эфрона, не пожелавших пропустить еврейские войска. С марша развернув свой авангард и не ожидая подхода основных сил, Маккавей дерзко ударил во фланг и тыл не готовой к сражению эфронской армии, разгромил ее, перебил всех мужчин, а город сжег. Эти войны между иудейскими войсками и армиями иноплеменников доказали абсолютное превосходство евреев на всей территории страны.
Тем временем новый сирийский царь Деметрий 1 направил в Иудею целую армию во главе со своим опытным полководцем Бакхидом. Сирийские войска вновь овладели Иерусалимом, и правителем Деметрий назначил Никанора. Его армия выступила в поход для разгрома сил Маккавея и встретилась с ними в районе к северо-западу от столицы, в горной местности под Бет-Хороном. Здесь Иехуда Маккавей одержал свою последнюю большую победу. Это произошло в 161 году, и иудейские войска вновь овладели Иерусалимом. Однако уже в следующем году селевкидские легионы во главе с тем же Бакхидом вторгаются в Иудею. Маккавей бесстрашно ринулся навстречу поработителям и пал в неравном бою. Восстание лишилось своего доблестного вождя, а еврейский народ потерял одного из величайших полководцев. Маккавей был гениальным военачальником и мудрым государственным деятелем. Он всячески стремился расширить пределы своей крохотной страны до границ царства Соломона. Но поскольку армия его была невелика, то даже поставить гарнизоны во всех освобожденных городах было ему не под силу, и он терял добытое с таким трудом.
Но в веках осталась память об этом блестящем стратеге и бесстрашном воине, побеждавшем своих врагов, которые намного превосходили его в силах. Он одолевал их мощью своего полководческого гения, выучкой, отвагой и безграничной преданностью войск, состаявших из мужественных и доблестных сынов еврейского народа.
Братья Иехуды в борьбе за освобождение страны
Освобождение страны, начатое Иехудой Маккавеем, было продолжено его братьями Ионатаном и Шимоном, собравшими вокруг себя остатки бойцов и временно вернувшимися к партизанской тактике борьбы. Спустя некоторое время Ионатан вновь овладел большинством сельских районов и провинциальных городов Иудеи. Новый сирийский властитель Александр Балас признал завоевания Ионатана и назначил его первосвященником. Шимон, сменивший Ионатана после его гибели, продолжил присоединение палестинской земли к Иудее. Под его руководством с ней была объединена Южная Самария, Экронская область и Яффский порт. И в 142 году до н.э. Иудея была фактически признана независимым государством, после перерыва, длившегося более 440 лет. Это было достигуто вооруженной борьбой, начатой Хасмонеями, и они по праву стали династией, управлявшей еврейским государством полтора столетия.
В 139 году независимость Иудеи признал и римский сенат. К тому времени войска Шимона бен-Маттатии захватили Яффу и Гезер, овладели прибрежной полосой Средиземного моря. Завоевание этих крепостей стало возможным благодаря существенным улучшениям оснащенности иудейской армии осадной техникой и значительному опыту ее военачальников в искусстве овладения оборонительными сооружениями того времени. К примеру, Гезер был взят после длительной осады и применения всего комплекса штурмовых машин греческого типа. Это помогло также взять неприступную иерусалимскую цитадель.
В последние годы правления Шимона, Антиох 7 Сидет попытался силой заставить иудеев покинуть захваченные ими крепости в прибрежной полосе, но иудейская армия численностью 25 тысяч человек,в том числе и конница, под командованием сыновей Шимона, Иуды и Иоханана, вышла навстречу греко-сирийцам и в тяжелом бою разгромила их. Однако вскоре зять Шимона Птолемей решил овладеть престолом этнарха. Он заманил к себе тестя Шимона и двух его сыновей Маттатию и Иуду и предательски убил их. Но оставшийся в живых сын Шимона Иоханан Гиркан при поддержке всего народа без труда овладел всей Иудеей.
Этим завершилась долголетняя война Хасмонеев за независимость Иудеи. Существенную роль в ней сыграли боевые резервы. Иудея и прилегающие к ней местности были заселены еврейскими земледельцами, которые за годы вооруженной борьбы превратились в опытных воинов. Хасмонеи в лице Иехуды Маккавея и его братьев, были прирожденными военачальниками. Ионатан и Шимон много сделали для оснащения своих войск современной для того времени боевой техникой и оружием. И их армия уже не только сопротивлялась легионам Селевкидов, используя преимущества горной местности, но и успешно вела наступление на равнине, дойдя даже до Дамаска при Ионатане и заняв столицу Селевкидской державы Антиохию.
Из книги «Евреи в войнах тысячелетий»
Марк Штейнберг