Окончание. Начало в № 765
Через много лет на месте артиллерийских складов поставили памятный знак, на котором высекли надписи по-русски и на идиш: «Мы помним о вас». Каждый год в октябре сюда приходят люди, молятся, вспоминают, плачут…
Как гласит мемориальная доска на здании бывшего управления НКВД на ул. Маразлиевской (в советское время Дворец студентов на ул. Энгельса), 22 октября 1941 г. тут была взорвана румынская комендатура. Погибли около 60 солдат и офицеров, в том числе комендант города.
Немедленно в качестве ответной меры были арестованы и убиты около пяти тысяч человек, большинство из которых евреи. Вслед за этим по всему городу распространили провокационные слухи о том, что здание взорвали евреи. В действительности там был оставлен большой радиоуправляемый фугас, который взорвали красноармейские диверсанты. После 1945 г. этот факт преподносился как большой успех советских героев. О евреях в то время не вспоминали.
Тысячи евреев — мужчин и женщин, стариков и детей были согнаны в пригородное село Дальник, там часть из них расстреляли в противотанковом рву, а часть расстреляли и сожгли в четырех бараках.
В начале ноября началась массовая высылка евреев из города в Доманевский район Одесской области. Большинство евреев пешком, партиями по две-пять тыс. человек были отправлены в свиносовхоз Богдановку; многие погибли в пути. К середине декабря в Богдановке собрали около 55 тыс. евреев (часть из них не из Одессы). С 20 декабря 1941 г. по 15 января 1942 г. все евреи в Богдановке были расстреляны румынскими солдатами, украинскими полицейскими и немцами-колонистами.
Тысячи евреев были убиты в других населенных пунктах Доманевского района 7 декабря 1941 г. Одесса была объявлена столицей Транснистрии. А поэтому запланировали полную «очистку» города от евреев — «Юденрайн». 10 января 1942 г. был опубликован приказ румынских властей о создании гетто в Слободке — пригороде Одессы. Евреи жили там в условиях невероятной скученности, многие ночевали под открытым небом, и это приводило к массовой смертности. С 14 января по 20 февраля 1942 г. евреев депортировали в Березовский район Одесской области. Перевозили в неотапливаемых эшелонах, часами простаивавших в пути; многие погибли в дороге. В Березовке составляли партии, которые пешком отправлялись в Сиротское, Доманевку и Богдановку. Много людей, не добравшись туда, умирали от голода и холода. Охрана, состоявшая из румынских солдат и немецких колонистов, устраивала во время пути массовые расстрелы евреев. В Доманевке и других населенных пунктах евреи были размещены в полуразрушенных домах, из которых их не выпускали, практически оставив без пищи. Все заключенные погибли.
Скорбная зимняя дорога начиналась в Прохоровском сквере на Молдаванке. В 1995 году здесь на средства израильского адвоката Якова Маниовича — в прошлом одессита, узника фашистского лагеря, соорудили монумент «Дорога смерти» — две вертикально установленные плиты из черного гранита. Ни у городских, ни у республиканских властей денег на мемориал Холокоста не нашлось. Из 120 тысяч оставшихся в оккупации евреев Одессы прошли все круги ада и остались в живых не более 600 человек. На одной из плит высечены названия деревень, в районе которых были устроены лагеря смерти: Дальник, Березовка, Мостовое, Доманевка, Богдановка…
Спасителям евреев-одесситов присвоено звание «Праведник мира». Их имена высечены на гранитной плите, установленной рядом с монументом «Дорога смерти», а в 1996 году в честь каждого их них посадили березку. И образовалась Аллея Праведников мира с именами более 40 человек. Кстати, в апреле 2006 года неизвестные мерзавцы размалевали краской фрагменты мемориала Холокоста и написали пакости.
Чтобы стать Праведником, во-первых, требовались порядочность и мужество. Но очень важным являлась общественная обстановка, понимание того, «что такое хорошо и что такое плохо». Да, на Западе «стучат» в полицию на преступников, но молчат, спасая несчастных. В Российской империи народ молчит, если видит уголовщину, но с чистой совестью «стучит» на евреев, если может на этом заработать или потешить себя. Праведнику на еду и лекарства для спасаемых евреев требовались деньги. На Западе известны многочисленные случаи, когда люди, даже находясь в укрытии, могли работать. Прятавшийся от нацистов бельгийский еврей Абрам Липски был уволен с резиновой фабрики, на которой до войны служил в должности инженера. Бывший его начальник позволил ему нелегально работать и получать жалованье за свой труд. Поразительно, что в Бельгии банки, церкви, больницы, школы часто давали деньги и предоставляли другую помощь находившимся в укрытии евреям. Многие предприятия по-прежнему платили зарплату своим бывшим сотрудникам, хотя те не имели возможности появляться на рабочем месте. Все это помогло более чем двадцати пяти тысячам бельгийских евреев пережить войну.
Всего звание «Праведник мира» получили около 19 тысяч человек из оккупированных фашистами европейских стран: более пяти тысяч — в Польше, более четырех — в маленькой Голландии, около двух тысяч — во Франции, примерно тысяча девятьсот — в Украине (преимущественно Западной) и тысяча триста человек — в Бельгии. Венгрия, Чехословакия и Литва дали миру по пятьсот Праведников, и столько же — Россия и Белоруссия, вместе взятые. Вот и сравнивайте, где живут более, а где менее порядочные люди.