Интерлюдия. Краткий очерк арабской хронографии
Иегуда Ерушалми
Часть 1 Часть 2 Часть 3
Часть 4 Часть 5 Часть 6
Хоть и неохота, но логика требует вкратце напомнить хронографию арабов, ведь весь процесс нынешнего возрождения нашего Государства в Эрец Исраэль – бой, отнюдь, не с тенью.
Неблагодарная тема для пишущего читателям, живущим под игом политкорректности, и особо, для тех, в кого крепко вбито советское, оно же – проарабское, воспитание.
У хронографии, чем она древнее, тем ниже у нее, говоря языком математики, уровень доверительной вероятности. Особенно, для арабов, у чьей коллективной, этнической психологии и памяти, если выразиться, опять же, по-математически, проекция вектора мнимой части намного длиннее проекции вектора действительной.
Даю личное представление об арабской хронографии, увиденное через коридор тысячелетий глазами урожденного азиата, живущего уже восьмой десяток лет в окружении мусульман, в т.ч., арабов, и в живом контакте с отдельными из них.
Высокую степень доверительной вероятности не обещаю. Представление субъективно.
Экстракция арабов из винегрета семитических племен произошла на Аравийском полуострове в эпоху Первого Иерусалимского Храма, в тот период, когда наши предки уже успели переругаться и разделились на два царства: Иудейское и Израильское, перманентно воевавшие между собой.
Племена, ставшие «закваской» арабского народа, жили на, собственно, Аравийском полуострове, в основном, в его северной, южной и западной частях. Постепенно расширяясь, они прихватывали и ассимилировали соседние племена, известные через ТАНАХ: эдомеев, моавитян, амалекитян и пр.
Собственно, арабы были кочевниками — путешествовали, торговали, гоняя караваны посуху через Аравию, вплоть до Персии и Малой Азии, или плавая по заливам Индийского океана до Индостана или Восточной Африки. Не гнушались они разбоя и рекета, контролируя караванные и морские пути, связывавшие Запад и Восток.
Про Синдбада-морехода и других арабских путешественников читали? Они, правда, жили попозже, но время в тех местах тянулось медленно, так что, с некоторой доверительной вероятностью, можно считать, что вот оно, то самое…
Так прошли полторы тысячи лет, даже поболее. Наши предки успели за это время пережить разрушение Храма Соломонова и потерю десяти братских колен, побывать в Вавилонском плену, вернуться, отстроить Второй Храм, два-три века пожить в свое удовольствие.
Затем были: эллинская агрессия и оккупация, сброшенная войной Хашмонаим, власть теократического режима, смененного, на это раз, римской оккупацией, Иудейская война, потом – восстание Бар-Кохбы, в которых мы потерпели поражения, а римляне разрушили Второй Храм, и наш народ на почти 20 веков разогнали (отсюда и слово «галут» — изгнание) по всей ойкумене.
Часть изгнанных иудеев образовала крупные общины на территориях нынешних Египта, Саудии, Сирии и Ирака.
Во 2-5 вв н.э. в Римской империи зародилась новая религия-христианство, особо распространившаяся среди рабов, бедноты и коренных жителей оккупированных римлянами территорий.
Некоторые арабские племена, бывшие до того язычниками, перенимали христианство. В конце 5 в. новая религия была кодифицирована и канонизирована, активно распространяясь по всей империи.
Но вскорости Рим, и как город, и как запад империи, пал под ударами вторгшихся с востока, севера и юга диких племен. Все эти варвары и вандалы, разрушившие Рим, очень быстро, за десятки лет, исчезли с исторической сцены, не переварив ограбления награбленного Римом. А богатств среди руин оставалось еще много, но военной мощи для защиты их у Империи уже не было.
И это подметили путешествовавшие по античному миру арабы-купцы, они же – воины. И нашелся среди них некто Мохаммед, после долгих раздумий или просто интуитивно, вследствие природной игры гормонов его организма, в одиночку, а скорее — коллективно, придумавший джихад – священную войну за… Полагаю, что в первичном варианте – просто за добычу, так называется одна из сур Корана.
Но для того, чобы поднять на эту войну широкие народные массы, надо было провести их надлежащую идеологическую обработку. И Мохаммед, возможно, индивидуально, а скорее – коллективно, создал основы новой религии – ислама.
Через несколько десятилетий после смерти Мохаммеда ислам был канонизирован его учениками в Коране. Туда вошли записанные ими и сохраненные в их памяти, со слов Мохаммеда, его видения, в т.ч., и во время эпилептических припадков – профессиональной болезни пророков. А также: его устные рассказы и изречения на базе текстов Торы, христианской Библии, с которыми он знакомился по принципу: «мне Хаим этого Карузо по телефону напел», — ибо, сам был неграмотен.
Так сложился жесткий, неразделимый треугольник: Мохаммед-Коран-джихад, на котором базируется, и по сей день, ислам.
И поднял Мохаммед джихад против всего известного ему мира, первой волной, арабской. Я называю это джихад Зеленым, по любимому цвету мохаммедан.
На мой взгляд, джихад — это главное изобретение арабов во все их века. Не алгебра, не медицина, не астрономия, не философия, не поэзия, ибо Аль-Хорезми, Абу Сино, Аль Бируни, Улугбек, РАМБАМ, Омар Хайям, Навои жили более-менее, по Корану, но никто из них арабом не был, вопреки брехне из какого-нибудь Блокнота агитатора (не обязательно, советского, они всякие бывают!). А вот, джихад кормит мохаммедан добычей уже 14 веков!
И более того, дал впоследствии потомков (Или клонов? – В биологии я слаб.)
Первая волна Зеленого джихада, мохаммедова, оказалась самой успешной. Поднявшись из Аравии в 7 в., она захлестнула огромные территории Евразии, где арабы, за неполные два столетия создали огнем и мечом, полагаю, самую большую в истории человечества, империю, халифат, простиравшийся от предгорий Урала и, чуть ли, не до Центральной Африки и от Индостана до Атлантики. И это еще не все, и не главное — арабам удалось на покоренных землях создать нового человека — мохаммеданина, мусульманина, насильственно обратив в ислам тех, кто, согласно доктрине Корана, хотел остаться в живых.
Были обращены все покоренные народы и племена, как дикие, так и цивильные, стоявшие на уровне развития куда выше арабов: персы, скажем, или оседлые тюрки центральной Азии, много веков, впитывавшие достижения античной цивилизации.
Вместе с исламом к новомусульманским народам, сломав навыки оседлых, даже цивильных, т.е. городских народов, перешла и ментальность арабов, народа, преимущественно, кочевого.
И эта «наведенная» ментальность осталась у «новых человеков” и тогда, когда, собственно, арабские интервенция и оккупация схлынули, а сами завоеватели с добычей вернулись восвояси.
Был, конечно, в этом и «сухой остаток». В частности, создав эффективные коммуникации по всему бескрайнему Халифату, арабы, как насекомые пыльцу, переносили из конца в конец его научные и культурные достижения, в основном созданные в доисламский период. И, повторяю, несмотря на обилие арабизированных имен в списке гениев раннего средневековья, этнических арабов среди них нет или почти нет.
К 9-му веку произошел раскол ислама на суннитов и шиитов, непримиримо враждующих и по сей день.
В 11-м началась трехсолетка Крестовых походов, устроенных усиливающимся христианским миром Западной Европы. Религиозно-территориальная война,которую по степени вовлеченности экономических, военных, людских ресурсов и территорий (с учетом возможностей тогдашних средств коммуникаций) вполне можно оценить как мировую, и которая продолжалась с переменным успехом и для мусульман, и для христиан.
В 12-м арабы еще продолжали кейфовать, но в основном, в багдадском Халифате, о чем нам поведала бессонная хронографистка Шахразада, да еще — в садах Андалуса (Кордовского Халифата).
На востоке же их владений созревали воинственные племена кочевников-тюрков, омусульманенных арабами на свою голову. Но прежде них, в 13 в. по арабам ударили монголы, загнав остатки захватчиков в родную Аравию и, ликвидировав, по сути, восточное крыло Халифата.
И вот, тюрки, по проторенному монголами пути, рванули из Закаспия через Персию на Запад, неся знамя второй волны Зеленого джихада, ибо они оказались хорошими, можно даже сказать, лучшими учениками Мохаммеда.
А к концу 15 века христиане изгнали с Пиренейского полуострова арабов, вернее их потомков-мавров, происходивших от смешения арабов с африканскими племенами еще при джихаде в Северной Африке и захвативших полуостровв 8-10 вв.
Вторая волна Зеленого джихада (османская) без остановки сменила первую (арабскую), продолжавшуюся почти семь веков.
Туркам вновь удалось создать исламскую империю, правда, поменьше арабского, халифата. Но немалую, все-таки: Малая Азия, Аравия, восточное Средиземноморье, часть южного Причерноморья, Крым, часть Балкан, Северная Африка… Империя, созданная второй волной джихада, просуществовала около 600 лет, до конца 1МВ(20в).
Арабы в ней оказались в роли одного из покоренных народов, зависящих от метрополии — Истанбула. И судя по всему, турки, будучи суннитами, несморя на отсутствие серьезных теологических расхождений с большинством арабских племен, не слишком уважительно относились к своим духовным прародителям. Между делом, замечу, что к евреям, особенно, к богатым, знатным и ученым, намного лучше!
И арабская хронография, можно сказать, заснула на времена Османской империи. Ее разбудили лишь треск разрушения турецкого Халифата и крики базара претендентов на правление в контролируемых им землях. Это было время окончания 1МВ(20 в.), передела земель, прирезки новых государств и создания международного права.
Ну как могли восточные люди, прирожденные торговцы, не включиться в восточный базар, где главенствовали «инглизы»- европейцы?
До подъема третьей, нынешней волны Зеленого джихада оставалось еще более полувека.
Продолжение следует
Ноябрь 2017
отлично написано.
тогда, почему не поставил пятерку?