Врата небес. Недельная глава Торы «Ваеце»

Спасаясь от мести Эсава, Яаков покидает Беэр-Шеву и отправляется в Харан к родне своей матери. По дороге он «задерживается» на 14 лет в иешиве Шема и Эвера. Закончив учебу, Яаков продолжает путь и прибывает к горе Мориа, месту будущего Храма. Там он ложится спать на камни и видит пророческий сон: ангелы поднимаются и спускаются по лестнице, соединяющей небо и землю.

Б-г обещает дать Яакову всю страну Эрец-Исраэль, произвести от него великий народ и быть ему защитой. Проснувшись, Яаков дает обет построить жертвенник в этом святом месте и выделять Б-гу десятую часть от всех своих приобретений. Наконец оказавшись в Харане, Яаков встречает там свою двоюродную сестру Рахель. Не имея денег для сватовства, он договаривается с отцом Рахели, своим дядей Лаваном, отработать пастухом семь лет за право жениться на ней. Однако по окончании этого срока Лаван обманывает Яакова: дает ему в жены старшую дочь Лею. Яаков трудится на Лавана еще семь лет за Рахель. Лея рожает четырех сыновей, будущих основателей колен Израиля: Реувена, Шимона, Леви и Иегуду. Рахель переживает свое бесплодие и дает Яакову служанку Бильгу, которая рожает Дана и Нафтали. У Зильпы, служанки Леи, рождаются Дан и Ашер, а сама Лея производит на свет Иссахара, Звулуна и дочь Дину. Наконец, у самой Рахели появляется ее первенец Йосеф. Яаков хочет уйти с семьей от Лавана, но тот не отпускает племянника, присутствие которого обеспечило ему процветание. Он заключает с Яаковом выгодное для себя трудовое соглашение. Однако на этот раз обман не удался: в стадах Яакова резко увеличивается приплод коз и овец. Чувствуя растущую зависть и вражду со стороны Лавана и его сыновей, Яаков тайно покидает их дом вместе с семьей и скотом. Разгневанный тесть бросается в погоню, но, получив предостережение от Б-га, не решается атаковать Яакова. Заключив с Лаваном «пакт о ненападении», Яаков переходит границу Эрец-Исраэль и идет навстречу грозно поджидающему его брату Эсаву.

***

«И пробудился Яаков ото сна, и сказал: «Поистине, это — место, где открывается Г-сподь… И испугался он, и сказал: «Какой трепет внушает это место! Не иначе, как здесь — Святилище Б-га, и здесь — врата небес!»

Внешне Стена плача значительно уступает Тадж-Махалу и Сикстинской капелле Микеланджело, как, впрочем, и любому другому шедевру языческого зодчества.

Тем не менее эти невзрачные каменные глыбы притягивают к себе сотни миллионов сердец.

Мусульмане обращают взоры к Мекке и Медине, когда молятся. Глава католической церкви прочно утвердился в Ватикане. Но их взоры всегда обращены к Иерусалиму.

В чем причина такой распространенной аномалии?

На этом невысоком холме, называемом Ар а-Мориа, гора Мориа, разыгрались главные события мировой истории. Именно здесь находится краеугольный камень или камень основания, на святом языке эвен а-штия, — первый физический объект, созданный Б-гом. Из этого камня Б-г сформировал всю Вселенную, сделав его связующим мостиком между физическим миром и миром потусторонним.

На этом же холме Авраам собирался принести в жертву своего любимого сына Ицхака, чтобы выдержать главное испытание в верности Б-гу.

И, наконец, в сегодняшнем разделе Торы Яакову открывается в видении лестница, основание которой упирается в землю, а вершина устремляется в небо. Это место всегда было и до сих пор остается вратами Небес.

Тут же стояли два наших Святых Храма, и очень скоро появится Третий Храм.

Люди мира в глубине души понимают это, но не могут выразить словами, то, что понимают. Свою интуитивную тягу к этому святому месту они реализуют в потоке резолюций ООН, призывающих блюсти международный характер Иерусалима, и в упорном нежелании признать его столицей еврейского государства.

В сегодняшнем недельном разделе Торы Яаков молится на Ар а-Мориа. Завершив молитву, он вдруг слышит голоса ангелов: «Яаков пришел, великий Яаков, который проливает свет на весь мир подобно солнцу!»

Яаков понял, что ему удалось подслушать разговоры небожителей. Из его слов: «Это — место, где открывается Г-сподь» мы учим, что Шхина, Б-жественное присутствие, никогда не покидало Ар а-Мориа. Оно было в этом месте не только во времена Первого и Второго Храма, но и находится там сейчас.

Когда вы стоите у Стены, перед вами открываются врата Небес. Если Яаков мог слышать, что говорят небожители, нет сомнений, что там, на Небесах, хорошо слышны наши речи, каждая фраза, каждое слово.

Когда вы молитесь у Стены, перед вами как будто возникает «Кисе а-Кавод», трон Его славы. Это врата небес, открытые для всех молитв.

Стоит ли теперь удивляться тому, что взоры всего мира постоянно устремлены к этой невзрачной на вид Стене.

Лестница Яакова

«И приснилось ему: вот лестница поставлена на землю, а верх ее достигает неба, и вот ангелы Б-жьи восходят и спускаются по ней. И вот Г-сподь стоит над ним и говорит…» (28:12-13).

В представлении человека, воспитанного в духе западной христианской традиции, ангел — это очаровательный младенчик, белокурый и с крылышками, которые кажутся слишком маленькими, чтобы удержать в воздухе его пухленькое тело. В руках ангела — непременные лук и стрела, за спиной — колчан с оперением стрел.

Еврейский «малах» весьма далек от такого образа. Этому слову невозможно даже подыскать точный перевод в русском языке. «Малах» представляет собой бестелесное духовное существо, посланника Творца и исполнителя Его воли. Но зачем тогда ангелам лестница? Ведь они могут достигнуть любой точки мироздания и без этого примитивного технического устройства.

Прежде чем ответить на вопрос, вспомним, что Яаков был третьим в династии еврейских патриархов. Первый из них, Авраам, символизирует качество «хесед», милосердие, доброту. Он шел к людям, привлекал их своим обаянием, воздействовал эмоционально на чуткие души. Его сын Ицхак олицетворял суровость бытия, самоконтроль, интеллектуальный анализ и здравое суждение.

Авраам был идеалистом, глобальным мыслителем; его голова витала в облаках. Ицхак твердо стоял на земле. А Яаков? Яаков был лестницей, которая соединяла его деда и отца. Яаков представлял собой синтез их лучших качеств.

Яаков показал нам, что между разумом и сердцем не должно быть противоречия, что эмоции и интеллект могут взаимодействовать, дополнять друг друга, а не конфликтовать. Яаков символизирует собой лестницу, которая твердо упирается в землю, а ее вершина теряется в облаках. Именно по этой лестнице, надежно связывающей голову и сердце, могут беспрепятственно курсировать ангелы, порученцы Всевышнего.

Синайский космодром

Кстати, гематрия (цифровой эквивалент) слова «сулам», лестница, та же, что и у слов «коль» (голос, молитва) и «Синай» — 130. Молитва, объясняет комментатор «Бааль а-турим», — это лестница, по которой восходят ангелы с посланием человека к Б-гу. Той же цели — соединению физического с духовным — служила и гора Синай, где евреи получили Тору. Б-г «стоял» на вершине лестницы, которую Яаков увидел во сне, и точно так же Б-г «стоял» на вершине Синая, когда даровал Тору бывшим египетским рабам. А роль ангелов, «восходивших и спускавшихся по ней», выполняли тогда Моше и Аарон: именно через них Всевышний передал людям свой Закон.

Из этого мира в заоблачные выси ведет только одна лестница; лишь один путь проложен к звездам. Стартовая площадка находится в месте под названием Синай, а космическим кораблем служит Тора.

2

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора