Обычно Ханука и Рождество празднуются близко по времени. Нередко перед Рождеством неевреи поздравляют с Ханукой своих еврейских друзей. Хотя эти два праздника по своей сути не имеют ничего общего, тем не менее, у несведущих людей создаётся впечатление некой «идиллии»: эти праздники всегда мирно сосуществуют.
Однако в конце 2006 г. эта «идиллия» была нарушена. Из аэропорта Сиэтла, в котором перед Рождеством были установлены 14 больших ёлок, они внезапно были удалены. Произошло это якобы по требованию хасидского раввина Элазара Богомильского. «Рабби заставляет убрать ёлки», — писали газеты. Сразу же после этого новости передали заявления официальных лиц аэропорта о том, что рабби угрожал подать в суд, если елки не будут убраны. Подобное сообщение в СМИ породило огромное количество злых электронных посланий в адреса рабби и еврейских организаций. Ведь ёлки — это символ Рождества (в России это не совсем так: там ёлки устанавливались на Новый год, который многими не рассматривался как христианский праздник ввиду преобладающего в стране атеизма, хотя на самом деле Новый год по Грегорианскому календарю неразрывно связан с Рождеством). В Америке ёлки устанавливаются к Рождеству и называются «Christmas trees», что в буквальном переводе означает «Кристмассовские деревья».
Немало людей в Америке, как евреев так и неевреев, считают, что, поскольку Америка является мультикультурной страной, незачем использовать религиозные символы в общественных местах. Пожалуйста, устанавливайте ёлки, ханукальные Меноры и другие религиозные символы у себя дома. В местах общественных относитесь друг к другу с уважением (как и в других местах — ред.) и не пользуйтесь религиозной символикой, которая нередко может раздражать представителей разных культур и религий.
Такое мышление не лишено логики. Об этом пишет, в частности, Янки Таубер в статье «Fight or Light?» («Борьба или Свет?»). За последние 25 лет было немало дискуссий в еврейских общинах о том, как решать проблему установки религиозных символов в общественных местах во время сезона зимних праздников. Ирония состоит в том, что первоначально обвинённый в требовании убрать ёлки из аэропорта рабби Богомильский выступает как раз против тех, кто считает необходимым покончить с установкой религиозных символов в общественных местах. Его мнение заключается в том, что не надо ничего менять: пусть будут ёлки, но пусть при этом будут и ханукальные Меноры. Такое мнение утвердилось в ХАБАДе в целом. Этого же подхода придерживаются в настоящее время и большинство других еврейских организаций.
Янки Таубер вспоминает, что в середине 1980-х годов, когда ХАБАД занимался установкой ханукальной Меноры в Сиэтле, одна из еврейских организаций пыталась затеять судебную тяжбу с целью отменить решение властей города установить Ханукию. Причина была в том, что ещё раньше эта организация инициировала судебное дело против установки ёлок и крестов, из чего следовало, что, с учётом равноправия всех религий, она должна была выступить и против установки ханукальной Меноры.
Что же случилось на самом деле?
Так как же мог раввин, ратовавший за установку ханукальных Менор в общественных местах и не требовавший убрать религиозные символы Рождества, настаивать на том, чтобы ёлки были удалены из аэропорта г. Сиэтла? Ответ прост. Информация в СМИ о факте недовольства рава Богомильского по поводу ёлок — полная дезинформация.
Организация «Хабад Любавич» Большого Сиэтла обратилась к руководству аэропорта в октябре 2006 г. с просьбой позволить установить там Ханукию. Предполагалось поставить на видном месте в аэропорту электрическую ханукальную Менору высотой в 8 футов. Однако из аэропорта не был получен ответ. Дальнейшие обращения натыкались на бюрократическую волокиту. В конце концов адвокат рабби Богомильского уведомил официальных лиц аэропорта, что он попытается решить проблему установки Ханукии в аэропорту через суд. Это и стало причиной «странного» решения руководства аэропорта убрать ёлки и вызвало немало отрицательных эмоций по отношению к рабби и еврейским организациям. Следует подчеркнуть: решение удалить ёлки было принято исключительно по инициативе руководства аэропорта. Об этом говорил рабби Богомильский в своих выступлениях в СМИ сразу после случившегося. Рабби действительно хотел решить дело через суд из-за имевших место бюрократических проволочек, но имел в виду не удаление ёлок, а дополнительно установку ханукальной Меноры. И ёлки были очень быстро водружены на свои места.
Надежды на будущее
Не будем подробно анализировать причины странного решения руководства аэропорта. Можно предположить, что кто-то инициировал подобное решение из антисемитских побуждений, желая вызвать бурю негативных чувств к евреям. В противном случае трудно объяснить произошедшее простой здравой логикой.
Многие евреи, особенно молодые, соблюдающие традиции, могут ощущать себя покинутыми и одинокими во время рождественских праздников (это, конечно, не относится к светским евреям, которые десятилетиями встречали Новый год). Ведь куда ни пойдёшь в это время, всюду (на площадях, в общественных зданиях, в витринах магазинов и т. д.) видны ёлки, Деды Морозы, Снегурочки и другие символы Рождества. Ханукальные Меноры в это время вдохновят и улучшат настроение многих и позволят испытать чувство собственного достоинства и гордости. По мнению рабби Богомильского, установка одной Ханукии может сделать гораздо больше для еврейского самоощущения, чем удаление многих ёлок.
Нет ничего особенного в желании представителей ХАБАДа устанавливать ханукальные Меноры в общественных местах. В соответствии с еврейской традицией, Ханукии следует устанавливать таким образом, чтобы их можно было видеть с улицы. Ханукальные Меноры стоят в тысячах различных мест по всему миру. Они и на Эйфелевой башне, и на Красной площади, и у Бранденбургских ворот и т. д. Через аэропорты проходит огромное количество пассажиров из разных стран мира, и желание видеть там ханукальные Меноры оправдано. СМИ сообщают о том, что «Хабад Любавич» Большого Сиэтла и официальные лица аэропорта договорились прийти к взаимоприемлемому решению в конце текущего года. Хотя чего тут долго обсуждать? Если аэропорт нашёл подходящие места для установки четырнадцати ёлок, почему возникают сложности в установке ханукальной Меноры? Хочется надеяться, что Ханукия займёт надлежащее место в аэропорту Сиэтла уже в этом году.