Сообщение о большевистском перевороте в России, который позже станут именовать Великой Октябрьской Социалистической революцией, и письмо министра иностранных дел Британии графа Артура Бальфура лорду Лайонелу Ротшильду, которое потом назовут «Декларацией Бальфура», были опубликованы в одном номере лондонской Times, тогда ведущей газеты западного мира, — от 9 ноября 1917 года. Только первое – на первой полосе, а второе – на внутренней, что вполне соответствовало масштабу обоих событий и их грядущим последствиям.
Жизнь, однако, внесла поправки в это соотношение. Сейчас, когда отмечается 100-летие и того, и другого, революцию на международном уровне чествуют, пожалуй, скромнее, чем Декларацию.
Признание на месте события
Вековой юбилей великого октября мало кто заметил за пределами бывшего СССР и русского зарубежья. И даже в Москве, где все же состоялся парад в стиле ретро, его официально приурочили к параду 1941 года, стыдливо упрятав в тень вечнозеленой Победы исконное значение даты. Надо отдать должное изобретательности кремлевских креативщиков, нашедших щель между сильным желанием и нежеланием его проявить. Так девушка, сознательно надев миниюбку, в кокетливом смущении то и дело одергивает ее, якобы стараясь прикрыть колени, хотя понятно, что не получится, и не это цель.
100-летие Декларации Бальфура, напротив, вызвало шквал публикаций и вереницу официальный мероприятий, в том числе международных. Глава правительства Израиля отправился праздновать годовщину на место события – в Лондон.
Это был официальный визит, но отнюдь не протокольный, он включал ряд важных символических моментов. Среди них – обед израильского премьера с лордами Бальфуром и Ротшильдом – естественно, уже наследниками автора и адресата письма, ставшего Декларацией. Нетаниягу также открыл торги на Лондонской бирже, что тоже можно счесть значимым фактом.
Премьер государства, возникшего в значительной мере благодаря Декларации Бальфура, сама идея возникновения которого на момент подписания документа была столь призрачной, что прямо даже не упомянута в нем, открывает торги на старейшей бирже мира – предтече и символе современной экономики. Это дорогого стоит. Нетаниягу сказал после посещения биржи, что там все восхищены Израилем. Такую оценку самого себя (ведь это он представлял страну, вызывающую, по его словам, восхищение) можно было бы счесть местечковым хвастовством, если не знать, что она не противоречит истине: израильские компании широко представлены на крупнейших биржах мира, востребованы там – и они сами, и их акции. Израиль в деловом мире сам по себе бренд.
Еще более важным моментом визита было выступление премьер-министра Великобритании Терезы Мэй – подчеркнуто произраильское. В нем она, в частности, ответила на требования палестинского руководства извиниться за Декларацию Бальфура (а Абу-Мазен даже грозил предъявить Британии многомиллиардный иск в качестве компенсации ущерба от письма столетней давности — накопилось).
«Когда звучат предложения извиниться за это письмо, — заявила премьер, — я говорю: «Ни в коем случае!». Мы гордимся своей ролью в создании Государства Израиль. Мы гордимся тем, что стоим сейчас рядом с премьер‑министром Нетаниягу и выражаем нашу поддержку Израилю. И мы гордимся отношениями, которые мы построили с Израилем. И теперь, отметив столетие письма Бальфура, мы надеемся продолжить и расширить эти отношения».
Стоило ждать юбилейной даты, чтобы услышать такое признание…
Продолжение банкета
Празднование 100-летия Декларации Бальфура на международном уровне и использование его для осознания этого исторического события в современной обстановке на этом не закончилось.
На нынешней неделе в США побывала израильская парламентская делегация во главе с депутатом от НДИ Одедом Форером (НДИ), председателем лобби «Победа Израиля» в Кнессете. На Капитолийском холме состоялось совместное заседание с парламентским лобби «Победа Израиля» в Конгрессе (его возглавляют конгрессмены-республиканцы Рон Де Сантис и Билл Джонсон), прошли встречи с еврейской общественностью США, в том числе русскоязычной, пресс-конференции в Нью-Йорке и Вашингтоне совместно с Исследовательским центром «Ближневосточный форум», руководитель которого профессор Даниэль Пайпс является инициатором проекта «Победа Израиля» и создания обоих лобби – израильского и американского.
Все эти были мероприятия приурочены к 100-летию Декларации Бальфура, что понятно, а вот почему они проходили под эгидой лобби «Победа Израиля», возможно, требует разъяснений.
Сам проект, цель которого – продвижение альтернативной концепции урегулирования палестино-израильского конфликта, базируется на идее отказа от профилирующей в международном сообществе линии на требования уступок от Израиля как единственном пути к миру. Иллюзии, на которых строилось соглашение Осло, завели в тупик. Двигаться надо в обратном направлении – к победе Израиля и признании палестинцами и всех, кто их так горячо поддерживает, этой победы.
При чем здесь Декларация Бальфура? При том, что этот документ столетней давности, а вернее – отношение к нему арабов, в первую очередь называющих себя теперь палестинцами, — полностью разоблачает иллюзорность надежд на то, что «оккупация», территориальные претензии являются корнем конфликта.
Причина в другом: в нежелании арабов смириться с существованием еврейского государства, суверенным пребыванием евреев на этой земле.
Это все, но этого достаточно
Что представляет собой Декларация Бальфура? Всего лишь письмо одного лорда другому с выражением намерений британского правительства. Вот оно все – благо, короткое, 67 слов по-английски и 54 в русском переводе: «Правительство Его Величества относится благосклонно к восстановлению национального очага для еврейского народа в Палестине и приложит все усилия к облегчению достижения этой цели. Вполне понятно, что не должно быть предпринято ничего, что может повредить интересам, как гражданским, так и религиозным, нееврейских общин в Палестине или правам и политическому статусу евреев в какой-либо другой стране».
Никакого упоминания еврейского государства. Никаких указаний на его границы. Зато есть гарантии прав «нееврейских общин» в Палестине – читай арабов – палестинцами ни они сами, ни их еще не называли, и народа такого не было.
Кому действительно именно в тот период те же британцы обещали государственный суверенитет и с кем обсуждали границы будущего халифата, куда Палестину или часть ее предусмотрительно не включали, — были арабы. И их тогдашний вождь – эмир Фейсал – благосклонно отнесся к Декларации Бальфура. Ему сулили огромные территории, на фоне которых крохотная, бесплодная, жалкая османская провинция Палестина не представляла никакой ценности.
Но в арабском нарративе – до сих пор (и Абу-Мазен подтвердил это снова в день юбилея) – именно эта Декларация считается отправной точкой арабо-еврейского конфликта, сконцентрированного позже до палестино-израильского.
Возможно, это так и есть, особенно если учесть, что будущий муфтий Иерусалима и будущий друг Гитлера, главный разжигатель антиеврейской истерии среди палестинских арабов, отец палестинской нации и палестинского национализма, Амир Хусейни, именно тогда в 1917 году, стал подстрекать арабскую молодежь и чернь в Иерусалиме. А даже если не так – достаточно того, что это так считается, что палестинцы в этом убеждены.
Если даже туманного документа, которым евреи так дорожили и так дорожат за неимением другого (кроме ТАНАХа), признания их права на свой дом на этой земле, арабам хватило для столетней войны, от которой они не в силах отказаться, то это был момент истины.
Дело не в оккупации и территориях, которых тогда не было, и ущемлении прав, которого не могло быть со стороны крохотного и немощного еврейского ишува Палестины. Дело не в нас, а в них. Это они не готовы признать наше право на эту землю. Это они непримиримы. В отличие от евреев и сионистов.
В чем сила, брат?
Уступки начались отнюдь не с Осло. Они идут уже сто лет. Сионисты примирились с обтекаемыми формулировками самой Декларации Бальфура (главными противниками ее даже в этой редакции были руководители британской еврейской общины и евреи в британском правительстве). Примирились с тем, что в течение всего действия мандата британцы отступали от положений Декларации Бальфура. Оттяпали 4/5 территории Палестины для создания еще одного арабского государства – нынешней Иордании. С тем, что британцы и конкретно – верховный комиссар Палестины, еврей Герберт Самуэл, помиловали осужденного за организацию погромов в Иерусалиме главного смутьяна, Амира Хусейни, а затем назначил его, 26-летнего неуча в богословии, муфтием Иерусалима – на пожизненную должность, что придало тому авторитета и власти. Смирились с «Белой книгой», закрывшей евреям Европы единственный надежный путь спасения от гитлеровского геноцида, – в Палестину.
Смирились с вычерченным англичанами планом раздела страны, превращавшим будущий Израиль в лоскутное одеяло среди арабских анклавов, — лишь бы провозгласить долгожданное государство. Все, что досталось нам потом, было достигнуто благодаря победам в сражениях, которые навязывали нам арабы. Сами они не уступали никогда, не уступают и сейчас – ни в чем, ни чем. Но упорство – не главная доблесть.
Потому у нас государство есть и процветает. И возникло оно не благодаря Декларации Бальфура, а лишь с незначительной ее помощью. Не благодаря провозглашению государства, вопреки желанию Британии, а потому что оно уже фактически было. Потому что государства создаются не декларациями, а трудом и мужеством людей, мудростью и гибкостью вождей. Сколько уже было резолюций, в том числе ООН и его палестинофильских органов, по поводу создания палестинского государства. И где оно? Сто лет назад у нас была всего лишь сомнительная бумажка в 67 слов. Но мы сделали это. Мы победили. Теперь пусть те, кто проиграли, признают, что мы здесь навсегда – только это шанс для них и для нас жить в мире. Путь к урегулированию. И юбилей Декларации — лишний повод сделать верный вывод.
Владимир БЕЙДЕР, глава израильской редакции