Материалы сайта www.evrey.com
(13.11-17) 12 ноября правительство единогласно утвердило назначение на должность главы Совета национальной безопасности и советника премьер-министра по вопросам национальной безопасности, бывшего высокопоставленного сотрудника Общей службы безопасности (ШАБАК) Меира Бен-Шабата. «Думаю, что более достойного кандидата, — отметил на заседании Кабинета израильский премьер-министр Биньямин Нетаниягу, — нам не найти. Уверен, что мои коллеги в правительстве и в Кабинете уже получили представление о его деловых качествах, остроте ума, прямолинейности, богатом опыте. Он не сглаживает углы, не затушевывает недостатки, но — высказывает свое мнение очень ясно и прямо. Полагаю, что у Меира, который уже многое сделал для безопасности Израиля, будет еще больше возможностей внести значительный вклад в национальную безопасность».
СМИ публикуют не слишком подробные (что и понятно) данные из биографии нового главы Совета национальной безопасности Израиля, но все же позволяющие получить представление о его профессиональных навыках и достоинствах. Так, сообщается, что Меир Бен-Шабат родился в 1966 году, армейскую службу проходил в элитной бригаде «Гивати». В 1989 году демобилизовался и поступил на службу в ШАБАК, где, среди прочего, вел борьбу против ХАМАСа, в том числе — и в ходе операции «Литой свинец» в 2008 г., когда он был назначен главой Южного округа ШАБАКа. Из обнародованной в СМИ информации мы узнаем, что Меир Бен-Шабат получил степень бакалавра в области политологии в университете Бар-Илан и окончил курсы в Тель-Авивском университете, что он женат и имеет четверых детей. Вместе с тем, крупнейшие израильские СМИ в «характеристике» М. Бен-Шабата дружно проигнорировали одну весьма важную деталь. Деталь эта, отметим, ни в коей мере не секретна и не является государственной или военной тайной. Более того, убедиться в ее наличии может всякий, кто внимательно рассмотрит опубликованные в эти дни в СМИ многочисленные фотографии нового главы СНБ Израиля. На них видно, что на голове нового советника премьера — кипа. Из чего мы вправе сделать вполне логичный вывод, что Меир Бен-Шабат — религиозный еврей. Разумеется, само по себе наличие кипы на голове не считается автоматическим доказательством того, что ее «носитель» тщательно и во всей полноте соблюдает заповеди Торы. Однако же простой анализ ситуации позволяет говорить о том, что кипа, особенно, если она появляется на голове правительственного чиновника высшего ранга — это вполне осознанный шаг, подкрепленный соответствующим мировоззрением и образом жизни (минимально включающим в себя соблюдение законов шаббата и чистоты семейной жизни, употребление в пищу кашерных продуктов и т.д.). В самом деле. Израиль — свободная страна, в которой никто никого не заставляет носить кипу. Скорее, наоборот: в высшей военной и политической элите сегодня гораздо проще и спокойнее не выделяться таким способом.
Дружное игнорирование израильскими СМИ такой «мелочи», как кипа на голове Меира Бен-Шабата, пожалуй — не менее красноречивая примета времени, чем, собственно, кипа на голове главы СНБ Израиля. И то и другое свидетельствует о нарастающих тенденциях в израильском обществе. С одной стороны — все большее «объевреивание» Израиля (см. на сайте материал «Паника нарастает» — 06.11.17), процесс, внутри которого постоянно увеличивается и число представителей высших эшелонов гражданской, судебной и военной власти, возвращающихся к Торе и заповедям Всевышнего. С другой — паника, страх и растерянность ‘борцов с религиозным засильем», старающихся, как минимум, не замечать тенденций, противоречащих их взглядам и чаяниям. Тем не менее, ничего, как говорится, не помогает. К ныне действующим религиозным евреям в руководстве израильской полиции и разведки (см. на сайте материал «Полиция, ШАБАК, Мосад, далее везде…» — 11.12.15) теперь присоединился и глава Штаба национальной безопасности. Все это говорит о том, что за ними стоят сотни и тысячи «рядовых» евреев Торы, которых в аппарате власти Израиля становится все больше и больше. Что неизбежно, в свою очередь, обещает дальнейшее увеличение числа «евреев в кипе», так сказать, «на самом верху». Что же касается нового главы СНБ — следует отметить, что роль этого, когда-то достаточно номинального органа с неясной сферой полномочий, со времени операции «Нерушимая скала» в Газе в 2014 г. неуклонно растет. Одним из важных этапов на этом пути стало решение премьера Нетаниягу, выработанное по итогам анализа просчетов в организации работы правительства в условиях войны. Суть его в том, чтобы передать СНБ и его главе важнейшие функции координатора действий кабинета в критических ситуациях — в оперативной подготовке и предоставления членам кабинета релевантной информации на каждом этапе развития событий. Назначение такого человека, как Меир Бен-Шабат, судя по всему — прямое следствие реализации данного решения.