Мой друг написал прекрасную книгу: «Скажи смерти «нет». Естественно, мне, из привычного чувства подросткового противоречия, захотелось подкрасться к теме с другой стороны.
Давайте пошушукаем о том, что есть «жизнь». А то за смерть гражданам интуитивно кажется понятным: был — и нет. Скажем, летал спутник вокруг Солнышка, выдохлась энергия заряженная — и адью, сигнал прекратился. Либо вот вчера ещё думал мистер Икс головой, затем начитался новостей — и кончено, сгинул человек, на его место — нормальный манкурт.
А вот что означает «жить» — тут разночтений множество. Настоящее знание об этом, как это принято в эпоху разгула информации, скрыто от глаз, яко травинка в стоге сена. Не скажу, чтобы был я в этом вопросе таким уж докой и попробую сперва опереться на тех, кто — знает.
Наверное, самый известный в мире еврейский мудрец XIX-XX веков — рав Исроэль Меир Пупко. Как, вы никогда этой фамилии не слышали?! А если добавить А-Коэн — он был коэнского сословия? Тоже нет? Странно. Прийдётся использовать псевдоним, по названию одной из его книг: «Хофец Хаим»? А, это уже другое дело? Он был настолько известен, что «разъевреиватели» постцарского периода в России пользовались его именем как нарицательным: мол, Хофец Хаим — это всё, что останется от «старого еврейства». Даже из них никто не осмеливался предположить, что их пропаганда, властные инструменты или репрессии могут как-то на него повлиять. Такого просто подняли бы на смех.
Я уже как-то упоминал об агитационных спектаклях, которыми «прогрессивная молодёжь» пыталась высмеять Тору. Одно из любимых мест их — законы войны. (Кстати, у Хофец Хаима есть книга, посвящённая жизни еврейского солдата в русской армии) Выходит «священник» и начинает по списку выкрикивать: «Кто построил дом и не жил в нём?». «Кто посадил виноградник и не пробовал от него?». «Кто обручил женщину и не жил с ней?». На каждый призыв из толпы выскакивает несколько человек и перебегают в другой угол сцены. «Кто робок сердцем и боится?». Тут вся оставшаяся публика как ломанётся! Остаются только — в зависимости от численного состава комедиантов — один или три старичка. Один — это уж точно Хофец Хаим, а двоих добавляли к нему по вкусу и местности.
Разумный человек уточнил давеча: да, они правы, всё бы так и происходило. Только забывали добавить — те (тот), кто остался, выходят на войну — и побеждают.
Само имя «Хафец Хаим» означает «ищущий жизни». Взял его мудрец из строк псалма: «Кто есть человек, ищущий жизни, любящий дни, чтобы видеть (в них) добро? Удерживай язык свой от зла и уста свои от обмана. Удались от дурного, стремись к миру и добивайся его». Задача книги — помочь людям отыскать путь жизни.
И, хотя это не самый объёмный и, пожалуй, даже не самый распространённый труд рава Исроэля Меира — его «Мишна Брура» и «Биур алаха» по сей день являются наиболее авторитетными источниками при установлении практического еврейского закона,- народ сразу же стал называть автора по имени его книги о законах достойной речи.
Теперь позвольте, я сам сформулирую, несколько самонадеянно и самодеятельно: «Жизнь — это сознательное соприкосновение с источником всякой жизни». Звучит, конечно, как «масло масляное». И всё-таки это определение очень конкретно: все внешние и вторичные формы жизни никак не могут быть определения основой (что делается от скудоумия всяческими Энгельсами и Ляпуновыми). Этакое — полнейший нонсенс, подобно тому, как определять человека по цвету его носков.
Необходимы все части фразы: сознание — ибо без него человека как личности нет. Соприкосновение — ибо без непосредственности чувства и переживания мы уходим в абстракцию и теряемся в ней, выстреливая нелепости типа (жизнь, это): «это совокупность явлений, сопротивляющихся смерти», либо: «высокоустойчивое состояние вещества, использующее для выработки сохраняющих реакций информацию, кодируемую состояниями отдельных молекул». Нужен и «источник» — ибо жизнь иллюзорна без обновления и движения. «Всякой» — поскольку иначе окажется, что жива только некая, скорее всего небольшая, часть от целого.
А теперь, поупражнявшись в словоговорении, давайте подумаем о способах такого «соприкосновения». О жизни на-самом-деле,- для тебя самого, «мыслящего тростника». Настоящей. И — надёжно-очевидной,- ведь не захочет, не сумеет человек долго верить красивенькой, но недостоверной сказке.
Нет-нет, то есть ради сказок — например, о «лучшем будущем человечества» и «независимости и процветании Родины» — люди гурьбой готовы отдавать жизни, особливо чужие… но было ли «жизнью» то, что они готовы отдать? Если, конечно, не полагать её, эту самую жизнь, только «способом существования белковых тел».
Отнюдь не случайно, конечно, наш народ ухватился за псевдоним «Хофец Хаим», издал уже множество книг на эту тему, разработал методики «таанит дибур» (буквально: пост речи), проводит тысячами уроки и целые учебные курсы, называет сим именем фонды и ешивы… Учителя многократно подчёркивают, что «сила народа еврейского в его речи». «Не было ещё успешной войны, в которой не участвовали бы потомки Эсава, не было ещё успешной молитвы, в которой не участвовали бы потомки Якова».
Талмуд объясняет, что Псалмопевец — царь Давид «становился твёрдым, как дерево, выходя на войну, и мягким («я червь, а не человек»), изучая Тору». «Почему и царь Давид, и весь еврейский народ сравнивается с червём? («не бойся, червь Яакова!») Потому, что сила его, во всё остальном слабого — во рту его».
И в первую очередь — в молитве. Пишет а-Хида, великий сефардский кабалист XVIII-XIX веков, что повеление Торы: «не пренебрегай словом (своим), всё, что вышло из уст твоих, исполни» содержит намёк на условия успешной молитвы. Непосредственно тот пасук говорит про человека, который обязался принести жертву в Храме, но текст Торы всегда содержит огромное количество информации, выходящей за рамки буквального прочтения. А-Хида поясняет, что если человек будет беречь свои уста от любой недостойной речи — сплетен, злословия, клеветы, пустой болтовни, если он будет освящать свою речь темами святыми и возвышенными — то Творец всегда станет слышать его молитву и принимать её. Как говорил за II века до а-Хиды другой великий кабалист, рабби Йеуда а-Хасид: «пусть человек не даст выйти из уст своих ничему, о чём он не был бы уверен, что Творец хочет этих слов». Утверждают в унисон оба названных тайнознатца, что просьбу такого человека Б-г обязательно исполняет.
Скажите, друг мой читатель, изменилась бы Ваша жизнь, если бы Вы слышали ответ Всевышнего на каждую свою искреннюю просьбу? Если бы Вы чувствовали добрую улыбку небес, когда к ним обращаетесь Вы? Можете не отвечать, это очевидно.
Младенец знает мать по ощущению её близости и теплоты, по её молоку и ласковым рукам. Точно так же и мы, якобы «взрослые» люди. Как и младенцы, мы чувствуем себя брошенными, если не отвечает нам наш небесный Отец. И это раскрывает глубинную суть знаменитой сентенции: «жизнь и смерть во власти языка».
Ибо — если язык мы пользуем недостойно, критикуем зазря или обижаем, тратим время на пустой трёп,- скажем, на бытовые разговоры в синагоге во время молитвы, и при этом избегаем тем возвышенных, «чтобы не показаться несерьёзным». — небеса не хотят слышать наши просьбы. Отчего ж нас слушать — если рот настолько испачкан, что каждое слово несёт грубый или бессмысленный отпечаток? И тогда — связь с Источником жизни становится голой абстракцией, человек повисает в пустоте, от безысходности заполняя её развлечениями, свистопляской эго и прочими очистками от «плода древа жизни».
А вот то, что дурное начало радует в степени наибольшей. Мы, еврейский народ, в первую очередь — семья. Одна семья. Оттого и кипят у нас «семейные страсти»… кто не знает, что семейные скандалы — самые звукоёмкие? Тора и Письменная, и Устная предлагают нам именовать друг друга «братьями»: «аль тисне ахиха белевавеха» (не ненавидь брата в сердце своём»). Напоминает в псалме Давид: «(тот, кто) не возводил напраслину на брата своего… не клеветал на сына матери своей… такой упрочится и никогда не пошатнётся». С таким захочет открыто «говорить» сам Творец. Будет отвечать на его просьбы, показывать Свою руку, дарить чувство истинности, надёжности и защищенности. Может, стоит-таки нам стараться избегать взаимных нападок, почаще вспоминать, что мы — одна душа и одна семья? Не поддаваться на провокации профессиональных сплетнеделов и самодовольных хулителей?
Да, именно: скажи жизни «да». Перестань говорить ей «нет». А когда наконец народ наш достигнет того, что ныне, стараниями интересантов и просто дураков, кажется недостижимым: ощутит себя одной семьёй,- жизни в этом мире станет много. Ведь если смерть черно-белая, жизнь — у неё мириады оттенков и уровней…