— Уважаемый рав Эссас, у меня вопрос: сколько фэйковых (фальшивых) евреев записаны евреями по маме в СССР или Украине сейчас живут в Израиле? Имею в виду неевреев, которые записаны евреями за определенные вознаграждения в бывшем СССР.
Миша А., Минск
— В начале 1990-х годов, во время массовой алии, в Израиль приехали очень много людей с фальшивыми документами (свидетельствами о рождении и т.п.). Постепенно израильские власти, в том числе и сотрудники Главного раввината, научились распознавать явные фальшивки и подделки. Однако «технологии» в изготовлении подделок, как водится, совершенствовались и совершенствуются. Даже мне известны некоторые конкретные приемы, которыми пользуются изготовители фальшивых бумаг. Рассказывать о них, разумеется, не собираюсь, чтобы ненароком кому-то в этом не помочь. Просто констатирую факт, чтобы подчеркнуть: подделка документов до сих пор продолжается. Впрочем, одновременно с этим повышается и качество методов по выявлению таких документов. То есть перед нами издавна известная ситуация, которую можно назвать «полицейские и воры». Когда обе стороны постоянно оттачивают свое мастерство. У этой проблемы есть некий аспект, о котором не могу здесь не сказать.
В СМИ Израиля на русском языке (и не только в них) полно статей и материалов о какой-то якобы целенаправленной травле «русских олим» (иммигрантов), которую осуществляет раввинат и подобные структуры. Журналисты рассказывают «душераздирающие» истории. О том, например, как молодые люди собрались пожениться, и вдруг выяснилось, что кто-то из них (или оба, и он, и она) неевреи. «Как же так! — возмущается жертва. Когда мы приехали в Израиль, мою маму признали еврейкой. Я служила в армии. А теперь, когда я должна выйти замуж, в раввинате меня почему-то еврейкой не признают». И это лишь один из вариантов, из которых делают «сенсацию», в лучшем случае — неграмотные в еврейской традиции люди, в худшем — политические интересанты, разжигающими ненависть к Торе, к ее законам и к традициям нашего народа. Привел в качестве примера такую ситуацию только потому, что в ней каждая деталь может быть правдой, но в целом получается ложь. Да, верно, маму девушки признали еврейкой. Девушка эта действительно служила в израильской армии. Все как будто бы правильно. Однако есть во всем этом два существенных «но». Еврейкой маму признали на основании фальшивых документов — в те годы, скажем, в начале 90-х годов, не могли распознать подделку. Но сегодня уже могут. И вот приносит девушка в раввинат свидетельство о рождении своей матери. И «вдруг» выясняется, что оно фальшивое. Разве раввины или раввинат виноваты в том, что эта мама в свое время купила такую справку? Что касается аргумента о службе в армии, это, как понятно, низменный демагогический прием. Разве служба в армии израильских друзов и бедуинов превратила кого-то из них в евреев? Даже если мы встречаем среди них майоров и полковников.
А теперь — к Вашему вопросу. Точное число людей, которые живут сегодня в Израиле и числятся евреями на основе фейковых (фальшивых) документов, мне неизвестно. Полагаю, что их много десятков тысяч. Возможно даже — 100 или 200 тысяч. Ведь власти занимаются выяснением подлинности еврейства фактически только в узко-прикладных случаях. Когда люди, к примеру, обращаются за разрешением на оформление брака (в Израиле нет светских учреждений, которые регистрируют браки и где национальная принадлежность не имеет значения — этим занимается только раввинат). Хорошее, если можно так выразиться, во всей этой ситуации заключается в том, что в последние годы, благодаря «прогрессу» в распознании подлинности документов, мощный поток приезжающих в Израиль с фальшивыми документами превратился в ручей. Пока еще не в ручеек, но именно в ручей. И это тоже некое достижение. В заключение подчеркну: среди приезжающих на жительство в нашу страну очень высок процент неевреев, которые получают такое право на «законных», так сказать, основаниях, не подделывая документы. Но это совсем другая тема.
Отвечал рав Эссас