Рав Хаим Навон
Родители – это не дети, большие – не маленькие, солдатки-девушки не могут быть идентифицированы с солдатами-юношами. В желании равенства есть здоровая основа, но это невозможное к нему стремление приводит местами к абсурду.
Я перестал верить в равенство из-за бокала с виноградным соком. После субботнего кидуша (благословения на вино, точнее плод виноградной лозы – прим.перев.) дети отпивают каждый свой глоток виноградного сока из моего бокала.
А потом добрая половина трапезы посвящается жалобам на неравенство в распределении сока.
«Папа, он выпил больше, чем я!»
«Неправда! Мне едва досталось несколько капель!»
Любая попытка как-то поправить возникшее неравенство только усиливает жалобы:
«Что-о???!!! Сколько ему добавили?
«Я не получил и половины от этого!»
Вместо служения В-вышнему, наша субботняя трапеза посвящается культу равенства. А равенство – весьма жестокий божок: ничто не способно его удовлетворить.
Нам знакомо стремление коммунистов к полному экономическому равенству, и та всеохватывающая разруха, к которой привели попытки этого стремления. Но сегодня рьяные поборники равенства не удовольствуются экономическим равенством, им подавай все аспекты нашей жизни, как часть могучего хранилища соответствующих принципов, которые должны быть распределены на всех в равной степени.
Сущность понятия обладания «равным правом на статус родителей» ошибочно предполагает, что статус родителей – это право, которое должно быть распределено и принадлежать всем в равной степени, но никак не обязанность по отношению к детям.
Исследователи говорят сегодня, что генетические открытия позволят родителям добиваться от государства финансирования генетических манипуляций над зародышами, чтобы получился красивый (как супермодель) ребёнок, а не урод, или умный (как Эйнштейн). Почему бы это один получит более умного ребёнка, нежели другой? Где то самое равенство?!
Самый свеженький пример мы с вами найдём в разговорах о службе женщин в боевых частях. Иногда участники таких разговоров полагают, что у женщины есть право служить в любой воинской части, не потому, что там она принесёт пользу государству не меньшую, чем мужчина, но потому, что у неё есть право на равенство (с мужчиной).
Когда утверждается, что женщинам, которые служат в качестве солдаток в боевых частях, затруднительно нести нагрузки на учениях, выполняя оперативные задачи, что они иногда страдают от этих нагрузок, в СМИ в ответ цитируют одну исследовательницу, сказавшую, что уровень нагрузок в учениях должен быть установлен «в соответствии с возможностями тех, которые заслужили право участвовать в этих учениях».
Также и служба в армии попадает в разряд права, которое должно быть распределено по принципу равенства. Требования равенства предшествуют оперативным и функциональным требованиям в армии.
Увлекающиеся философией откроют, где абсурд доходит до изысков рассуждизма на эту тему. Важный европейский философ своего времени утверждал, что в случае недостатка потенциальных женихов следует выделить для соискательниц релевантных холостяков согласно индексу равенства.
Прочие мыслители обсуждали возможность сократить общественное неравенство между красавцами и уродами. Даже уравновешенный еврейско-американский мыслитель Майкл Вельцер с чувством уважения и признания говорит о «коллективной собственности», которая должна быть поделена поровну между всеми гражданами. Соответственно каждый гражданин вправе потребовать равенства по отношению к себе от других (Пожелаем же ему в этом успехов!).
Так чем же я предлагаю заменить равенство? Вместо не имеющего реальной возможности воплотиться идеала, выражающегося в стремлении уравнять всё-всё-всё, я предлагаю другой моральный идеал: не допускать злого умысла.
Я стараюсь разделить между детьми виноградный сок на равные порции. Если один получает чуть-чуть больше, а второй чуть поменьше, это, конечно, никакое не равенство, но в этом нет и злого умысла.
Требование абсолютного равенства не позволяет семье нормально функционировать. Всегда есть ребёнок, у которого больше проблем и трудностей, и соответственно ему требуется чуть побольше внимания, нежели его братьям. И те тут же начинают жаловаться на неравенство. Да в чём же они-то виноваты?
Ну, действительно, разве я старался уделить ему больше необходимого внимания, переборщив с предпочтением? Когда начинают говорить на языке злого умысла, эти вопросы стираются из разговора. Нет способа поделить внимание на всех совершенно поровну, но никакого злого умысла тут нет и в помине.
Курт Воннегут написал краткий рассказ «Гаррисон Берджерон», где описал , как будет выглядеть мир, в котором всех заставляют соблюдать полное рравенство.
Спортсмены будут должны ходить с гирями; красавцам придётся испортить зеркала; умные будут обязаны собрать наушники, которые делают голос писклявым, чтобы запутать их глубокие размышления.
Этот мир кошмаров – плод обсессии равенства. Потому что жизнь лишена равенства и однообразия. Она соткана из жизни разных людей, отличающихся друг от друга в самых различных аспектах, какие только можно себе представить.
Тот, Кто ткёт ткань жизни, организовывает семьи и общества, тоже не на основе равенства: родители – это родители, а дети – это дети, взрослые – это взрослые, и маленькие – это маленькие.
В желании равенства имеется здоровая основа, и надо сформулировать это так, чтобы извлечь из этого пользу: не допускать злого умысла (не доводить до абсурда – прим.перев.).
Формулировка, построенная на отрицании, оставляет большое пространство для жизни по сути. Не каждое отличие – зло, и это понимает интуитивно понимает любой человек. Я не стану шить только для одного из детей полосатую рубашку, но и не буду претендовать на полное равенство в гардеробе для одежды.
Я не налью одному ребёнку полный стакан, когда другие получают считанные капли, но и не буду готов упрашивать моих детей с линейкой в руках измерить до миллиметра количество налитого питья. Это нам ни к чему!..
Источник на иврите — Макор ришон
Авторизированный перевод Фанни Шифман — авторский блог
Октябрь 2017
Несколько вопросов. Если будет равенство, как собрать электорат? Если будет равенство и не будет электората, как провести выборы ? Быть может орлом — решкой? А зачем выборы если все кандидаты равны и похожи и чудесны? И вообще они равны каждому из простых людей. Ты премьер ??? Но ты ничем не отличаешься от меня. И твой закон также равен моему личному закону, мною придуманному. И вообще, делаю что желаю, т.к. мои желания равны вашим желаниям. Я желаю сорить на вашей улице. Бросать бумажки. Вы хотите чистоту? Вы имеете право за мной убирать. Наши желания законы и равны. ,…. ну и так далее…
Ужо давно бы пора выкинуть вон все всхлипы о»равенстве» как и о «братстве». Да, и «свобода» — иллюзорный фетиш. Смертоубийственные всё это заблуждения для передела чужой собственности. Как? Как можно разрушить «равенство», которого нет в принципе? Рав работает? служил? налоги платит? за учебу платил? квартиру на рынке купил? БОЛТЛИВОСТЬ — порок.