Подвернулась мне фраза из великолепного пятитомника Гарри Каспарова и Дмитрия Плесецкого «Мои великие предшественники» — видимо, лучшего, с профессиональной точки зрения, из всего, что было когда-то написано о шахматах.
Комментируя уход из земной жизни двух выдающихся игроков-евреев, авторы написали: «Два великих шахматиста Запада Сэмуэль Решевский и Мигель Найдорф прожили долгую жизнь. И тот, и другой скончались от сердечного приступа. Решевского смерть настигла близ его дома, во время очередной субботней молитвы в синагоге, а Найдорфа — в казино испанского курорта Коста-дель-Соль. Наверное, оба они не могли бы пожелать себе лучшей кончины.»
Лично я с Решевским был знаком шапочно, больше по творчеству (а в последние годы общался с некоторыми его учениками), с же Найдорфом мы иногда болтали, он и за 80 сохранил юношескую непосредственность и живость. Однажды он пригласил меня на турнир к себе в Аргентину, я согласился и ждал официальной бумажки… а она так и не прилетела. Спросил дона Мигеля через год на Олимпиаде: почему? «Понимаете, мои шахматисты сказали — он играет сильно, а коэффициент не такой высокий; найди нам лучше того, у кого цифирька большая, а играет так себе». Всякий организатор изобретал бы «оцень веские причины», а тут — честно, с обезоруживающей простотой, на которую было обижаться совершенно невозможно.
Сам уход из жизни гроссмейстеров, особенности которого подметили далёкие от Торы люди — удивительная иллюстрация к таинственной фразе Талмуда: «Путём, по которому человек хочет идти, (небеса) ведут его». Иллюстрацией к этому принципу Талмуд приводит фантастическую историю — уж не знаю, это реальный факт или притча, но жизнь такие порой сюжеты выкаблучивает… никакому Жюль Верну не изобрести.
Жил-был еврей-пьяница (увы, и такое случается, с одним я знаком). Уж как его близкие не исхитрялись, чтобы отучить от порока — ничто не помогало. Отчаявшись, решились они на последнее средство: когда папа в очередной раз «накидушался» до бесчувствия, отнесли его сыновья ночью на кладбище и положили в свежевырытую, пока ещё пустую могилу. Мол, проснётся папочка, перепугается — может, от шока и пройдёт у него пагубная страсть. А тут как раз пробирались в город контрабандисты, ловко обойдя все таможенные декларации, везли с собой бочку вина. Потребовалось им в город, найти клиентов, но товар за собою таскать побоялись, отправились они на кладбище, нашли свежую яму и до утра бочку в ней схоронили. Проснулся родитель, открыл глаза — прямо у его рта кранчик, повернул его привычным движением… и вскоре снова задремал. Заявились по раннему свету за ним сыновья, а милый папочка почиет, счастливый, как никогда. Забрали его домой и с тех пор поили вином, как ему изволилось — ибо увидели отчётливо, что — «путь, которым человек хочет идти, ведут его» небеса.
Душещипательная история. И очень жизненная. Правда, не всегда оно столь театрально выходит — но ведёт нас обычно тропинка по бережку желанной речки, именно на тех колдобинах спотыкаясь, о которых нам особенно явственно грезилось.
С маленьким уточнением, коим народ мудрый русский пользуется в языке размашисто. В смысле — мечтаемый тобою результат отнюдь не гарантирован, чаще же всего: «за что боролись, на то и напоролись». Или, говоря словами неподражаемого Черномырдина, «Никогда этого не бывало — и вот опять!».
Мудрецы называют воображение «одной из 4-х основ дурного начала». Разумеется, речь не о том, что разрушительна сама способность представлять возможное будущее, воображать себе вещи, ещё не возникшие. Воображение — необходимая составная часть любого творческого процесса. Но — если не воспитать его, не обуздать и не выдрессировать, как породистого жеребца, занесёт оно тебя в непроходимые джунгли,- так что выход из них вовсе забудешь и утратишь способность отличать реальность от условных продуктов фантазии. Сегодня, в эпоху быстрого электронного тиражирования образов и картин, очень многие новейшие психиатрические диагнозы связаны лично с этим жеребцом. Сюда и теле- и интернетозависимость, и сдвиги на почве всевозможных комп-игр…
Но наиболее всё-таки общественно опасны не явные сумасшедшие, а — отчасти социально адаптированные граждане, вцепившиеся в привычные им воображаемые факты и идеи. Такие, в частности, вызвали нынешний иммигрантский кризис в Европе, замешав прекраснодушные фантазии на здоровых человеческих чувствах жалости и сочувствия. Вы помните, как отвечала бабка Марья на вопрос: «коммунизм придумали философы или учёные?» — «ы, милок, конечно, философы — учёные бы сперва на мышах попробовали». Во-во.
Так вот, отрыв от действительности — и духовной, и материальной,- быстро уводит человека или группу в наркотические рощи воображения. И избирает человек путь, который представляется ему сладким и достойным. Ожидает тут же, а особенно под занавес нечто возвышенное или хотя бы ценное. Но приходит момент — попустив страннику проделать сколько-то миль по намеченному тракту, небеса демонстрируют ему тупик, который на самом деле и был-то намечен в самом начале дороги. Называется тот тупичок, вновь цитируя незабвенного Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».
Идеальным примером работы органов воображения, героического следования выбранному пути и «черномырдинского» финала является деятельность многих революционных партий. С той лишь разницей, что обычно мерзавцы-«реалисты» успевают пристроиться в хвост колонне и залезть на пьедестал, когда передовые бойцы падут. Впрочем, эти их «грандиозные достижения» чаще всего — величайший из возможных провалов. В правилах реальной жизни сказано: «подонок не выигрывает никогда». Конечно, бывает, что «час играет ему». Но в конечном итоге, вспоминает в псалме пророк: «Когда пришёл я в Дом Б-га, увидел я, каков их конец».
Ибо отвергающий или просто не замечающий очевиднейший из всех очевидных фактов: Б-жественное сотворение и управление миром — обитает в наркотических рощах. Вино из бочки пока что капает в его довольно раскрытый рот, восторги, бонусы и проекты мчатся один за другим… Но у времени есть свойство рано или поздно напоминать о реальности.
И оказывается, что обозначенный в названии статьи закон — кому он становится желаннейшим благом, кому — ужасным наказанием. Это — как ветер в спину, он подталкивает тебя вперёд, в направлении сделанного и периодически подтверждаемого выбора. Если ты не хочешь видеть Б-га — что ж, Он может и «спрятаться», не навязывать тебе — знаками, событиями, приходящими мыслями — Своё соседство. И тогда ты можешь сколько угодно цитировать художника Давида: «я не нуждаюсь в этой гипотезе»…
Всевышний — «тень человека» — позволит тебе жить так, словно Его и нет. А есть как бы только некие мистические «законы природы и общества», кои, видимо спьяну, породила некая взорвавшаяся сингулярность… Только будь готов принять как промежуточные, так и финальные плоды своего «выбора пути».
Тому же, кто не до конца утонул в своём воображаемом, небеса демонстрируют руки вполне охотно. Так, меня каждый раз изумляет, сколь синхронно появляются в нашем гмахе вещи — как только у нас находится время с ними поработать. И особенно интенсивно они набегают — в дни, когда становится известна дата отплытия очередного контейнера на Историческую. При это, как-то уж так получается, что приносят к нам именно то, на что появился особенный спрос у наших небогатых братьев.
Та же история: кто хочет видеть — ему показывают, кто же принципиально не хочет — от того припрятывают, пока ему самому захочется прозреть. «Путём, которым человек (искренне) хочет идти, ведут его небеса».