Иегуда Ерушалми
Часть 1 Часть 2
Первая мировая война (20 в) и евреи
Война в Европе, вспыхнувшая в августе 1914 г., разгоревшаяся впоследствии до мировой, и именно таковою впервые осознанная, а потому – первым номером пронумерованная, ибо прежде, в разбитом на несколько цивилизаций мире, никто, видимо, не озадачивался классификацией войн такого геополитического масштаба, стала одной из причин довершения разрушения еврейских галутов Европы.
Эти галуты, возникшие после разрушения Второго Храма, и влачившие свое существование, законсервировав, в значительной мере, средневековый образ жизни, оказались по разные стороны фронтов, и судьбы их стали разными, хотя, направление одно – ликвидация с той или иной скоростью.
Так, например, еще при царском правлении, под напором лавины еврейских беженцев с ареала боестолкновений русских войск с австро-германскими, прорвалась екатерининская «черты оседлости», и евреев допустили в ряд «внутренних» регионов России, разрушив сравнительно компактный галут, доставшийся России при разделах Польши 18 в. и боевых действиях в центральной Европе в 1914-17 гг.
Но судьбою этих евреев, переселившихся во «внутреннюю» Россию, стали, главным образом, «деиудизация» и ассимиляция, приведшие через три поколения к грани исчезновения «русских» евреев как народа.
По другую сторону фронта, в еврейском ишуве на территории османской Палестины проживали несколько тысяч «русско-подданных», которых турецкий губернатор изгнал в Египет. Причем, это совпало с неурожаем, эпидемией, экономическим кризисом в ишуве, вызванным изоляцией Палестины от мест дислокации главных спонсоров — России и Англии, и, по свидетельству З.Жаботинского, сократило еврейское население Иерусалима с 60 до 22 тысяч человек.
Евреи всех воюющих государств активно участвовали в мировой войне. На сторонах своих суверенов, разумеется. В армиях Антанты за время войны насчитывалось почти до миллиона еврейских военнослужащих (в том числе, мой дед).
В России и Британии процент евреев-призывников был заметно выше средненационального. В армиях центрально-европейского блока (Германия, Австро-Венгрия, Болгария) служили около 750 тыс. евреев.
По мере перемещения линии фронта, особенно, между славянскими и австро-германскими армиями, на землях Центральной Европы, где с 18 в. сложилась высокая концентрация еврейского населения в городах и «штетлах», их мирные жители зачастую подвергались ужасам оккупации, насилия, беженства, особенно, со стороны русских войск.
Уже за один только идиш, как диалект немецкого языка, русские огульно подозревали евреев в шпионаже в пользу немцев и австрияков.
И как это ни странно для человека, родившегося в самом конце следующей мировой войны, немецкие и австро-венгерские власти тогда гораздо лояльнее относились к еврейскому населению.
(Это, к слову сказать, послужило одной из причин гибели части нашей семьи в 1941 г., когда ее глава отказался от эвакуации из Украины, помня «хороших и интеллигентных» немцев-оккупантов 1918 г. и сравнивая их с царскими и советскими «русскими»…).
Как резюме, скажу, что мы, евреи, народ-активный, предприимчивый, при определенной свободе действий, а служба в действующей армии, как это ни парадоксально, такие возможности давала, умеем отличиться не только на переднем крае (сразу вспомнил недавно ушедшего И.Дегена, ז»ל), но и на сопутствующем войнам – «ташкентском», тыловом фронте.
В этой статье я не ставлю задачей публикацию конкретных сведений о евреях-героях той войны, служивших на всех ее уровнях: от окопных рядовых до высших офицеров армий-противников. Не стану конкретизировать огромную роль евреев-бизнесменов, промышленников, ученых, конструкторов, медиков в ее материальном обеспечении. Отчасти, от того, что не хочу восхвалением их «милитаристской деятельности» на «мировой бойне» встретить непонимание у тех читателей, которые модно заражены пацифистской идеей «…пусть бы все там оторвало, лишь бы, не было войны!», зазомбированы ею и считающие, что нет ничего лучше кричалки: «Миру-мир!». Да и пишу, в общем-то, о другом.
Скажу только, что роль эта была огромна! И, нередко, по достоинству оценена сильными мира того.
Кое-что о дипломатии
Уже в 1915 г. руководителям Антанты стало ясно, что их блок превозмогает упорного противника. И будущие победители начали тайные дипломафиозные переговоры по подготовке основ будущего послевоенного урегулирования.
Примерно веком раньше, победители в непронумерованной в анналах истории предыдущей мировой войне, более известной как «Наполеоновские походы», так же, путем тайной дипломатии, а потом и Венского Конгресса, устроили, как им казалось, навечный передел мира. Конгресс выработал ряд международных соглашений, по которым в Европе установились границы национальных государств, сложившихся, в основном, в 18-19 вв при распаде средневековой Великой Римской империи. А за скобками этого витала мечта и о «всемирном правительстве», главной сутью которого стало бы урегулирование мира между государствами в духе философии И.Канта.
Идея, однако, оказалась утопической, ее похоронили: сначала — Крымская, затем – франко-прусская войны и войны с Османской империей. Да еще несколько национально-освободительных революций. А менее века спустя, и новая мировая война, первая в 20-м веке.
В 1917 г. на стороне Антанты в 1МВ(20в) вступили США, и в войне наступил перелом.
К тому времени, точнее, в 1916 г., главные антантовские переговорщики М.Сайкс (Великобритания), Ф.-Ж. Пико (Франция) и С.Сазонов (Россия), преодолев множество взаимных противоречий, выработали план послевоенного раздела земель побежденной Османской империи.
России по этому плану доставался контроль над проливами между Черным и Средиземным морями и территория Турецкой Армении.
Франция и Британия согласовали раздел земель к югу от Малой Азии до Индийского океана. Землю, о которой у нас идет речь, т.е., Эрец Исраэль, почти полностью планировалось отдать под британский контроль.
Гладко было на их бумаге, да…
Менее, чем через год, весной 1917-го, рухнула Российская империя.
Ближе к сезону полевых работ поднялась волна массового самозахвата земли крестьянами, так и не дождавшимися от царской власти обещанных более полувека земельных реформ. Их воюющие родственники, а российские солдаты в массе были, разумеется, из крестьян, оголив фронт, рванули в свои деревни, чтобы успеть к переделу земли и весеннему севу. Тем более, что в войсках действовала мощная агитация левых: эсеров и большевиков – за землю и против войны…
Короче, «завоеванные» на бумаге у турок проливы, так и остались турецкими, Россия на десятилетие изолировалась из мейнстрима международных отношений, а имя ее министра С.Сазонова выпало из блока создателей соглашения по Ближнему востоку…
Нужное время, нужное место, нужный человек
Когда-то, будучи не таким уж молодым человеком, я в какой-то раз перечитал «Войну и мир». И меня более всего поразили тогда мысли Толстого о движущих силах истории, которую он изобразил чем-то вроде результата броунова движения, случайного процесса, отрицая, как водится у него, заостренно-полемически, всякую роль личности. Видимо, это была реакцией на весьма распространенную и распиаренную в веках точку зрения, что историю творят боги, герои, вожди, а людские массы – лишь исполнители их воли или безликая подтанцовка.
По прожитии же немалых лет и событий, я стал придерживаться взгляда, что история, хоть и движется стихийно, по Толстому, но при увеличении «термодинамического» размаха ее флуктуаций, на их пиках может появиться герой, который присовокупив свою, по-человечески ограниченную энергию, при определенных обстоятельствах в состоянии изменить ее ход. Что-то вроде Бомарше из фейхтвангеровских «Лис в винограднике»… А без героя, какая история?
Требуется совпадение действующих условий: времени, места и наличия самого героя. С этой позиции я и буду рассматривать появление Декларации Бальфура.
О времени, мне кажется, я уже достаточно написал выше.
Мировая война. Развал многовековой местечковой галутной системы жизни европейского еврейства. Новые изгнания в новые галуты (впрочем, слово «галут» так и переводится – изгнание). Существование еврейского народа на грани исчезновения из-за [«добровольно» -]принудительной ассимиляции христианской цивилизацией… И т.д., и т.п.
В то же время – небольшой этно-религиозный еврейский ишув, созданный в Эрец Исраэль первыми волнами алии последних десятилетий… Особый объект целенаправленных устремлений Всемирной сионистской организации…
Место. Британия. Страна, единственная среди великих держав, которая с самого начала сионистского движения проявляла к нему симпатию. Государство, которое готовилось вскорости, после победы в войне, взять под свое управление часть ближневосточных владений османов, где, как раз, и существовал еврейский ишув.
И, наконец, человек. Его звали Хаим Вейцман. Он родился на территории Российской империи (в нынешней Беларуси), учился и занимался наукой в Германии и Швейцарии, где, будучи по профессии химиком, сделал крупное изобретение. Потом перебрался в Англию, где внедренил его в промышленность. Изобретенный им способ зкономичного получения ацетона нашел применение в производстве взрывчатых веществ, что стало большим вкладом в военную экономику Британии и ее победу в Первой мировой 20 века.
Продолжение следует
Октябрь 2017
Освободили Иерусалим от турок в 1917 году, освободили его оккупированную арабами восточную часть — в 1967 году, и отдали Храмовую гору — арабам, и теперь арабы требуют весь Иерусалим, правда, сначала его главную, восточную часть с Градом Давида.
А еще говорят в мире, что евреи самые умные и хитрые.
Насчет хитрые согласна, так как здесь евреи так исхитрились, что САМИ СЕБЯ ПЕРЕХИТРИЛИ.
То ли еще исхитрят!