Своими глазами. Шмини Ацерет — Симхат-Тора, «Берешит»

На этой неделе, в четверг 12 октября мы отмечаем праздник Шмини-Ацерет, он же Симхат-Тора, которым завершается цикл осенних праздников и грозных дней, начавшийся с Рош Ашана. Шмини-Ацерет (дословно — «восьмой день торжественного собрания») имеет специальную литургию, которая включает в себя поминовение умерших «Изкор» и молитву о дожде. Мудрецы постановили также завершать в этот день годовой цикл чтения Пятикнижия и сразу начинать новый цикл. В Израиле Шмини-Ацерет совпадает с праздником Симхат-Тора («радость Торы»). В диаспоре их празднуют поочередно в течение двух дней.

Заключительный раздел «Ве-зот ха-браха» имеет особый статус: во-первых, потому что он единственный в Торе не субботний, а праздничный; и, во-вторых, его читают по особым правилам. К свитку Торы вызывают не семь человек, как в субботу, а всех присутствующих в синагоге, чтобы каждый еврей, взрослый и ребенок, мог лично отметить завершение годичного цикла. Затем над «бимой», помостом со специальным столом, где читают Тору, разворачивают «свадебный балдахин», состоящий из одного или нескольких талитов, под которым встают совсем маленькие дети и отцы с младенцами. Эта «алия» называется «коль ха-неарим», «все юноши». Вслед за ними к Торе восходит «хатан-Тора», «жених» Торы. Его выход, которым завершается чтение «Ве-зот ха-браха», обставлен особенно торжественно. И, наконец, к Торе вызывается «хатан-Берешит», «жених» раздела «Берешит», с которого начинается новый цикл чтения. В Симхат-Тора читают первые 34 стиха этого раздела, где рассказывается о Сотворении мира. Полностью этот раздел прочтут в ближайшую субботу. «Женихами» становятся либо самые уважаемые члены общины, либо победители специально проводимых отборочных аукционов.

«И не было более пророка в Израиле, подобного Моше, который знал Б-га лицом к лицу, — по всем знамениям и чудесам… и по всем могучим деяниям, которые совершил Моше на глазах всего Израиля» (34:10-12). Так завершается раздел «Ве-зот ха-браха», книга Дварим и все Пятикнижие.

Иудаизм не похож на другие религии, где некая харизматичная личность удостаивается Б-жественного откровения и потом — в одиночку или с учениками-апостолами — несет свою благую весть в массы: хочешь — верь, не хочешь — не верь, но мы тебя заставим верить.

Чудеса и деяния, совершенные Моше-рабейну, видели все евреи. А человеку, как известно, свойственно глубоко верить лишь в то, что он видел своими глазами. Евреи наблюдали десять египетских казней. На их глазах Моше заставил расступиться Красное море одним мановением посоха. Они слышали и ощущали громоподобный Голос у горы Синай и ежедневно, в течение сорока лет, собирали и ели манну, сверхъестественную пищу, которая падала прямо с неба в строго отведенное время. Чудеса были повседневной реальностью для всего поколения пустыни, для всех двух-трех миллионов евреев и сотен тысяч ушедших вместе с ними из Египта иноплеменников.

Именно этот непосредственный массовый контакт с чудесами заложил прочный фундамент еврейской веры, которую не смогло поколебать даже двухтысячелетнее изгнание с его неслыханно тяжкими испытаниями и трагедиями. Тогда, тридцать три столетия назад, мы воочию убедились, что Моше — истинный пророк Всевышнего и Тора, живая Тора, которую он оставил нам в вечное наследие, это и есть высшая Правда.

Содержание раздела «Берешит»

Этот раздел самый емкий по содержанию. Он охватывает первые шестнадцать веков существования мира от его Сотворения до Всемирного потопа и летопись первых десяти поколений человечества — от Адама до Ноаха.

Вначале Б-г сотворил «из ничего» всю вселенную со всеми ее составляющими: временем, пространством, законами природы, стихией, земной флорой и фауной. В седьмой день Б-г «отдыхал», создав духовную сферу под названием «Шаббат», которая посещает этот мир раз в неделю. В канун первого шаббата на свет появились первые люди Адам и Хава. Б-г поместил их в «райский» сад Эден. По наущению Змея и вопреки запрету Творца Хава отведала запретный плод с «Древа познания добра и зла» и дала попробовать его Адаму. Впитав в себя «грех» вместе с этим плодом, Адам и Хава не могли более оставаться в духовном раю. Б-г изгоняет их из Эдена и меняет природу человека. В мир приходят смерть, страдания и тяжелый труд. Начинается извечная борьба за искупление первородного греха, борьба добра и зла, ставшая стержнем мировой истории. Каин и Эвель, первые дети родоначальников человечества, приносят дары Б-гу: Каин «из плодов земли», Эвель — «из первенцев своих овец». Всевышний принимает только дар Эвеля, и раздосадованный Каин убивает брата. За это преступление Б-г обрекает Каина на вечные скитания. Далее прослеживается генеалогия потомков Каина и Шета, третьего сына Адама и Хавы. После смерти Шета человечество нравственно деградирует. Б-г «сожалеет», что создал людей, и решает уничтожить их вместе со средой обитания Всемирным потопом, сохранив единственного праведника допотопной эпохи — Ноаха с семьей.

***

Глаза на затылке

«И увидел Б-г все, что Он сделал; и вот — все очень хорошо» (1:31).

Насколько легче бы нам жилось, если бы у нас были глаза на затылке, не правда ли? Не надо смотреть в зеркало заднего обзора, когда ведешь машину. Нет нужды поминутно оглядываться, возвращаясь домой поздним вечером через пустынную аллею парка. А учителям какое облегчение! Пишешь на доске и одновременно видишь, как ведет себя класс.

А как хорошо иметь три ноги! В Йом-Кипур легче переминаться с ноги на ногу: на двух ногах стоишь, а третья отдыхает. Красота! Производители обуви и носков повысили бы свои доходы ровно на треть.

Или вот такое рацпредложение. Почему только акробаты умеют ходить на руках, да и то с трудом. Пусть бы все ходили. Тогда мир открылся бы людям под другим углом зрения. И медицина поддержала бы: ведь тогда значительно улучшилось бы кровоснабжение коры головного мозга. Мы могли бы заниматься йогой и аэробикой одновременно.

А как насчет четырех почек? Две почки — для себя, а две другие можно было бы пожертвовать в донорский центр — для нуждающихся. Два сердца тоже не помешали бы. Столь важный орган должен иметь дублера.

Если уж зашел такой разговор, то было совсем неплохо с гигиенической точки зрения, если бы наши лица покрывала не пористая и бугристая кожа, а гладкий пластик. Тогда можно было бы отказаться от использования мыла; достаточно протереться утром влажной тряпочкой.

Когда Б-г создавал мир, Он консультировался со своими «придворными» ангелами. Именно поэтому Б-г говорит в шестой день Творения о своих творческих планах во множественном числе: «Сделаем человека в образе нашем, по подобию нашему…» (1:26).

Прежде чем приступить к столь грандиозному проекту, Всевышний обдумал конструкцию и назначения всех органов. В каждом камне, каждом растении и животном отражается мудрость Творца. Человек при всех своих изобретательских талантах и в подметки не годится Ему. Если собрать всех величайших ученых, лауреатов Нобелевской премии и предоставить им неограниченные материальные и денежные средства, они все равно не смогли бы вдохнуть жизнь даже в крошечного комара.

Но даже те, кто безоговорочно верят в Б-га и его мудрость, часто ставят под вопрос его компетентность в практических вопросах. Например: «Почему у моего соседа так много денег? Если бы Б-г дал их мне, я бы лучше ими распорядился». Или еще совсем недавно можно было слышать: «Как несправедливо распределены природные ресурсы. Израиль находится в нефтеносном районе, а своей нефти у него нет, в то время как его ближневосточные соседи купаются в нефтедолларах».

Но у Б-га на этот счет свои соображения, даже если они и не лежат на поверхности. Израилю Он дал не нефть, а месторождение экологически чистого газа, а деньги мы зарабатываем не полезными ископаемыми, которые могут кончиться или потерять ценность, а еврейской головой — разработками в «хай-теке».

Человеку не требуются глаза на затылке и третья нога. Лишние деньги нам с вами тоже ни к чему. Мы и без них достаточно оснащены для выполнения своей миссии в этом мире.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора