Похоже, во всяком случае, для меня, все тревожнее встает проблема: как и почему наше с каждым годом все более прогрессивное общество становится все более агрессивным? Почему именно прогрессисты видят триумф свой правоты не в дискуссиях с инакомыслящими, а в их отрицании? Почему, всенародно и повсеместно призывая к терпимости, мы становимся все нетерпимее? Почему свобода слова в споре уступает место свободе удара в драке, а Первая поправка к Конституции все чаще трактуется как правила боя без правил?
А потому, хочется ответить, не подумав, что мы исторически воспитаны на принципе «кто сильнее, тот и прав», но редактор сетевой версии консервативного журнала National Review Джонах Голдберг возражает против принципа «might makes right», написав, что «сама идея свободного общества держится на очень простой идее, жить с которой трудно: у человека есть право быть не правым».
Это право повелось издревле, но до относительно недавних пор всегда и всюду было уделом меньшинства, не пользующимся успехом ни у верхов, ни у низов. Джонах Голдберг считает, что нынешняя смута, от левых бунтов в университетских кампусах и сноса памятников до коленопреклонений в НФЛ упирается не в политику, а в религию, так как в корне историю кроили и перекраивали «исторические злодеи. Одержимые бесом перемен баламуты кроили историю если не, как хотели, то, во всяком случае, как могли». В Англии это был пуританин Оливер Кромвель, который отрубил голову своему королю Карлу Первому, и его кровь, если верить Дюма, закапала на сидевшего под эшафотом французского мушкетера Атоса. В России это был Ленин, про которого Борис Пастернак написал, что «предвестьем льгот приходит гений и гнетом мстит за свой уход», и, удивительное дело, не пострадал за эти строки.
Дональда Трампа вряд ли стоит считать одержимым бесом баламутом, хотя последний опрос соцслужбы Public Policy Polling показал, что немалый процент американцев считают его не всегда честным, а некоторые — даже душевнобольным. Все это, конечно, оркеструется верхами, но низы, как обычно, охотно идут на поводу, и в этом случае любопытно, куда отнести последнюю категорию баламутов – футболистов-профи, которые в знак протеста против расового неравенства, а точнее, против Трампа, отказываются стоять по струнке при исполнении гимна перед началом матча. Низами их, вроде бы, не назовешь, поскольку медианная зарплата футболиста в НФЛ около 700 тысяч долларов в год. В верхи они тоже не очень годятся – по данным Wednesday Night Football за 2011 год средний уровень интеллекта профессионального футболиста – 21, при максимуме 50, хотя у программистов это 29, а у охранников 17. Ленинская формула революционной ситуации, когда «верхи не могут, а низы не хотят», сегодня нигде не применима, а у нас в Америке — в первую очередь, но Соединенным Штатам готовят «розовую революцию».
На Трампа обрушились за то, что он посоветовал владельцам клубов увольнять футболистов, нелояльных флагу и гимну своей страны, что прозвучало возмутительным для поборников свободы слова и непрофессионально для бизнесмена, так как футболисты играют по контрактам, в которых такого пункта нет. Трамп, как обычно, поправился твиттером, что нужно внести такой пункт, но, тоже как обычно, было поздно – его с новой силой принялись трепать за расизм, но не потому, что 70% наших футболистов-профи чернокожие, а потому что они вступаются за остальных чернокожих, исторически страдавших от белых рабовладельцев и военачальников южан. Доход НФЛ в 2014 году составил 9.4 мрд долларов, две трети которых приносит телевидение, в основном CBS, NBC, ABC и Fox, не считая кабельных CNN, Fox News и других помельче. Большинство этих каналов ориентированы против Трампа, и терять такие деньги владельцам клубов во имя патриотизма своих игроков не с руки.
Сетевое издание State of the Nation (SOTN), которое публикует «альтернативные новости и комментарии», 29 сентября поместило статью «Протест коленопреклонения выявляет розовых революционеров». Так наши антиглобалисты называют просоциалистическое движение, которое якобы весьма возможно оплачивает миллиардер Джордж Сорос, тайные намерения которого, по мнению SOTN, «намного глубже и опаснее, чем известно». Эта стратегия, написано в статье, сейчас выражается в тактике «нарастающих ложных протестов, которыми футболисты НФЛ выполняют грязную работу для глобалистов». Участников этих протестов SOTN называет «высокооплачиваемыми гладиаторами, которые понятия не имеют, что их используют для оскорбления государственного гимна и флага», а «владельцы и менеджеры (клубов), которые ими манипулируют, тоже не знают, что происходит на самом деле». Издание поясняет, что для этого «очень легко выбрать покорную группу игроков НФЛ, где от постоянных столкновений на поле многие страдают хронической травматической энцефалопатией», которую также называют «Синдром пропущенного удара», – заболеванием, при котором дистрофически изменяется ткань мозга, что приводит к нарушению его функции. Этих несчастных, утверждает автор статьи в SOTN, «загоняют в общее стойло политкорректности». Как сказал бы герой российского сериала «Ликвидация» Давид Гоцман: «Картина маслом: слабоумные миллионеры-футболисты против слабоумного миллиардера-президента».
По мнению Джонаха Голдберга, дело гораздо глубже, и «религиозные конфликты прошлого происходили из-за того, право на какие ценности, ритуалы, обычаи и идеи следует предоставить каждому», и «традиционная религия во многих частях американской культуры может отступать, но политика носит отчетливо религиозный оттенок, и религия становится все больше политизированной». Скорее наоборот, и современная политика все больше напоминает религиозную нетерпимость прошлого, когда общество делилось на правоверных и вероотступников. Не верующий в данный догмат или сомневающийся в нем был не просто еретиком, а врагом, изменником и предателем, место которого на эшафоте. «Оппортунисты, – написал Джонах Голдберг, – признают, что усиление этой поляризации способствует их собственной выгоде, так как, во всяком случае, сегодня это помогает получать деньги, рейтинги и результаты опросов».
Эпоха, которую принято считать современной, поясняет 48-летний Голдберг, взяла за основу западной цивилизации Вестфальский договор 1648 года, когда «после ста лет кровопролитных религиозных войн католиков с протестантами, – между которыми часто оказывались евреи, – изможденные правители Европы с неохотой согласились на перемирие». Худой мир не оказался лучше доброй войны, но страны-участницы, официально исповедуя веру своего лидера, предоставили некоторые права своим религиозным меньшинствам. Преследование религиозных диссидентов в одной стране могло вызвать реакцию в другой, где они не считались диссидентами, и, по словам британского историка леди Вероники Веджвуд, Запад начал понимать «тщету представления верований на суд меча».
Отталкиваясь от Вестфальского договора, Джонах Голдберг пишет, что отец-основатель США Томас Джефферсон был человеком строгих религиозных правил, но его Билль о религиозной свободе (Statute on Religious Freedom), принятый Генеральной Ассамблеей штата Вирджиния в 1786 году, упразднил юрисдикцию церкви Англии и провозгласил религиозные свободы христиан, евреев, мусульман, индуистов и даже язычников. Это положение стало основой Первой поправки к Конституции, на которую сегодня так оголтело ссылаются сторонники коленопреклоненной догмы «кто сильнее, тот и прав», то есть фактически ее отрицатели. Как сказал другой герой сериала «Ликвидация» Фима Полужид: «Ты оглянись вокруг и трезво содрогнись».