А на улице, на улице, у входа,
В многотысячный собравшись хоровод,
Молодежь, надежда всякого народа,
В Симхес-Тойру не забыла свой народ.
Б. Камянов
История, о которой я хочу рассказать, случилась в городе Москве на площади Дзержинского. Руководитель КГБ Юрий Андропов задержался на работе. Дело было в сентябре, я не помню точно, в каком году. Единственное, что я помню об Андропове, что водку, которая стоила 3,62, называли «андроповской». И ещё высказывания академика Сахарова, что при Андропове КГБ было единственной некоррумпированной структурой советского общества. А из личного опыта общения с этой организацией — ощущаю чувство благодарности ей за то, что меня не пустили на работу в Иран, разбудив во мне еврея. Кроме того, я особенно благодарен Всевышнему, что я не поддался в 1968 году на их посулы и отказался там работать.
Было тепло и Андропов открыл окно. Со стороны набережной доносился неясный гул и музыка. Андропов удивился, он только вчера подписал план добровольного посещения демонстрации в честь Великой Октябрьской революции. В документе регламентировалось, что подготовка к параду начинается через неделю. Он вызвал помощника:
— В чём дело? Что за шум? Кто вдруг начал подготовку к 7 ноября раньше срока?
— Это евреи, — сказал помощник и сразу пожалел, что сказал.
Юрий Владимирович очень болезненно относился к еврейской теме — то ли потому, что, как указывают многие источники, был сам евреем, то ли потому, что его в этом подозревали. Я не сторонник отыскивать еврейские корни и делать далеко идущие выводы.
— Какие евреи? – спросил Андропов помощника.
— Наши, московские.
— И что они там делают?
— Радуются.
— Почему?
— У них праздник, называется Симхас Тойра.
— Откуда они про него знают?
— Не знаю.
— Кто организовывает? Какие меры приняты для установления зачинщика?
— Агентурные сведения не смогли установить зачинщика. Молодежь стихийно со всех концов столицы приходит танцевать.
— Установили, кто? Сообщили в комсомольские организации?
— Да, некоторых уже исключили из институтов. А их число каждый год всё увеличивается. Попробовали пустить по улице Архипова транспорт, а они ложатся на проезжую часть.
— Настоятельно прошу определить зачинщиков и применить строгие меры, вплоть до ареста и высылки.
— Слушаюсь!
— В СССР есть только советские праздники и только советские евреи.
Естественно, вы не сомневайтесь, я имею доступ к архивам КГБ и история эта на самом деле была, во всяком случае, она вполне правдоподобна.
В своей книге «Чтобы ты остался евреем» рав Ицхак Зильбер пишет: «Я уверен, что если бы взяли чистых ангелов и спустили бы их в этот мир в 1917 году, и дали им пережить революцию, Петлюру и Деникина, Махно и Колчака, гражданскую войну… и коллективизацию… и первые действия новой власти… и репрессии 1937 года, а потом еще гитлеровскую оккупацию… голод в Ленинграде, а после войны – процесс врачей, — так я уверен, что от этих ангелов ничего бы не осталось. А в России, не смотря ни на что, всё-таки нашлись евреи…»
Я не могу объяснить механизм того, что молодые евреи раз в год вспоминали своё еврейство и приходили танцевать на улицу Архипова. Я думаю, что обещание Всевышнего Якову пойти с ним в галут распространяется на все галуты. Естественно, у москвичей не было, как в Египте, своей национальной одежды, имён. Педагогов иврита сажали в тюрьмы и сумашедшие дома, многие из них были женаты на нееврейках. Но была радость на всех одна,- если даже и не на всех, то всё равно это разрушило очередной «Египет» и вывело мой народ в пустыню. Пока в пустыню. Эх, ещё бы вывести Египет из евреев, вот радости-то будет!!