Коммерсантъ: Израильский полковник Зоар Двир – один из самых опытных людей в мире в области борьбы с террором.

Власти Израиля впервые приподняли завесу секретности над элитным полицейским отрядом специального назначения по борьбе с террором ЯМАМ. Командир ЯМАМа всегда был в Израиле личностью легендарной и строго засекреченной. Но в минувший понедельник группе журналистов, среди которых был корреспондент Ъ в Иерусалиме ГРИГОРИЙ Ъ-АСМОЛОВ, впервые позволили встретиться с тем, кто в течение последних пяти лет был известен как полковник «Z».

По мнению специалистов, полковник Зоар Двир – один из самых опытных людей в мире в области борьбы с террором. Пять с лишним последних лет он возглавлял отряд ЯМАМ. На его долю пришелся почти весь период палестинской «интифады Аль-Акса», начавшейся осенью 2000 года. На днях он сдает дела. На новом месте службы ему предстоит отвечать за безопасность в районах, расположенных неподалеку от палестинского города Дженин. Здесь проходит один из главных маршрутов, по которым палестинские смертники проникают в Израиль. В связи с этим полковнику Двиру разрешили встретиться с журналистами. Место встречи, проходившей под тщательным надзором израильской цензуры, было запрещено раскрывать в публикации, а перед началом беседы представителей СМИ вежливо попросили на время расстаться со своими мобильными телефонами. ЯМАМ был создан в 1974 году решением израильского кабинета. Двумя годами ранее Израиль пережил захват и трагическую гибель своих спортсменов на Олимпиаде в Мюнхене. Однако главным толчком к созданию отряда стал теракт в Маалоте. В ночь с 14 на 15 мая 1974 года трое террористов из Народного демократического фронта освобождения Палестины захватили школу в городе Маалот недалеко от ливанской границы. В заложниках оказались 89 человек, из них 85 детей. В обмен на жизнь школьников террористы требовали освобождения палестинских заключенных. Спустя 13 часов подразделение спецназа генштаба армии Израиля «Сайерет Маткаль» пошло на штурм школы. Результаты были трагическими. 22 школьника и трое взрослых погибли, более 50 ранено. После этой трагедии израильский кабинет решил, что Израилю необходим отряд, который будет специализироваться на освобождении заложников.

С момента возникновения ЯМАМа в «Сайерет Маткаль» ревностно следили за полицейским спецназом. 30 лет отношения между двумя элитными частями, специализирующимися на освобождении заложников, оставались напряженными. Хотя это и тщательно скрывалось. Все изменилось после трагических событий в России. «Теракты на Дубровке и в Беслане, безусловно, стали для нас поворотной точкой. Мы внимательно проанализировали все, что касается проблемы эвакуации заложников, оказания им медицинской помощи и блокирования района объекта. Однако главное, что речь идет о терактах, главная характеристика которых – множество заложников и множество террористов. Это означает, что, вполне возможно, мы (ЯМАМ.–Ъ) не сможем справиться с такой ситуацией одни»,– заявил Ъ полковник Зоар Двир. ЯМАМ и «Сайерет Маткаль» провели совместные учения. «Наши отношения с ‘Сайерет Маткаль’ никогда не были столь хорошими. Мы сотрудничаем и в области видов вооружения, и в области разработки методов действий в тех или иных ситуациях,– утверждает полковник.– Мы научились не наступать друг другу на ноги, и если, не дай бог, появится необходимость, мы сумеем работать сообща».

По словам командира ЯМАМа, главный принцип подобного сотрудничества – это умение определить наиболее сильные стороны каждого из отрядов и правильное использование их в кризисной ситуации: «Каждый несет с собой то, что он лучше всего умеет, при этом оставляя в стороне все свои эгоистические позывы. В результате у нас получился беспрецедентный в мировом масштабе уровень координации». Эти слова полковника Двира относятся не только к израильским частям спецназа, но и делегациям особых подразделений из самых разных стран мира, которые прибывают в ЯМАМ, чтобы обменяться опытом. Из тех, кого полковник Двир принимал у себя в гостях, он согласился раскрыть лишь сотрудников спецподразделений полиции США. Личности других гостей израильского спецназа засекречены.

Сотрудникам ЯМАМа есть чем поделиться с коллегами. В это подразделение обычно попадают выходцы из специальных армейских отрядов, закончившие военную службу. В половине случаев речь идет об офицерах, которые готовы отложить в сторону свои армейские погоны и начать подготовку с нуля в качестве рядового бойца. В результате, по словам полковника Двира, ЯМАМ получает простых бойцов, которые мыслят как командиры отделения или роты. Средний возраст бойцов спецназа – 27-30 лет, снайперов – 30-40, командиров отделений – 28-32, командиров рот – 37-39. По словам командира ЯМАМа, по сути, на фоне израильской армии, базирующейся на обязательном призыве, его часть – это ядро профессиональной армии. Во многом благодаря этому за последние годы бойцы ЯМАМа ликвидировали 50 палестинских террористов-смертников, которые были уже на пути к месту совершения теракта. Всего же за время командования полковника Двира ЯМАМ ликвидировал 129 террористов, ранил 44 и арестовал 550. Эта статистика не случайна. Обычно центральная задача, стоящая перед бойцами ЯМАМа,– взять террориста живым, чтобы спецслужбы могли допросить его. За тот же период во время оперативной деятельности были ранены 18 полицейских ЯМАМа. 16 из них вернулись на службу.

Опубликовал:

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора