Юрий Моор-Мурадов
Кое-кто видит параллели между израильским фильмом «Фокстрот» и российской «Матильдой».
Боюсь, что в случае с «Матильдой» все намного серьезнее.
В предыдущей статье я не призывал запретить израильский фильм «Фокстрот», не призывал лишать финансирования, притеснять. Просто сказал, что не нужно обязывать всех смотреть его.
В случае с «Матильдой» мой вердикт посуровее. Я полагаю, что Алексею Учителю вообще не следовало… Впрочем, сначала расскажу историю 35-летней давности.
В начале 1980-х ко мне, юному автору нескольких пьес, которые успешно шли на профессиональных сценах областных театров, обратился главреж ташкентского республиканского театра с предложением написать антиклерикальную комедию. Нет, это неточно, в воспоминаниях мы иногда приукрашиваем в «свою пользу»; на деле это я смиренно пришел к признанному мэтру, принес пьесу, которую он не принял, но сделал мне встречное предложение.
Режиссер попросил меня написать пьесу, направленную против священнослужителей, коварно охотящихся за слабыми душами. Его цель была ясна: за такой спектакль он вполне может получить республиканскую премию, звание народного (он ходил заслуженным), еще разные другие блага.
Я, не раздумывая, отказался от этой чести – хотя ведь и мне это сулило немалую выгоду: сразу по написании репертуарный отдел Минкультуры заплатил бы мне очень хорошие деньги (на них безбедно можно прожить пару лет), потом текли бы проценты, пьесу могли поставить другие театры – опять деньги, и главное — было бы у меня реноме драматурга с пьесой, идущей на республиканской сцене, интерес со стороны других режиссеров.
Но, как сказано, я сразу отказался. Вы же понимаете – мне заказывали пьесу, направленную против мулл. Я сказал уважаемому мной главрежу:
Как это будет выглядеть — драматург-еврей написал пьесу, направленную против служителей ислама, и поставил ее режиссер-еврей?
Считаю ли я клир достойным высмеивания?
Да. Я и тогда, и сейчас вступаю в спор с надоедливым клиром – но только еврейским.
Пусть с мусульманским, христианским мракобесием разбираются их атеисты.
Говорят, на роль русского царя в «Матильде» пригласили порно-актера. Ну, невозможно от этого абстрагироваться! Один из выдающихся российских актеров пожаловался как-то, что Никита Михалков отказался взять его в свой фильм на яркую, колоритную роль злодея.
Михалков сказал, что зрителем это будет воспринято «неоднозначно»: еврей очень убедительно играет русского негодяя.
Актер рассказывал об этом с обидой, увидев в этом проявление антисемитизма. А я считаю, что в этом случае Михалков был прав. Не знаю, как вы, а мне вспомнился анекдот о еврее, который уже в Израиле жалуется на антисемитизм советских властей и приводит пример: во время войны Судного дня всех летчиков его эскадрильи отправили воевать против Израиля, а его не взяли из-за пятой графы.
Давайте примерим на себе. Много бы вас порадовало, если бы в спектакле, фильме конченого негодяя-еврея талантливо, убедительно, смачно – играл бы араб?
Не получится отделить искусство от оболочки. Представьте себе, что талантливейшая актриса играет на сцене добродетельную мать, а в зале все знают, что вот вчера она что-то совершила непотребное. Хотите или нет – это будет присутствовать фоном. Поэтому очень часто крупные компании сразу же разрывают контракты о рекламе своей продукции с знаменитостью, когда тот вытворяет что-то предосудительное.
Как бы талантливо он ни играл в рекламном ролике – они понимают, что потенциальные потребители, увидев его, будут думать не о продукте, а скандале, вызванном его словами, его безобразным поступком. (Яркий пример – Тайгер, про которого всего-то и узнали, что он изменил своей подруге).
Мне люди не раз признавались, что, узнав о неприглядных поступках своих кумиров – певцов, поэтов, писателей – уже иначе воспринимают и их доселе любимое ими творчество. Такие вещи приходится принимать во внимание.
Трудно мне отделаться от ощущения, что режиссером Учителем двигало не столько потребность выразиться творчески, сколько конъюнктурное желание «выехать» на модной теме. Даже если это не так – создается такое впечатление, и это оказывается доминирующим. Иногда «черный пиар» помогает, но нередко он становится чересчур черным и бумерангом бьет и по рекламируемому товару. Боюсь, что это – тот случай.
Ничего не поделаешь – творческий человек должен брать в расчет такие соображения. Не только ради своего благополучия – но и ради дальнейшего успеха своего произведения, ради того, чтобы оно прозвучало убедительно, не дало бы обратный эффект. Чтобы не вызывать сомнений в чистоте помыслов.
Возьмем какого-нибудь поэта, которого замучили в сталинских лагерях. И нам станет известно, что у него был в юности роман. И что – будем мы ставить фильм об этом, смаковать подробности любовной интрижки его юности, тогда как для нас, любителей его поэзии, все заслоняет страшный конец этого человека?
Для большого слоя россиян Николай Второй – мученик. И им кажется кощунством заниматься пикантными подробностями его жизни. Все заслоняет трагическая смерть его, всей его семьи от рук тех, кто потом погубил еще миллионы людей.
Вне сомнения, Николай Второй – жертва большевистского террора. Это важнее его юной интрижки. Николай Второй, при всех его недостатках, не устраивал миллионных репрессий. Он видел в народе своих подданных, а не материал для социальных экспериментов. Может, лет через пятьдесят, уже разобравшись со всем прочим, можно будет и об интрижках фильмы ставить.
Это особенно важно учитывать, когда тебе готовы бросить упрек, что ты так себя ведешь, потому что ты – не русский.
Они же не говорят: «Пусть об интрижке русского царя расскажет русский».
Они говорят: «Русский не допустил бы такого кощунства».
Поэтому я никак не могу солидаризироваться с Алексеем Учителем. Неважно, какого качества фильм, его эстетические достоинства отступают на задний план перед вопросами более важными. Не стоило человеку с «сомнительной», «неоднозначной» национальностью экспериментировать с биографией столь неоднозначной фигуры в российской истории.
Неважно, еврей ты или нет – важно, кем тебя воспринимают.
Я не знаю, хорош был царь Николай Второй или плох. Но я твердо знаю: рассуждать о нем в России должен человек с «безупречной национальностью». Не мое это дело, и не дело художников с «сомнительной графой». Он принесет тому делу, которому хотел послужить, больше вреда, чем пользы.
Особенно если учитывать, что ведь никто не знает, что такое хорошо и что такое плохо! Что было лучше николаевского правления — правительство социалиста Керенского, которое, ничего не понимая в экономике, своей безудержной денежной эмиссией за полгода довело страну до разрухи и уже летом 1917-го огромными налогами почти задушило частное предпринимательство, предвосхищая политику Ленина-Сталина? И подарило власть кучке бандитов?
Большевики были лучше Николая с их миллионными убитых и репрессированных?
Нынешняя российская власть, которая тоже не вызывает особо восторга у тех, кто ратует за творческую свободу?
Алексей Учитель не ожидал такой реакции на свой паспорт? Да это же издавна так повелось! Вспомните главный упрек Лермонтова Дантесу:
«…издалёка,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!»
Кому-нибудь тогда или позже пришло в голову напомнить, что и сам Пушкин был «француз»? А мне пытаются втолковать, что Николай Второй был немцем.
И нужно всегда помнить, что ты в России творишь для убежденных, что все преступления в революцию совершили выскочившие из черты оседлости люди с наганами. Горький опыт показывает, что обелиться от «сомнительной национальности» не удается ни долгим и верным служением науке, здравоохранению, искусству, ни даже воинскими подвигами во славу страны. А вы хотите признанием Крыма заслужить себе индульгенцию и право работать на равных с титульной нацией.
С ними невозможно вести диалог. Они ведь не спорят с фактами. Тогда можно было бы козырять именами, цифрами, достижениями. Нет, они говорят: «Не нужна нам ваша наука, ваше искусство, ваши врачи, ваши подвиги».
ЕВРЕЙ В РОССИИ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЕВРЕЙ. Не мы это решаем, не от нас это зависит. Марина Цветаева искала достойное сравнение, чтобы описать изгойство поэта в России, и не нашли ничего лучше: » В сем христианнейшем из миров поэты — жиды».
В 21 веке уже несущественными становятся конфликты классовые, конфликты между государством и личностью, и на авансцену выходит главный конфликт эпохи — между народами и нациями. Поэтому художник в России сначала должен ответить на главный для него вопрос: кто ты национально, кем себя видишь в обществе, в котором живешь и для которого творишь, кем тебя видят твои будущие зрители? От этого зависит, что увидят эти люди в твоем произведении.
В особенности это касается творцов с еврейской составляющей. Поставь сначала фильм об этом. Зачем тебе лезть кашерным рылом в их калашный ряд, зачем тебе совать в нос в чужую постель? Николай, Кшесинская – это все спор славян между собой, разберутся без рыжих.
Один из первых читателей этой моей статьи стал горячо защищать право Алексея Учителя поставить такой фильм, и в качестве довода стал мне рассказывать, какой плохой был царь Николай, при котором была черта оседлости.
Эй, умник! Фильм Учителя называется не «Мириям», и он не рассказывает о еврейской женщине, судьбу которой сломала политика царя Николая. При чем здесь черта оседлости? Это Кшесинская между оргазмами подсказала Николаю идею «кухаркиных детей»?
Защитники «Матильды» перечисляют провалы Николая как правителя – и войны он проиграл, и бедно при нем жили, и голод был, и засуха была… Как будто фильм Учителя об этом! Как будто 70 лет при советской власти не было достаточно рассказано народу о плохом царском «прижиме» и вот теперь Учитель пришел к российскому народу со своим откровением! Да не об этом фильм!
У меня в компьютере давно «пылится» написанная на иврите трагедия, в центре которой – конфликт между двумя братьями-арабами (первое правило театра: трагедии происходят между своими).
Младший 17-летний брат забавляется тем, что забрасывает камнями машины евреев на проходящей недалеко трассе. Старший 19-летний работает мойщиком посуды в ресторане в соседнем еврейском городе, и есть у него там роман с еврейской девушкой.
Каждый раз, когда младший брат бросает камни, ЦАХАЛ блокирует эту арабскую деревню на неделю, и старший брат все это время лишен возможности видеть свою возлюбленную. Он, злясь, избивает младшего брата, в защиту которого выступает их мать, одинаково любящая обоих сыновей.
В один прекрасный день от брошенного младшим братом камня погибает водитель машины. Ясно, что на этот раз блокада будет длиться не менее месяца. Да еще выясняется, что тот погибший – израильтянин-араб. А это – кровная месть. Виновного мать прячет у родных, и вот старший сын, доведенный до бешенства, выдает его родственникам погибшего.
Я написал эту трагедию, потому что творческая свобода превыше всего. Я не показываю пьесу театрам, потому что понимаю, что написать ее должен был араб на арабском языке, и смотреть ее должны арабы, а зрители непременно будут воспринимать ее сквозь призму того, кто ее написал, кто ее ставит…
Это мне кажется настолько элементарным…
Провокации и эпатаж не являются высшими достижениями в мире творчества. Они помогают создать скандал вокруг имени, получить ту или иную премию, но ведь не премии — главное в искусстве. В карьере режиссера, возможно, да, премия – важная веха, но если говорить об искусстве, то главное все же – это зрительская любовь; не сиюминутный, вызванный скандалом преходящий интерес, а желание снова и снова возвращаться к книге, фильму, пьесе, которые порождают добрые чувства в твоей душе, приподнимают тебя нравственно и духовно, а это, на мой взгляд, главное предназначение искусства.
И кому какое дело, насколько взволнованно поднимается в фильме грудь у исполнительницы роли Матильды, или как влюбленно или вожделенно смотрит на нее исполнитель роли Николая?
Сентябрь 2017
Очень взвешенный и разумный неожиданный подход к искусству,важно не только что автор пытается донести,а и его личностные характеристики,факты его биографии,которые однозначно будут влиять на восприятие зрителем темы…
Вы отказались писать пьесу о мусульманских муллах, потому что вы еврей, и здесь я с вами согласна. У вас высокоморальный подход к творчеству евреев, пишущих о не евреях …
Но вот дилемма.
На МИФЕ, (есть разные его варианты), о вознесении Мухаммеда в 619 году, (умершего в 632 году), якобы — «от Отдаленной мечети (Аль-Акса по-арабски)», построенной аравийским халифом на Храмовой горе в — 705 году, (то есть через 73 года после смерти Мухаммеда), арабы основывают свои якобы «законные права» на Храмовую гору, Иерусалим и Землю Израиля.
КТО должен разоблачить арабскую ЛОЖЬ: евреи (израильские востоковеды ?) или сами арабы?
Но арабы хотят заполучить ВСЮ еврейскую землю с еврейскими и христианскими святынями и разоблачать свою ложь они не станут.
Должны ли евреи смириться с этой ложью и отдать арабам все, что они требуют или должны все-таки разоблачить ЛОЖЬ и вернуть себе свою святыню (святыни)?
Понятно, что мирно это не получится.
Сузанна, спасибо за отклик. Но вы, видимо, невнимательно прочли мою статью.
Я в ней как раз и пишу, что еврей в России может писать, ставить фильмы, в которых затрагиваются отношения между евреями и русскими – вот если бы фильм Учителя назывался бы «Мириям», и был бы посвящен судьбе еврейской женщины в России – все было бы верно. Такой фильм может быть сколь угодно резким, обвиняющим, обличающим и так далее, здесь оглядываться не нужно. Главное, чтобы он был правдивым, без поклепа. И еврей может писать о трениях между иудаизмом и исламом. Чего не следует делать: еврею не должно быть дела до отношений между муллами и мусульманами, до трений между суннитами и шиитами (коль скоро эти трения не задевает евреев), не должно быть дела до того, спал или не спал будущий русский царь с польской балериной.
И еще одно: Алексей Учитель может заявить, что он – русский интеллигент. И я ведь пишу: неважно, что считаешь ты, важно, кем тебя видят те ДЛЯ КОГО ТЫ ТВОРИШЬ. Повторю: Неважно то, кем тебя видят другие, важно, кем тебя видят те, ДЛЯ КОГО ТЫ ТВОРИШЬ. Певец выходит на сцену, поет замечательно, задушевно русский романс, а из зала ему кричат: «Ты мараешь нашу русскую песню своими нерусскими губами». Можно в такой обстановке петь? Без связи от сердца к сердцу нет художника. И если есть трения между художником и его публикой – нужно прежде всего писать, ставить фильмы – об этом. Это важнее постельных подробностей царя и балерины. Жаль, что я не смог донести до вас эту простую мысль.
Донесли, не жалейте, вы все очень доходчиво написали, и я присоединяюсь к комментарию MICHAEL TARLASHINSKY.
Спасибо, что ответили на вопрос, который я задала.
Сюзанна, Вы сравнили кое что с пальцем. Вот о «вознесении» Мухаммеда как раз и должен писать еврей, разоблачать ложь. Вы что же предполагаете, чтобы араб сам себя высек. И долго он после этого проживёт?
Это вы сравнили, ваше дело.
Уважаемый, Юрий Моор !
Я с Вами НЕ СОГЛАСЕН !
Все Ваши рассуждения сводятся (в итоге) к одному — к местечку, к штетлу, к той самой проклинаемой ЧЕРТЕ оседлости, которая (не смотря на все несчастья) помогла сохранить и еврейский народ и иудаизм.
Но, надо ли переносить местечковый подход к искусству ?
Разве настоящее искусство НЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНО ?
Или мы обязаны учитывать мнение «оскорблённых» (не той фамилией) юдофобов ?
К счастью, ПРАВА великая Цветаева, признавая за евреями столь высокий статус поэта.
Ибо, если это не так, то, исходя из Ваших «рекомендаций», всё творчество самого Пушкина мало чего стОит, только потому, что сам он — ефиопский «француз» (еврей).
А, далее «по списку» можно продолжить УДАЛЕНИЕ всех, кто засунул свой длинный еврейский нос НЕ В СВОЙ «ОГОРОД».
Так, что ли ?
Яков! Не знаю, что вам ответит Юрий, но я скажу вам так (мы с Юрием земляки, как в той, так и в этой жизнях):
1. Вам, закоренелому жителю галута, думаю, не понять взошедшего в Израиль. Как мне не понять вас. О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с места они не сойдут… Поэтому я не стал бы, на вашем месте, поучать уроженцев Востока и жителей Израиля. У нас тут собралась неплохая компашка галутных европейцев, германцев в частности. Есть кого повоспитывать.
2. С чего вы взяли, что настоящее искусство интернационально? Это вас в школе училка по литературе так учила? В порядке манкуртирования русской ментальностью? Искусство, прежде всего, национально (в смысле, определяется этнической и ментальной особенностью автора). Именно так.
Я не думаю, что бетховенская «Ода к радости» вызывает эстетическую радость у мусульманина-сириийца (разве что, под нее ему вручают бумагу о германском гражданстве?). Также, как меня в ташкентских радиопередачах раздражали узбекские макомы и русско-советская Зыкина. Что касается Пушкина, то меня, в порядке русского манкуртирования им так пропитали, что в старости уже ничего не могу с этим поделать. А то бы, сбросил его с парохода моей нынешней современности прямо в Хайфский залив. А вот, услышав местечковые песни сестер Берри или скрипичный концерт М.Бруха, особенно, в исполнении И.Менухина, чувствовал, как радуется мое сердце. Еврейское. А как вам местечковый марш, переделанный Ж.Оффенбахом в «Кан-кан»?
И как мне, еврею преклонных годов из собственной выскочить сути, и русский забыть лишь только за то, что им разговаривал Путин?
Да, уж куда там понять вас, Реувен! Прожив в Израиле несколько лет, вы стали недосягаемо сложным. Вы, оказывается , Восток понимаете и Запад, а мы Восток не понимаем. И все вам нравится слово галут к не израильским евреям применять. Я писал уже, что вы продолжаете жить в галуте, только в Израиле. Галут — это не адрес, это образ мышления. И Юрия не надо защищать, его ничем не обидел Яков.
Даже сестер Берри Вы в местечковые записали. Они и местечка в жизни не видели, прожив всю жизнь в Нью-Йорке. (последняя сестра недавно умерла, а до этого выступала перед русскими евреями с Яковом Явно)
Яков сказал свою мысль четко: причина Матильды не в евреях России, а в русских антисемитах. А как должен был сказать Яков, чтобы не обидеть восточных евреев? Восток- дело тонкое, нам не понять!
Спорно и Ваше утверждение о национальном характере искусства. Конечно, в маленьком Израиле не видно, но сегодня большинство исполнителей классической (местечковой по-вашему) музыки в мире — это китайцы. И скрипачи тоже.
И Пушкин прекрасен и Омар Хайям.
Юрий, привет, с праздниками Вас. Рад Вас слышать!
И Вас, Реувен, тоже с праздниками!
И еще вопрос: Почему это с переездом большинства евреев в Израиль в мире не стало слышно евреев- чемпионов по шахматам, супер композиторов, супер скрипачей, философов и т.д. Если сегодня посчитать процент еврейских гениев в мире, то результат будет гораздо ниже, чем было в галуте. Даже по математике израильские школьники на уровне монгольских.
Как по мне, я думаю, Восток в Израиле победил Запад. Причем мусульманский Восток, На Дальнем Востоке с талантами все в порядке.
Выражение про Путина понравилось.
Анатолий, приветствую и вас! С праздниками! Держите связь. Как вы перенесли ураган? Пишите! А Реувена-друга попрошу с вами сильно не спорить.
Перенес , Юрий. Пальма сломалась во дворе и 2 дня спал в отеле после урагана: не было света: а я без постоянных походов к холодильнику жить не могу. Хорошо вам, худому. А мне надо в соревнованиях по сумо участвовать.
Буду спорить! Думаю, Анатолий оже.
Анатолий! Когда с 25-часовой голодухи, а реально, если все выполнять, то более длительной, врежешь хорошо, фантазии разбегаются.
Я, к вашему сведению, прожил в Израиле, не «несколько лет», а, скорее, несколько ДЕСЯТКОВ (2 с лишним!). И за это время и Израиль, и его окружение сильно изменились. Так что, я живу более-менее синхронно с его движением. Наблюдая изнутри.
В мире исламского окружения живу восьмой десяток, и знаю о нем не только из русских газет.
И с этим уже ничего не поделать!
Сестер Бэрри я записал в местечковые за их песни, особенно: Бельц, майн штейтеле Бельц… Что такое «штейтеле»? Можно подумать, что Бруклин — не штейтеле? Разве что, архитектура не похожа. А, знаете ли вы, сколько критики от читателей ЕМ — американцев, мы, израильские авторы, выносим лишь за то, что пишем об Израиле? Вот, если б, про какого-то московского поца еврейского происхождения, зомбирующего евреев христианством, это было бы к месту.
Ну, а насчет музыки? Вы отрицаете ее национальный (этнический) характер? Вы хотите сказать, что диксиленды Армстронга смогут сыграть китайцы? Я уж, не говорю, о создании такой ветви национальной культуры? Да что там китайцы? Рядом с Сатчмщ или Дюком можно поставить Дунаевского, Цфасмана, Утесова, которые с них просто драли?
А то, что сейчас в количественном плане на мировых сценах, действительно, доминируют китайцы, то извините меня, во сколько раз их в мире больше, чем нас? В сотни? Более того, материал для обучения благодатный старательные, работящие, исполнительные. И, сравнительно дешевые. Вот, и забит ими телевизор. Но, если взять, как следует, число евреев, к общей численности, то мы, «музицируя в Ташкенте» , по-прежнему, собираем максимум наград, по сравнению с иными. Как во время 2МВ! Китайцы ваши, в массе своей, играют правильно, но без души. Потому что душа — она народная, национальная.
Более того, скажу: В Израиле очень хорошо поставлено обучение музыке (я имею в виду классику). И, поскольку в нашей семье этим интересуются, наблюдаю вблизи рождение новых звезд. Будущих. Не все закончилось на Ойстрахах-Гилельсах-Коганах.
ДА, еще! Слово «галут» означает «изгнание». Как матерый стандарист, я привык употреблять слова по их значениям. На том, стоял, стою и стоять будет!
Зайт мир гезынд и гмар хатима това!
Реувен, дай Вам Б-г здоровья
Штетл Бруклин по размерам и по количеству населения почти равен Израилю. Бруклин далеко не еврейский город.
Слово галут означает дословно изгнание, но любое слово имеет еще и смысловую нагрузку, которая в данном смысле — особое состояние духа, порожденное изгнанием.
Знаете, Реувен, я вас скажу, а вы никому не говорите: европейские евреи живут почти в галуте.
Кстати по вашему жизнь в Америке — это изгнание?, а израильтяне пачками покидающие Израиль, уезжают в галут?
Мои китайцы, конечно тупые, а души у них никогда не было, но почему-то победители конкурсов пианистов, скрипачей и т.д. Скоро к вам в Израиль приедет 25 000 китайцев-строителей, Вот будет возможность познать китайскую душу. Мне известно, что китайцев в мире немного больше, чем евреев. Но их и раньше, когда евреи доминировали в скрипке , их было немало.
Реувен, Вы на каком музыкальном инструменте играете? На баяне?
Реувен, как-то я легко доказал с цифрами, что китайцы самый тупой и бесталанный народ на земле.
Все просто. Если количество китайцев нобелевских лауреатов, первооткрывателей, изобретателей, известных миру писателей и поэтов разделить на 2 млрд китайцев, то коэффициент таланта у китайцев выйдет ниже, чем у любого народа на земле.
На патефоне. А вам лень вспомнить, когда китайцы вышли из (само)изоляции? А вы не в курсе, что всего около 50 лет назад хунвэйбины переломали пальцы лауреату конкурса Чайковского Лю Ши Куню за то, что играл неправильную, т.е. европейскую музыку? Несколькими годами раньше моего однокурсника-вьетнамца ихняя гебня оправила домой (как говорили, на отсидку!) за то, что он ходил в свободное время в клуб при какой-то там фабрике и в тамошнем ансамбле играл на гитаре песни савэцких композиторов.
А сейчас китайцы лезут, как и во всем везде, в неправильное искусство.
Играют, повторяю, чисто, правильно. Но «без души». А я на моем патефоне могу играть, как Владимир Горовец, Йегуди Менухин, Сергей Рахманинов и Дюк Эллингтон. Запросто!
Европейские евреи, безусловно, живут в галуте. Наших предков гоняли по Европе 2000 лет с место на место.
Сморите: вы и многие другие именуете любую еврейскую общность «общиной». В том числе — и нас, израильтян. А мы, ведь, Государство. Возможно, плохое, даже очень. Но — Государство! Как минимум, стремящееся НАС, ЕВРЕЕВ, защитить!
Скажите, из вашего Бруклина можно сходить к Котелю в Йом Кипур? Думаю, что нет. А израильтянин, даже бедный, если захочет, может себе это удовольствие организовать регулярно. Вот, мы со старухой практикуем уже более 20 лет, еще стариками вначале не были. Первые восемь мы жили, максимум, в часе ходьбы оттуда. А потом завели квартиру в отдалении. Приходится на одну ночь снимать номер в гостинице, в центре Иерусалима. Дешевенький, конечно, при наших «доходах». Но все равно, намного дешевле, чем из Бруклина добираться. Недалеко от Большой синагоги, куда ходим на вечернюю службу. Служба идет с профессиональным хором. Какой хор! И ни одного китайца!
А утром — в Старый город, к Стене! И так — каждый год. К той самой Стене, которая обрубок площадки Храма (Котель).
Что касается израильтян, уезжающих в Америку пачками, то, зачастую, это-таки изгнание. Человек ищет,где лучше, а рыба воняет с головы. Но потом голова проветривается, и понятие «лучше» изменяется. И многие «йердуны» возвращаются. У меня много примеров таких «хождений за три галута!.
Реувен, спорить не буду, Вы написали эти строчки очень откровенно и правильно. Со всем согласен.
Я Израиль никогда не именовал общиной. Израиль — прекрасное государство, чудесное. Наша гордость.
Уважаемый Яков, спасибо, что прочли мою статью, спасибо что откликнулись.
Я полагаю, что вы не совсем верно поняли, что я имею в виду. Если прочтете мой ответ выше Сузанне – возможно, вам станет понятнее моя позиция.
Черта оседлости и штетл здесь ни при чем (во всяком случае – если речь идет обо мне – я не ашкеназский еврей).
Сейчас мне, после вашего замечания, даже показалось, что выбор сценария для новой работы режиссером Учителем как раз и вызван его желанием показать себе и всем, что он уже изжил этот штетл в себе. Я ведь в статье подчеркиваю, что неважно, кем себя чувствует национально художник, важно, кем его видят его читатели, зрители. Многие русские люди не видят в Сталине грузина – вот такой феномен. А в Учителе они видят еврея. И соответственно воспринимают его творчество. Я кому-то уже написал: мать может наговорить сыну обидных слов – и сын не обидится. Мачеха скажет те же самые слов, за тот же поступок – а сын воспримет все намного тяжелее.
Всех вам благ!
И спасибо моему вдвойне земляку Реувену за поддержку.
Юра, не за что!
Я сейчас насчет Сузанны. Она, по-моему ставит очень серьезный вопрос, возможно, при нашей жизни неразрешимый: должны ли евреи заниматься разоблачением патологической лжи ислама?
Меня лет 40 назад на работе принудили пройти какую-то «партучебу» (я, беспартийный, был мелким начальником, ноблесс облизывала!). Был выбор, и я взял курсы лекторов-атеистов. Это позволило мне прочитать еще тогда ТАНАХ, Ветхий и Новый заветы и академический перевод Корана. И сравнить. Но я сейчас не об этом. У нас риторику преподавала узбечка, доцент театрального института, очень милая, артистичная женщина. Так вот, она нас предупредила, чтобы мы, в будущем, читая лекции от общества «Знание», не трогали, не задевали ислам. И она была права. Меня (беспартийного!) как-то отдирали в парткоме завода, потому что узбек, слесарь цеха, где я читал лекцию на тему «Религия о войне и мире» нелестно, по его мнению, высказался о руководителях Ирана и Ирака, которые тогда воевали. Между прочим, в той же лекции критически высказался и об эпизоде из ТАНАХа, посвященном, если не ошибаюсь, битве воинов Йошуа бин-Нуна в Аялонской долине. Я был объявлен пропагандистом сионизма и временно отлучен от «левого дохода» 24 р 96 к в месяц. Аж, до «перестройки! Но смех смехом, а я не вижу ответа на вопрос Сюзанны. Потому что, если не мы, то кто? А, с другой стороны на Западе народ ничего не знает и знать не хочет об исламе, кроме той чуши, которую несут мусульманские пропагандоны. Гляньте свежую статью Б.Гулько, у которого получается, что ислам — ученик фашизма!
Разве что иногда внутри ислама возникают какие-то диссиденты, которые чего-то там попискивают. Так, кто им поверит, отщепенцам? Единожды предавши…
Где-то в 90-х годах в СССР нам показали фильм «Комиссар». Затем оказалось, что этот фильм режиссером Александром Аскольдовым был снят в 1967 году по рассказу Василия Гросмана «В городе Бердичеве». Фильм запретили, режиссера сняли с работы и он больше не снял ни одного фильма. Фильм пролежал около 20 лет «на полке», а когда фильм все-таки пустили в прокат, то он завоевал несколько призов…
Это фильма режиссера-еврея о комиссаре и — евреях …
Поживем-увидим, что ожидает «Матильду».
Во-первых,
уважаемый Юрий, сначала я прочёл Ваш ответ Сюзанне, и (не читая саму статью) уже готов было согласиться с Вашими аргументами …
Но, затем, я почувствовал, что здесь что-то НЕ ТАК, и немедленно прочёл саму статью.
Во-вторых,
Вы ловко ушли от ответа на мой прямой вопрос :
» Или мы обязаны учитывать мнение «оскорблённых» (не той фамилией) юдофобов ? »
По-моему, настоящий художник (и человек, гордящийся своим народом, а не пытающийся мимикрировать в угоду кому-то) «В ГРОБУ ВИДАЛ» мнение этих или других
«окорблённых» юдофобов. Только тогда и будет по-настоящему ценно то, что он создал -написал, поставил, спел и т.д.
В-третьих,
когда я писал о штетле и местечковости, то имел ввиду НЕ МЕСТО, а тот галутный МЕНТАЛИТЕТ, застрявший в нас. Не думал, что мне прийдётся Вам это объяснять.
Кстати, о читателях…
Всем читателям не угодишь, но Читатель (не антисимит) всё поймёт, примет и поддержит автора (другой крови), если его произведение талантливо и того стОит.
Уважаемый Юрий,
А почему вы решили, что про Николая Второго могут писать только русские?
В Российской империи проживало достаточно много наших соплеменников. И для них Николай стоял в том же ряду, что и Богдан Хмельницкий, злодей Тит или Аман.
Советую вам прочитать, например, «ОЧЕРК ВРЕМЕН И СОБЫТИЙ» Феликса Канделя, литературу о деле Бейлиса, или о Кишиневском погроме, о депортациях евреев в период Первой Мировой войны и т. д. и т. п. Вы знаете, что этот царь не побрезговал стать членом пресловутого Союза Михаила Архангела? Что у его правительства были заготовлены специальные бланки для помилования погромщиков, если суд все-таки осуждал их, как обычных убийц? Что в беседе с Витте Николай выражал сожаление, что в погромах погибло меньше людей, чем он надеялся (Витте упоминает об этом в своих мемуарах)?
Вам ничего об этом неизвестно? Сомневаюсь.
Когда англичане получили мандат Лиги Наций на Палестину, в результате их политики уже в 1921 году при полной поддержке властей в Иерусалиме случился первый еврейский погром (при турках этого не было). После чего английский генерал-губернатор принял главу еврейской общины, чтобы выразить свои «соболезнования». Глава общины ответил ему: «Ваше Превосходительство начали ка Николай Второй. Но вы и кончите, как Николай Второй». Он был сефардом, этот глава общины. Но прекрасно знал, как начал Николай Второй.
Стыдно русскоязычным евреям, детям и внукам замученных погромщиками, забыть об этом.
А что касается «Матильды»…
Даже не знаю, что возмущает меня больше — то что российский еврей снимает романтический фильм о человеке, у которого руки по локоть в еврейской крови.
Или то что кучка взбесившихся фанатиков считает себя вправе решать, какие фильмы нам смотреть. Словно мы живем в Иране или в том же ИГИЛе.
Уважаемая Хая Эстер, спасибо, что прочли мою статью и написали свой отзыв.
Хая Эстер, а почему вы решили, что я решил, что про Николая могут писать только русские?
Я не только утверждаю иное, я даже подсказал евреям в России одну из тем: снять фильм «Мириям» о еврейской женщине, судьбу которой сломала, скажем, политика Николая Второго. Я просто полагаю, что не дело еврею лезть в отношения, которые к ним никакого отношения не имеют. Им укажут на их место, и ничем они возразить не смогут. Можно поставить фильм о том, что участие Николая Второго в тех или иных союзах тем или иным образом сказалось на судьбах евреев. При условии, что все будет правдой и научно обоснованным, упрекнуть евреев в том, что они лезут не в свое дело нельзя будет. Это их дело, как на них отразилось поведение Николая Второго. А режиссер-еврей из желания «выехать» на пикантной теме отношений молодого Николая с польской балериной только навредил – теперь за фильмы на темы, которые вас волнуют, другие режиссеры-евреи побоятся браться.
Успеха!
Юрий
Уважаемый Юрий! В России, с вашего позволения, есть разные люди. Что меня задевает? Ваша логика. Русский — однозначно, антисемит. Понимаете, в чем дело, психология «обиженной» тещи завлекательна, но абсолютно бесперспектиктивна. Сожалею, что дал положительную оценку вашей публикации. Она с двойным дном.
Уважаемый Юрий,
Спасибо, что ответили на мое высказывание.
Мне кажется, что Учитель своим фильмом хотел как раз «обелить» Николая. Это сейчас в России (а возможно и не только в России) такая мода: показать какого-нибудь преступника, убийцу, тирана и проч. в мирной семейной обстановке. Дескать смотрите — он никакое не чудовище. Такой же человек как мы. Хороший семьянин, любящий муж, отец, дедушка. Обожает своих деток, внучат, домашних животных. Не изменяет жене и т. д. А что на его совести (если бы она у него была) пара миллионов человеческих жизней — о такой мелочи не стоит упоминать.
То есть Учитель, на самом деле, постарался в очередной раз лизнуть власти, а бесполезные идиоты, вроде Поклонской, ничего не поняли и возбудились.
А мне с одной стороны противно, что такие безмозглые фанатики снова пытаются решать, что нам смотреть и читать, а с другой стороны противно и стыдно, что человек с еврейскими корнями взял на себя презренную роль придворного лизоблюда (особенно учитывая, кого он пытается очеловечить).
Хая Эстер, разговора о качестве фильма, о его пафосе нет. Я в прошлом писал о Ярмольнике, который всего-то хотел защитить в России собачек, а ему в прямом эфире сказали: «Езжай в свой Израиль». Дело не в теме, не в позиции художника, не в его намерениях. Все упирается: Россия первым делом смотрит «в трусы»…. Не все там, но — многие важные люди. Я ведь в статье упомянул знаменитое обвинение заместителя председателя Думы о людях с наганами, выскочивших из черты оседлости… Хая, вы уводите в сторону…
Юрий, я просто высказала свое мнение о ситуации в целом.
Касательно же вашего тезиса о том, что еврею живущему в России следует не привлекать к себе внимания, чтобы не раздражать антисемитов (как я поняла вы считаете самым важным именно это) — то я с ним категорически не согласна.
Я родилась в России, имею российское гражданство, и это дает мне ровно столько же прав в обсуждении ЛЮБЫХ тем, касающихся жителей России, как и представителю ЛЮБОЙ, в том числе и титульной национальности.
Добровольно отказываясь от своих прав и признавая себя таким образом людьми второго сорта, гостями, а не равноправными хозяевами той страны, где мы родились и живем, мы тем самым подтверждаем претензии антисемитов и провоцируем их на новые выходки.
Главный принцип дрессировки: Не должно быть поощрения, за неправильное поведение. Утверждать, что евреи — граждане второго сорта и не могут участвовать в общественной жизни в России, это неправильное поведение. Оно должно получать отпор. И в первую очередь от евреев.
Совершенно верно, Хая Эстер. Могу еще добавить, что Николай 2 был и царем евреев того времени. Евреи были подданными царя.
Вместе ПОДДАВАЛИ в Йом Кипур!
«Трудно мне отделаться от ощущения, что режиссером Учителем двигало не столько потребность выразиться творчески, сколько конъюнктурное желание «выехать» на модной теме.» Предполагаю, что эта часть текста автора позволяет наиболее полно понять суть конфликта.
И еще тот факт, что россияне смотрят на пятую графу каждого творческого… Хотим мы того, или нет……….
За то очень легко понять, что двигает вами, Сергей, особенно , когда еврею Учителю помочь то некому.
Полностью с вами согласна. Юмор ситуации в том, что Учитель пытался подольститься к властям, а особо «умные» православные этого не поняли и на него же бедного набросились. Тяжкое дело подлизываться к идиотам. Стараешься, стараешься… А они на тебя же еще и обижаются.
Прав был Галич:
Ой, не шейте вы, евреи, ливреи…
Не в том дело, кто по национальности автор. Истории известны работы русских о евреях, украинцев о евреях и даже арабов о евреях, где они положительно о нас писали. Проблема в том, что Россия заражена антисемитизмом, а сейчас он на подъеме. Вот и нашли Учителя. Безусловно в этом сидит поддержка сверху. Иначе быть не могло. Не все русские — антисемиты, но государство антисемитское по определению, одно из самых враждебных евреям государство. Разве что с Германией военной сравнить. Русские. правда , не только антисемитизмом заражены, но и великорусским шовинизмом по отношению ко всем другим народам.
Не будь «Матильды» Учителя, они бы что еще придумали.
Почти согласна, но отметаю ваш тезис насчет «…не все русские…». Возможно, среди них и попадаются отдельные «уроды», но поскреби любого русского и ты найдешь юдофоба. Так зомбированы русские и другие народы, воспитанные в множестве поколений на христианстве и построенной на его идеологической базе культуре. Ибо, христианство было для того и создано, дабы гнобить иудеев. Это его основной лейтмотив. А на народном, бытовом, охотнорядском уровне, достаточно простого лозунга: Да эти проклятые жиды нашего христа родного распяли!» А тут уже один всего шаг до судьбы нового святого — последнего русского царя. И т.д., насчет как им спасти свою Россию.
То, что вы, Юрий, не отвечаете на мои вопросы, не удивляет —
многие не хотят продолжать со мной разговор, хлопотно наверное.
Задела одна ваша фраза :
» Я просто полагаю, что не дело еврею лезть в отношения, которые к ним никакого отношения не имеют. Им укажут на их место, и ничем они возразить не смогут. »
И, ещё.
«… упрекнуть евреев в том, что они лезут не в свое дело нельзя будет. »
Знакомая позиция.
Но, как можно жить еврею в обществе, в Германии (не важно где, но не в Израиле) и …
БЫТЬ СВОБОДНЫМ от него, его проблем и СВОИХ проблем ?
И потом.
Надо ли вас убеждать в том, что чтобы и где бы не случилось,
» ОНИ ВОЗРАЗИТЬ » СМОГУТ — нас ВСЕГДА НАЙДУТ , даже там где нас вобще НЕТ.
Юрий, как нормальный еврей в это время молился и постился.
Насчёт » молился и постился » — надо спросить самого Юрия.
Ключевое слово » номальный «.
В этом слове — всё ВЫСОКОМЕРИЕ некоторых израильтян, считающих других евреев НЕ НОРМАЛЬНЫМИ.
По-моему, НЕПРАВИЛЬНО это, уважаемая Ривка,
тем более со стороны того, кто хочет вести диалог.
Ответ, недостойный какого бы то ни было еврея. Даже если он называет себя Гилелем. Йом Кипур не в Государстве Израиля выдумали. А в регионе нашего с Юрием рождения, всегда почитали. Хотя, это было связано с риском.
Яков, не обижайтесь. Я признателен вам за то, что вы читаете, комментируете. Просто я ужасно занят. Тем не менее пишу ответы. И вот вам пишу: Я НИЧЕГО не писал в этой статье о евреях Германии, Франции, Голливуда. Я же четко пишу: Россия, в России. Почему вы примеряете к себе? А если быть до конца честным: Я не понимаю евреев, поехавших в Германию… Не осуждаю, не призываю — просто не понимаю. И не постараюсь понять, поэтому не приводите доводов.
«Как будто фильм Учителя об этом! Как будто 70 лет при советской власти не было достаточно рассказано народу о плохом царском «прижиме» и вот теперь Учитель пришел к российскому народу со своим откровением! Да не об этом фильм!»
……………………………………………………
Уважаемый Юрий, а Вы знаете о чем фильм? А Вам, уважаемые читатели не напоминает ли всё это ситуацию из нашего советского прошлого: книгу не читал, но автора осуждаю!
Алексей Учитель считает себя (и имеет на это полное право), если не этническим русским, то деятелем русской культуры. И Пушкин, уверен, никогда не задумывался какому роду-племени принадлежит. Он знал русскую историю и творил русскую культуру.
Учитель, думаю, лучше Проханова и МихАлкова знает, что на последнем русском самодержце вина за изгнание в 1915 году сотен тысяч евреев, обвиненных в измене и предательстве. Не знает об этом и вице-спикер Госдумы Петр Толстой, иначе не сказал бы, что выскочили они из черты оседлости, да ещё и с наганом. Не выскочили, а были изгнаны голыми и босыми, ничуть не лучше, чем евреи из арабских стран в 50-е гг.
Думаю (надеюсь), что в фильме Учителя не только постельные сцены.
Конечно, нельзя судить о фильме, не посмотрев его.
Однако по российскому телевидению много раз показывали трейлер. Согласитесь, что это дает некоторое представление о фильме. Объявлялось также, что съемки проходили в Большом и Мариинском театре, Зимнем дворце и т.д., о том в какую сумму обошлись наряды персонажей и прочее. Судя по всему виденному и слышанному — это будет салонная мелодрама из придворной изни, демонстрирующая роскошные интерьеры и костюмы. Блестящая и богатая Российская Империя, «которую мы потеряли».
Кроме того на съемки были выделены бюджетные деньги из Фонда кино. Согласитесь, что кто платит, тот, обычно, и заказывает музыку. Поэтому не думаю, что там будет хоть какая-то информация о погромах и депортациях. Вряд ли российский Фонд кино стал бы выделять на это деньги.
Эстер! Сопоставив этот ваш коммент с комментом в адрес Ю.Моора, автора статьи, вижу у вас какую-то раздвоенность. С одной стороны вы заявляете, что относитесь к тем российским евреям, которые считают себя равноправными хозяевами страны, а с другой — считаете тему погромов времен юной Матильды, непробиваемой в российской системе госфинансирования культуры. Почему на Матильду деньги, как вы считаете, полным потоком нашлись, а на сюжет, предложеныый (не помню уж, кем? — Моором, Аврутиным?) — категорически, нет! Ведь, это было так недавно? Моя бабушка, рожденная через довольно много лет после полового воспитания Николая Матильдой (у нее при дворе работа такая была — она не только Николая, еще нескольких великих князей воспитала — почитайте С.Ю. Витте!), так вот, бабушка мне рассказывала про страшные погромы которые произошли у них в местечке и при Николае, и при Керенском и при прочих вождях. Страх остался на всю жизнь — с детства до старости! А та же самая Матильда, разумеется, тоже несладко провела те времена. Она своим талантом и работоспособностью тащила большой кусок царской семьи в Париже. Правда, уже принадлежа к ней формально — будучи замужем за каким-то великим князем. Во, и снять бы об этом фильм: как белые, красные, зеленые, махновцы, петлюровцы насилуют и убивают еврейских девочек — в местечках обычно других просто не было. А параллельно Матильда лезет на стенки, дабы почти без средств организовать в Париже балетную школу, чтобы прокормить царевичей! И все — под лозунгом: «Да здравствует великая октябрьская социалистическая революция, открывшая зарю новой эпохи!»
И, чтоб фильм, опять же, сделали евреи. Сценаристов могу порекомендовать. Это мои друзья — Юрий Моор, Аркадий Красильщиков и Александр Бизяк. А уж, кому снимать и кому сниматься — это — русский вопрос. У нас, израильтян, свои проблемы. Не менее интересные. А что касается денег? Так у ваших придворных евреев их куры не клюют! Скинулись бы, да сняли эту киношку. Кстати, роль еврейской девушки, подвергаемой групповым изнасилованиям при очередной смене власти, по моему, хорошо бы подошла Н.Поклонской, где она бы смогла бы продемонстрировать истинно христианское смирение и всепрощение.
У вас на Ленфильме знакомств нет?
Если не нравится , зачем читаете. Иначе он чем— то вам интересен , он приспосабливается к режиму в россии ,по — лругому там не выжить .
Когда-то находились люди в СССР, которые были возмущены тем, что потрясающий бас , народный артист СССР Марк Рейзен исполнял роль русского царя Бориса Годунова. Как может еврей такое себе позволять? При всём своём антисемитизме в СССР идиотов и сволочей оказалось меньше и ему никто не запретил и даже не советовал прекратить осквернение тени русского царя.
Если режисёры-евреи или писатели, проживая в России или любой другой стране, будут лишены права заниматься историей этой страны (надеюсь понимаете, что речь идёт о запрете своим внутрееним цензором, а не властью), и будут отказываться любого вмешетельства в историю взаимотношений отдельных групп населения или отдельных лиц нееврейской национальности, то это будет означать содействию в консервировании антисемитизма. Мы всё время повторяем, евреи дорлжны иметь все права, которые имеют люди любой национальности. И тут же сами отказвываем им в этом праве.
Давйте скажем Шендеровичу, Ганопольскому, Минкину и другим смелым, блестящим журнаистам -евреям, чего вы суёте свой длинный еврейский нос в наши русские дела. Какое вам дело до анексии Крыма, о Донейкой и Луганской республиках, ругете на чём свет стоит российское правительство? Мы русские без вас сами в этом разберёмся. Не кажется ли вам, что такая постановке вопроса немного пахнет антисемитизмом.