Не успела осесть пыль, поднятая в зале заседаний нью-йоркской штаб-квартиры ООН речью президента США на нынешней сессии Генеральной ассамблеи, как стахановцы наших СМИ ринулись выполнять и перевыполнять план низвержения Дональда Трампа.
На этот раз они прицепились к возмутительному упоминанию Трампа о национализме не только для Америки, которую он, по принятому леваками сравнению с немецким фюрером, возмутительно считает «uber alles», имея в виду отнюдь не новую компанию такси. «Как президент я всегда буду ставить Америку на первое место, — заявил Трамп в ООН 19 сентября участникам ассамблеи. — Мы не ждем, чтобы разные страны разделяли одну культуру, одни ценности, традиции и даже системы государственного управления. Но мы ждем, чтобы все страны исполняли два главных суверенных долга — уважать интересы собственного народа и права всех остальных суверенных государств. Это прекрасное видение этого института и основа сотрудничества и успеха».
Уважать интересы своих народов сейчас стало не модно и не принято, и слова президента США грозно намекнули на возрождение «государств-наций», — Франции французов, Германии немцев, Англии англичан и так далее вплоть до нашей страны, где по идее ее отцов-основателей должны жить американцы без уточняющих происхождение политкорректных приставок. Дорога на новое ПМЖ не заказана никому, но это законная дорога с последующей ассимиляцией, а не «колонизацией наоборот», когда новоселы навязывают старожилам свой уклад. Трамп считает, что государство-народ по-прежнему остается лучшим инструментом улучшения жизни этого народа, даже собранного с мирового бору по сосенке.
Заложенный в устав ООН суверенитет для критиков нашего нынешнего президента зазвучал для международного сообщества чуть ли не обиднее клички «ракетчик», которым Трамп назвал президента КНДР. Самого Ким Чен Ына в Нью-Йорке не было, а его министр иностранных дел Ли Ён Хо назвал заявление Трампа, что в крайнем случае эта страна будет полностью уничтожена, «собачьим лаем». Как заявил Ли репортерам у отеля рядом с со зданием ООН, где он остановился, «если он (Трамп) думает, что нас можно испугать собачьим лаем, то это собачья мечта». Известно кулинарное отношение корейцев к собакам, но, возможно, 74-летний бывший начальник генштаба Корейской Народной армии маршал Ли Ён Хо имел в виду рассказ Ивана Бунина «Сны Чанга». Бунинский пес Чанг всю жизнь провел с моряком капитаном, у которого было две правды. Одна гласила, «что жизнь несказанно прекрасна», а вторая — «что жизнь мыслима лишь для сумасшедших». Выступая на общеполитической дискуссии Генеральной ассамблеи, Ли сказал, что «за 8 месяцев у власти Трамп превратил Белый дом в шумный базар… и теперь попытался превратить ООН в логово бандитов, где уважают лишь деньги и кровопролитие в порядке вещей».
Лучшего подарка противники Дональда Трампа не ждали, и писатель Стивен Кинг по прозвищу «Король ужасов» в своем твиттере написал, что «Трамп и Ким Чен Ын бьются за звание самого сумасшедшего человека на планете». И пошло-поехало. Ведущий своей программы на канале MSNBC Брайан Уильямс поинтересовался, можно ли считать «собачьим лаем» упомянутый Трампом суверенитет, а его коллега из CNN Джим Сквитто назвал это слово в активе Трампа «заряженным термином» и «любимым выражением авторитарных лидеров». Обозреватель и бывший редактор левого журнала New Republic Питер Бейнар на страницах не менее левого журнала Atlantic пришел к выводу, что выступление Трампа в ООН можно приравнять к доселе неслыханному, хотя и скрытому манифесту империализма.
Такие заявления можно продолжать, но в данном случае интересна позиция консервативного обозревателя и редактора журнала National Review Рича Лури, который невзлюбил Трамп с первого дня его борьбы за Белый дом и с тех пор то теплел, то снова холодел к нему. «Критики Трампа, — написал на днях Лури, — превратно истолковали его выступление и превратно понимают его национализм. Он не защищал обесцененный международный релятивизм и с самого начала предупредил, что «авторитарные державы намерены обрушить ценности, системы и союзы, которые после Второй мировой войны предотвращали конфликты и склоняли мир к свободе». Конституцию США он назвал вечным документом, который был основой мира, процветания и свободы для американцев и многих миллионов людей по всему миру».
Послевоенный «План Маршалла», который возродил экономику Западной Европы, Трамп назвал «основанным на благородной идее, что мир от сильных, независимых и свободных стран становится безопаснее». Такой же риторики, но со знаком минус, в его речи удостоился Иран, власти которого прячут «коррумпированную диктатуру под ложным видом демократии», и Венесуэла, где США добиваются «полного восстановления демократии и политической свободы». Россию и Китай в своей первой ооновской речи Дональд Трамп не обзывал агрессорами, но заявил, что «мы должны отвергать угрозы суверенитета от Украины до Южно-китайского моря». Критики утверждают, что он в очередной раз противоречит сам себе заявлением о суверенных и сильных странах, как гаранте мира, поскольку этим гарантом он провозгласил Соединенные Штаты, которые для него «прежде всего». Но Трамп, подчеркивает Рич Лури, говорил о «сильных и независимых странах», приверженных курсу «безопасности, процветания и мира», и «уважающих интересы своего народа и права всех суверенных стран». Все это были, конечно, громкие слова, но Рич Лури не считает их пустыми, хотя, на мой взгляд, насчет «полного уничтожения» страны с 25 млн населения можно было не горячиться.
Российское государственное агентство новостей РИА сообщило, что «речь президента США Дональда Трампа в ООН вызвала неоднозначную реакцию мирового сообщества и внесла раскол в ряды глав государств, премьер-министров и глав МИД», а глава российского МИДа Сергей Лавров заявил, что Москва встревожена некоторыми заявлениями Трампа, особенно его «непримиримой позицией» по части Ирана. Венесуэльский лидер Николас Мадуро назвал Трампа «новым Гитлером», который с трибуны ООН «угрожал убить президента Боливарианской Республики Венесуэлы», то есть лично его. Президент Боливии Эво Моралес назвал слова Трампа в ООН примером применения двойных стандартов и заявил, что его «не удивляет, когда такой мультимиллионер, как Трамп, нападает на социализм».
Зато израильский премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу сказал, что «за более чем три десятилетия знакомства с ООН не слышал более решительной и отважной речи», в которой «президент Трамп рассказал правду об опасностях, угрожающих миру, и призвал решительно им противостоять, чтобы обеспечить будущее человечества». РИА Новости сочло нужным сообщить, что президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев от имени своей страны «поддержал призыв Трампа к странам-соседям Афганистана о содействии мирному урегулированию конфликта в этом государстве». Верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини на встрече в миссии Евросоюза в Нью-Йорке заявила, что ситуация вокруг КНДР должна решаться исключительно мирным путём, и в ЕС никогда не угрожают уничтожить другие страны. Там же президент Польши Анджей Дуда заявил, что в свой речи «президент Трамп представил очень твердую позицию, и хорошо, что он представил ее здесь, перед международным сообществом».
Устав ООН гласит, что «эта организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов», и сейчас, когда это право сводится к отрицанию права государства на суверенитет, слова Дональда Трампа не звучат пустыми. «Последовательный националист», как назвал его Рич Лури, 45-й президент США признает право каждой страны на самоуправление и более того, современный национализм развивался наравне с идеей «народного суверенитета», при котором народ имеет право на власть, а государство его слуга, а не наоборот. Лури не видит большой разницы между династическим авторитарным правлением и правлением транснациональной группы, но на примере Американской революции и других примерах можно понять, что народ выбирает суверенитет.
Консервативный обозреватель, политик и историк Пат Бьюкенен лестно назвал Дональда Трампа «американским голлистом», сравнив с президентом Франции генералом Шарлем до Голлем. Полвека назад президент де Голль выражал схожее мнение, призывая Европу к «странам-нациям от Атлантики до Урала». Затем полвека голлисты провели в забвении, — написал Бьюкенен, — а немцы, с учетом прошлого, стремятся утратить национальную идентификацию и раствориться внутри новой Европы». Дональд Трамп ставит Америку на первое место и не отрекается от антиглобализма, он же новый голлизм. Его 41-минутную речь в ООН Рич Лури считает далеко не идеальной из-за обычной агрессивности и личных нападок, которые создали ему столько врагов на родине. Но формируя внешнюю политику своей страны, Трамп одновременно формирует себя, как ее президента и лидера свободного мира, которому сейчас не хватает суверенитета.