Разговор у нас пойдет об Украине, о ее президенте Петре Порошенко и его старом друге Михаиле Саакашвили, который, будучи президентом Грузии, сумел ее чудесным образом всем на диво преобразить.
Да, на очередных выборах, прошедших не без вмешательства Москвы, он потерпел поражение, но опыт успешного преобразователя остался при нем, и Петр Алексеевич пригласил его в Украину себе в помощь, пообещав, конечно, поддержку.
Назначенный главой Одесской областной администрации, Саакашвили решительно взялся за дело. Благо, он издавна прекрасно знает украинский язык и украинскую культуру, поскольку долго жил в Украине, окончил Киевский университет и проходил воинскую службу в Западной Украине. Вернувшись на вторую свою родину уже опытным политиком, Саакашвили наметанным глазом углядел корни коррупции и принялся ее искоренять, чем задел интересы влиятельных людей в Киеве, в том числе из окружения Порошенко. Вместо обещанной помощи с его стороны, вскоре ощутил притеснения и вынужден был оставить должность. Критиковал правительство за неосуществление необходимых реформ, основал партию «Рух новых сил».
Президент Порошенко, коньком которого на словах изначально были реформы и «конем» которого для их проведения в жизнь нанялся к нему Саакашвили, на деле к реальным реформам не приступил. Вместо этого, в ответ на критику со стороны Саакашвили Порошенко вдруг решил лишить его украинского гражданства под нелепым предлогом якобы недостоверной информации, предоставленной при получении им украинского гражданства. Чепуха, никакой нормальный суд не признает этот указ президента законным и справедливым. Но подать апелляцию изгнанный из страны Саакашвили не мог, поскольку в это время находился в США, и, оказавшись за рубежами страны, заранее во всеуслышание объявил, что 10 сентября непременно вернется в Украину.
Поначалу он хотел вернуться из польского Пшемышля украинским поездом до Львова. Украинские власти этому воспрепятствовали, задержав отправление поезда до тех пор, пока Саакашвили, которому запрещен въезд в Украину, не покинет вагон. Задержка отправления поезда создала проблемы для всех пассажиров, а также вызвала дипломатический демарш с польской стороны. Саакашвили, возможно, нечто подобное предвидел и ввел в действие запасной вариант: автобус повез его вместе со всеми сопровождавшими лицами, сторонниками и журналистами (а среди них была всем известная Юлия Тимошенко, бывший премьер-министр Украины, в недавнем прошлом узница Януковича, лидер партии «Батькивщина») к пропускному пункту Шегини на польско-украинской границе.
Там польские пограничники их пропустили, а украинские предупредили, что пункт якобы заминирован, и путь им преградила цепь украинских пограничников во главе с генералом. По свидетельству корреспондента Би-би-си, непосредственно наблюдавшего сцену, в это время примерно тысячная толпа сторонников Саакашвили, еще накануне разбившая лагерь неподалеку, двинулась к пропускному пункту с тыла, громко приветствуя Саакашвили и распевая украинский гимн. Пограничники стушевались. Генерал пытался объяснять собравшимся, что их действия незаконны, но в ответ услышал, в том числе от политиков из группы поддержки и депутатов Верховной Рады, что, наоборот, действия силовиков незаконны, и именно они должны быть наказаны. Так сравнительно мирно прошел прорыв государственной границы, хорошо подготовленный Михаилом Саакашвили и заставший власти врасплох.
Далее подкативший «откуда ни возьмись» автобус повез нарушителей границы во Львов, где Саакашвили был тепло встречен мэром города Андреем Садовым, известным политиком, лидером партии «Самопомич». Итак, уже две украинские политические партии солидаризовались с Михаилом Саакашвили и его «Рухом новых сил».На встрече с журналистами во Львове ему был задан вопрос, законным ли был прорыв через границу. «Мы вели себя абсолютно законно каждую минуту», — был ответ Саакашвили. Президент Порошенко придерживается иного мнения: «Это вопрос национальной безопасности государства, и мне все равно, кто нарушает государственную границу — боевики на востоке или политиканы на западе».
Как мне представляется, Порошенко расстроен и дезориентирован, что явствует из его отказа от преследования Саакашвили. Об этом четко заявил генпрокурор Украины Юрий Луценко: «Саакашили не будет арестован и не будет экстрадирован». Более того, ему предоставлена полная свобода перемещения по разным городам Украины с организацией встреч и митингов. Думаю, президент осознал, что лишением Саакашвили гражданства он допустил досадную для себя ошибку, и если представится случай, будет готов свой просчет загладить. Тем более, что Саакашвили заявил, что на государственные посты в Украине не претендует, новую революцию в Украине не замышляет, а поездки в регионы страны совершает с целью объединения людей и политических сил для демократических преобразований и свержения мешающей Украине олигархии.
Известный журналист Андрей Бабицкий в российской газете «Взгляд» написал: «Если толпа, возглавляемая не слишком вменяемым политиком, взявшим с собой в довольно рискованное путешествие своего одиннадцатилетнего сына, как снежный ком, обрастая по дороге все новыми недовольными, докатится до Киева, то Петру Алексеевичу придется, спасая свою жизнь, “делать ноги”». С этим прогнозом никак не соглашусь. Противопоставлю ему мнение Дмитрия Гордона, осведомленного и мудрого украинского политолога. «Саакашвили нужен Украине», — уверен он. Получается, что возвращение Саакашвили опять может быть на пользу президенту, опять этот «конь», потянет тяжкий воз реформирования Украины. Уже не в отдельно взятой Одесской области, как прежде, а в пределах всей страны. Если только сам президент не станет этому препятствововать. Именно в надежде на это я в заголовке этой статьи дал не всё предсказание кудесника из пушкинской «Песни о вещем Олеге» («Но примешь ты смерть от коня своего»), а ограничился только его концовкой. Ибо не «смерть» он несет, а, возможно, помощь. Вот только лишение гражданства оспорит в суде, о чем уже и сообщид, прибыв в Киев.
Отдельно выскажусь о новом явлении миру Юлии Тимошенко. Чего только о ней ни говорили все предыдущие годы ее многочисленные недруги. Я не верил и недоволен был президентом Ющенко, когда тот уволил ее, свою боевую подругу на первом Майдане, с премьерского поста. Возмущался арестовавшим ее Януковичем. И вот она явилась снова, обновленная и с той же косой. Рекомендую послушать ее выступление в телеролике по адресу: https://www.youtube.com/watch?v=JCkKIj-pisw. Я вижу в ней, многострадальной, но обретшей силу и опыт, достойного претендента на президентский пост в выборах 2019 года.
Теперь перейду от Украины к России, где президентские выборы пройдут раньше украинских — в марте 2018-го. Что до марта случится, никакой звездочет не предскажет. Если Алексея Навального, единственного, кто в прямом состязании способен одолеть Владимира Путина, к выборам не допустят, то в окружении нескольких таких статистов-соперников, как, например, Ксения Собчак, победа Путину обеспечена.
А иначе ему нельзя, ибо «трибунал неизбежен, если сменится власть». Это мнение высказал в «Эхе Москвы» маститый и уважаемый журналист Александр Минкин. Цитирую: «Выборы? Мирная цивилизованная смена власти в России? Хорошо бы, но есть проблема… Будет трибунал… Беслан, Норд-Ост, взрывы жилых домов»…
И везде чеченский след. Он с самого начала и до убийства Бориса Немцова с издевательски поданным всем гражданам России, да и всему миру, невообразимым судом под надзором верного путинского «коня», или, как он себя сам называет, путинского пехотинца — Рамзана Кадырова. Недавно «пехотинец» гарцевал у посольства Мьянмы, куда собрал большую толпу протестовать против шайтанов-буддистов, нападающих на своих мусульман-рохинджа. Эту акцию Кадыров — вождь мусульман уже вроде бы и во всемирном масштабе — ни с кем в мэрии Москвы не согласовал, но, как оперативно заметил на youtube Навальный, ему никто и не препятствовал. Ему, значит, можно? И он призвал мусульман выходить на улицы. А в Грозном на миллионном митинге Рамзан Кадыров даже пригрозил выступить и против России в том случае, если Россия поддержит шайтанов в Мьянме. Навальный: Кадыров поможет убрать Путина.
Тут Путин, видно, почувствовал, что неровен час, и получит он предсказанное кудесником воздаяние «от коня своего». И следующая акция Кадырова на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге была жестко пресечена (130 задержанных). И тогда он свой призыв отозвал, хотя «поддержка шайтанов» Россией состоялась еще в марте, когда Россия и Китай заблокировали резолюцию Совбеза ООН о помощи мусульманам Мьянмы. У Путина в Мьянме свой интерес, у его «коня» Кадырова — иной. Их интересы несовместимы.
Вообще ситуация, сложившаяся в России в преддверии президентских выборов, полна противоречий и чревата неожиданным исходом, причем в любом из возможных направлений. Как заметил чуткий Андрей Макаревич, опубликовавший свой монолог в «Новой газете», кто-то выпустил пауков из банки и не знает, как их собрать. К паукам причислю православных экстремистов из взлелеянной властями организации «Христианское государство — Святая Русь», по смыслу аналогичной «Исламскому государству Ирака и Леванта». И это в стране, по Конституции светской! Клеветническая кампания против режиссера Кирилла Серебренникова и истерические всхлипы по самодержцу Николаю Второму в связи с фильмом «Матильда» — свидетельства мракобесия, охватывающего матушку-Россию.