Приближается самый насыщенный особенными датами месяц еврейского года — Тишрей. Новый год, Йом-Кипур, праздник Суккот… Обычно его начало в международном календаре попадает на конец сентября-начало октября.
Календарь международный (точнее, католический) никаких особенных моментов в этот период не находит — да и вообще сколько их в нём? Каждый, разумеется, волен праздновать День Октябрьской революции 7 ноября (хм), передвигать даты и отмечать с 1918-го по приказу Совнаркома «Старый Новый год» 13 января. Хотя в действительности до Петра Новый год на Руси праздновали 1 сентября, поближе к еврейской дате. Каждый, конечно, может делать зарубки на почти однообразной числовой оси и отмечать потребные ему даты: 8 марта, День пожарника, День Мартина Лютера Кинга… Все понимают, что сутки оные — просто в память о чём-то важном, это те же 24 часа, что и в любом другом дне; качество времени не изменилось — но зато люди вспоминают историю. Или находят повод развеяться и покуражиться в каком-нибудь Хелоувине.
Естественно, под каждую дату подобраны обычаи, и оттого условность и произвольность их не так заметны. Скажем, хотя Новый год с 1-м января связал Юлий Цезарь (в минус 45-м году по христианскому календарю), да и любому грамотному христианину известно, что Крисмас 25 декабря никакого отношения к рождению Ешу не имеет, и прежде его праздновали то осенью, то весной, но как-то уж так сложилось. Чего ж менять? Тогда, кстати, по совпадению выходит, что 1 января стало восьмым днём после якобы рождения героя — ну и давайте посчитаем его днем обрезания основоположника христианства. В общем, игра на выдумке скачет и условностью погоняет.
Совсем не так воспринимают календарь евреи. Наша концепция времени куда глубже и поэтичней. Во-первых, время в нашем понимании — не изначальная координата последовательности событий, а одно из созданий, возникшее в Первый день Творения. Творец, да и высшие духовные миры не определяются им совершенно и греческая концепция о том, что «парки (богини времени) плетут свою нить, которая связывает даже богов» нам совершенно чужда. В высших духовных мирах всё существует, говоря земным языком, «одновременно», и всё различается не местом и мгновением, а — сущностью и качеством. Однако нам, человекам, прилипшим и освоившимся в потоке земных дней, как муха в янтаре, представить это весьма сложно.
Во-вторых, в еврейском понимании время — не безличная координата, и оно вовсе не некий абстрактный геометрический «треугольник», без цвета, вкуса и запаха. Время окрашено, имеет спады и подъёмы, настроение и силы влияния; причём астрологические расклады — только одна, и не главная, этого причина. В первую очередь свойства времени определяются произошедшими в эти дни важнейшими событиями и — еврейским календарём.
Так, Песах — это не только (и не столько) годовщина выхода из Египта, как — время духовного обновления и освобождения; тогда человеку легче сбросить путы привычной рутины. Шавуот — это не столько День дарования Торы некогда, как — время открытых врат души и разума, когда человеку много легче подняться на новую ступень в постижении Б-жественного Закона и Б-жественной Воли. 9 Ава — не лишь годовщина плача и паники, охвативших наших предков после рассказа разведчиков о населяющих Землю Обетованную великанах, и не едино день траура и воспоминания о бедах нашей долгой истории. Но — это «день, открытый для разрушения». И — для особенно глубокого осознания и раскаяния. В эту дату еврейского календаря разрушены оба Храма, изгнаны евреи из Испании, началась Первая мировая война, начались переговоры СССР и фашистской Германии, вскоре приведшие к «пакту Молотова и Риббентропа» и Второй мировой войне с её Холокостом, начал работать наиболее безнадёжный из нацистских лагерей уничтожения Треблинка, о котором и свидетелей-то почти не осталось…
А из совсем недавнего — за 2 часа до 9 Ава ушёл от нас духовный лидер евреев-выходцев из Союза рав Ицхак Зильбер (и похоронен в сам траурный день), на исходе 9 Ава состоялось изгнание из Гуш-Катифа и Северного Шомрона, в этот день во время войны с «Хизбаллой» израильское правительство отправило огромную «взятку ХАМАСу и всему прогрессивному человечеству» — 1600 грузовиков гуманитарной помощи, включавшей еду, лекарства, оборудование и в частности стройматериалы, очень пригодившиеся ХАМАСу при сооружении террористических туннелей. В то же время на севере Израиля остро не хватало лекарств и продуктов, любых вещей первой необходимости — и спасением стариков, инвалидов, диабетиков и т.д. занимались в основном добровольцы-волонтёры на свои и собранные деньги… Сегодня тоже можно буквально сердцем услышать, как при вхождении в 9 Ава в мире нарастает плач.
Обратите внимание: у событий есть имена, даты и биографии, но есть и изначальная заданность. Наши праотцы соблюдали многие законы Торы задолго до того, как Тора людям дарована. Мидраш рассказывает, в частности, что Лот, племянник и ученик Авраама, кормил ангелов пресными лепёшками, «поскольку был Песах». Случилось это за более 400 лет до Исхода из Египта! Иначе говоря, многие структуры времени, в частности порядки и оттенки календаря, изначально заложены в природу мироздания. Но людям дано, в рамках их свободного выбора, «утверждать» или даже отменять эти изначальности, придавать им форму и преобразовывать детали. Так, месяц Ав, изначально благоприятный для евреев, стал после «подвига разведчиков» для нас проблемным.
А месяц Адар, находящийся под астрологическим знаком «рыб» — символа нашего народа, был по своей природе неблагоприятен для нас. Злодей Аман ужасно возликовал, когда жребий «дня икс», дня уничтожения евреев выпал на Адар! Ведь он знал, что 7 Адара умер наш учитель и защитник — Моше рабейну. Но было ему неведомо, что за 120 лет до того 7 же Адара Моше и родился. И вот — Творец сложил две эти семёрки и дал 14 Адара нам весёлый и счастливый праздник Пурим. А в заслугу раскаяния и возвращения ко Всевышнему евреев огромной Персидской империи весь месяц Адар стал отныне нам благоприятен, и уж коли есть конфликты с иноверцами, их предпочтительно решать, как советуют мудрецы, в Адаре.
Четыре основы цикла включает наш календарь: суточный цикл, то есть смена времён дня, дневных и ночных духовных и биологических циклов. Далее — недельный цикл, как бы повторяющий Неделю Творения и установленный изначально, уже самим этим он свидетельствует о Творце и Творении. Вершина его — шаббат. Цикл месяцев (от «ходеш», месяц, однокоренное с «хадаш», новизна) — цикл обновления, цикл освящения самого месяца и всего мира судом еврейских мудрецов. В нём заключено право человека в определённой мере влиять на природу творения. И цикл годовой, где само слово: «шана» — год происходит от «шоне» — вращаться, повторять раз за разом порядки бытия.
Вы заметили заложенную в наш календарь диалектическую спираль, существовавшую задолго до Гегеля? Только спираль куда более детальную и с большим числом координат.
Пробежимся кратко по некоторым особым датам календаря. Первый из осенних праздников, который вот-вот придёт к нам — Рош Ашана, Новый год. Это — день суда, точнее, два дня суда Всевышнего над сотворённым миром. Суда точного и беспристрастно справедливого. Первый из двух дней в основном посвящён тому, каков человек сам; суд же второго дня включает роль и значение человека для близких, для общины, всего народа…
Затем — 10 дней раскаяния, время, когда можно и должно обдумать и усовершенствовать свои поступки, свои личные качества, «воцарить над собою и миром Царя». И с этим достойно подойти к Йом-Кипур — Дню суда с особым акцентом в милосердие; дню, когда Всевидящий Б-г желает простить свой народ (и весь мир ради него) и просит нас: дайте Мне такую возможность, очиститесь!
Следом — весёлый праздник Суккот, когда мы покидаем привычные стены домов и поселяемся в шалашиках—сукках, которые, в частности, напоминают нам Облака Славы, окружавшие предков в пустыне. Это — праздник радости, дни освобождения от рутины и суеты; это время жить в настоящем измерении, со своим Творцом под звёздами.
Завершает осенний цикл Шмини Ацерет, второй день которого несколько сотен лет назад избран мудрецами для завершения годового цикла чтения Торы, праздника Симхат Тора. В эти 2 дня мы — наедине с Б-гом и Его Законом, Торой, мы как бы вне обыденности — и сперва размышляем, затем танцуем, поём и радуемся счастью быть евреем.
Через 2 месяца — праздник света, одухотворённая Ханука, — праздник духовного сохранения избранного народа, праздник нашей неразрушимой связи, приверженности Создателю. Ещё месяц и несколько дней — Ту би-Шват, 15 Швата, Новый год деревьев; это праздник благодарности Всевышнему за все блага, которым Он одаряет нас в этом мире и будет ещё неизмеримо больше одарять в мире вечном. Каббалисты установили для себя в этот день настоящий Седер, отчасти подобный Седеру пасхальному, и существуют различные наборы плодов, которые являются его частью; наиболее полный из мне известных наборов включает в себя 90 различных видов фруктов.
Через месяц — Пурим, праздник веселья и надевания масок, потаённая суть которого — раскаяться в нашей повседневной угрюмости, в отсутствии истинной радости жизни и оттого — благодарности её давшему. Мы надеваем маски, чтобы понять, что мы постоянно их носим — и пора их снять, пора жить. А жизнь без маски — это и есть радость.
Месяц — и Песах, «время свободы нашей». Удивительно взвешенный в своей парадоксальности Пасхальный седер; на наших столах «хлеб бедности», который куда дороже хлеба богатства. Корень этого праздника — стремление найти свободу от того Египта, про который сказано: «Легче вывести еврея из Египта, чем Египет из еврея». Сиречь — от гордыни, от самозамкнутости, от чужих игр, символизируемых «раздувающимися от важности» закваской и заквашенным тестом, строжайше нам тогда запрещёнными.
Следующий шаг, ровно на 50-й день после начала Песаха — Шавуот, День дарования Торы. Мы учимся всю первую ночь, исправляя старую ошибку: «Моше (разбудил) и вывел народ к горе (Синай)». В этот день мир судится о плодах; говорят наши книги, что изобилие и качество плодов зависит от того, как учит Тору еврейский народ.
Пропуская прочие посты, через 2 месяца после Шавуота — 9 Ава, печали которого не хочу повторять. Да будет этот день поскорее самым нашим весёлым праздником, и да будем мы в него веселиться отстроенному навсегда Третьему Храму! Счастливого и сладкого года, друзья, доброй нам всем подписи и печати на приговоре!