Безумство храбрых

В детстве моё воображение будоражил подвиг Александра Матросова: зачем он лёг грудью на амбразуру? Разве единственное назначение амбразуры — прострелить его грудь? Матросов мог бросить в амбразуру гранату или хотя бы выстрелить в неё. В этом случае он убил бы или ранил пулемётчика, но не стал бы героем…

В те же годы мой ум тревожила и революционная песня: «Смело мы в бой пойдём/ За власть Советов/ И как один умрём/ В борьбе за это». Какой смысл в подвиге, если некому будет насладиться победой?

Героизм Матросова растаял в наши дни, многократно превзойдённый самоубийствами шахидов, совершёнными в кафе и на дискотеках, в самолётах и в автобусах, но чаще в мечетях и на арабских базарах. Борцы с исламофобией обычно поминают, что от террора у мусульман гибнет значительно больше своих, чем чужих. Не вижу, что это оправдывает.

Конечно, шахид рассчитывает на вознаграждение. Но, следуя еврейским воззрениям на следующий мир, его, вероятно, поджидает наибольшее из возможных разочарований. Оказавшись в своём шахидском раю в обществе 72 девственниц, герой обнаружит, что все части его бренного тела остались на месте подвига.

В еврейской истории тоже есть герои-самоубийцы. Например, богатырь Самсон. Он ходил к филистимлянке Делиле. Та многократно домогалась секрета силы богатыря, и Самсон открыл его.

Преданный Делилой, пленённый, ослеплённый, Самсон обрушил подпорные колонны веранды, на которой праздновали филистимляне, враги евреев. Веранда рухнула на героя, «И было мертвых, кого умертвил он при смерти своей, больше, чем он умертвил при своей жизни» (Книга судей, 16:30). Подвиг Самсона потребовался только из-за его неподобающей связи с Делилой и излишней откровенности с ней.

Еврейские террористы 1 века н.э. сикарии во время осады римлянами Иерусалима в 68-70 годы по каким-то своим соображениям сожгли склады с продовольствием, которые могли позволить евреям 30 лет пережидать блокаду. Из-за этого защитники Иерусалима и горожане умерли от голода. Римляне захватили Святой город и сожгли Второй Храм.

После Иерусалима пришла очередь крепости Масада, удерживаемой сикариями. Когда римляне насыпали вал, достаточно высокий, чтобы сразиться с осаждёнными, сикарии предпочли бою то, что умели: поубивали своих жён и детей, а также, по жребию, друг друга. Выбирая символ еврейского геройства, я бы предпочёл не защитников Масады, а кого-то другого.

Например — вскоре по возвращении из Египта в Землю Израиля евреи подпали под власть моавитян. «И служили сыны Исраэля Эглону, царю Моава, восемнадцать лет» (3:14). Отправился судья евреев Эхуд, сын Геры, принести дар Эглону. И сказал тому, что имеет сообщить ему нечто секретное. Когда все царедворцы покинули покой, Эхуд вытащил припрятанный меч и убил Эглона. После этого он успешно покинул дворец, собрал ополчение и разгромил лишённых царя моавитян. Этот обман освободил евреев.

Лет на 300 позже притеснителями евреев стали филистимляне. Их великан Голиаф глумился над евреями: «Я навлек позор на ряды Израиля сегодня. Дайте мне мужа, чтоб в единоборство вступить!» (Шмуэль I, 17:10). Молодой Давид, ещё не царь, на единоборство не пошёл, а вместо этого метко запустил из пращи в лоб Голиафу камень и победил великана без особого геройства.

Различие двух типов героев являют деяния двух ярчайших политических личностей ХХ века — сверстников — Лейбы Троцкого и Пинхаса Рутенберга.

Троцкий в 1917 году, в то время когда Ленин с Зиновьевым отсиживались в шалаше в Разливе, отчаянно рискуя собой, сумел организовать в Петербурге государственный переворот. Затем он стремительно создал Красную Армию, возглавил её, провёл два года в бронепоезде, мотаясь по фронтам, не боялся выступать даже перед дезертирами, избежал гибели в нескольких отчаянных ситуациях и вышел победителем в Гражданской войне.

Но в мирной жизни Троцкий проиграл. Он оказался не способен к аппаратной работе — искать союзников, создавать блоки. Троцкого победил создатель советской бюрократической системы Сталин, и в 1929 году Троцкого вышвырнули из СССР.

В 1903 году Троцкий посещал в Базеле VI Сионистский конгресс. На нём он обнаружил «полное разложение сионизма». Троцкий и позже не понял судьбоносного процесса ХХ века, призванного изменить западную цивилизацию.

Жить Троцкому оставалось 11 лет. Он их посвятил тому, чтобы реанимировать идеи, столь показательно провалившиеся в СССР.

1

Рутенберг, как и Троцкий, в молодые годы увлёкся марксизмом, только в его эсеровской упаковке. Это не помешало ему выучиться на инженера.

Влюбившись в русскую женщину, Рутенберг для женитьбы принял христианство. Может быть, это способствовало его сближению с попом Гапоном, значительным лицом того времени среди петербургского люда.

В «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 года, во время расстрела мирного шествия рабочих с иконами и хоругвями к Зимнему дворцу, которое организовали поп и Рутенберг, наш герой спас Гапона, вывел того из-под огня. Однако позже Рутенберг стал виновным в убийстве священника.

Петр (Пинхас) Рутенберг
Петр (Пинхас) Рутенберг

Гапон предложил Рутенбергу сотрудничество с царской охранкой, с которой сотрудничал сам. Это было обычной практикой среди революционеров: провокатором был Сталин; Ленин работал на немецкие спецслужбы. Да и убийство Гапона, о котором идёт речь, утвердил Иона Азеф — лидер эсеров, сам агент охранки.

Рутенберг привёз Гапона на специальную дачу под Петербургом, разговорил попа об осведомительстве, после чего подслушивавшие в соседней комнате боевики повесили Гапона. В конце жизни Рутенберг сожалел о содеянном: «Раз в жизни свихнулся… И никак потом оправиться не мог».

После убийства Гапона Рутенберг эмигрировал в Италию, где на пороге римской синагоги прошёл обряд покаяния отступника (39 ударов плетью). Рутенберг гордился шрамами, оставшимися у него от этого обряда на всю жизнь.

Когда началась мировая война, позже названая Первой, наш герой с Жаботинским и Трумпельдором организовывал «Еврейский легион». Он отправился в Америку агитировать за этот проект. Здесь Рутенберг создал Американский еврейский конгресс, организацию, существующую и сегодня. В Америке он также разрабатывал планы электрификации и ирригации Палестины.

Одновременно с Рутенбергом в США находился и Троцкий, назвавший эту страну «кузницей, где будет выковываться судьба человечества». После Февральской революции оба героя устремились в Россию.

В Петрограде Рутенберг стал заместителем главы города, но проиграл борьбу Троцкому, возглавлявшему Совет рабочих депутатов. За 4 дня до Октябрьского переворота Рутенберг вошёл в созданный его старым знакомым Керенским Высший совет по спасению России из трёх человек, наделённый чрезвычайными полномочиями.

Но было поздно. После штурма Зимнего 7 ноября Рутенберга и министра последнего Временного правительства арестовали, и он 5 месяцев был узником Петропавловской крепости.

Освобождённый, добравшись до Парижа, Рутенберг вместе с другими руководителями сионистского движения готовил предложения к Версальской мирной конференции. Там же он договорился с бароном Ротшильдом о финансировании проекта по электрификации Палестины.

Оказавшись в Палестине, Рутенберг, в компании с Жаботинским и Трумпельдором, создавал отряды еврейской самообороны «Хагана», а в 1921 году командовал «Хаганой» во время арабских мятежей в районе Тель-Авива. В 1923 году Рутенберг, при поддержке министра колоний Уинстона Черчилля, получил концессию на производство электроэнергии и создал палестинскую электрическую компанию — ныне «Хеврать Хашмаль». Появилась первая электростанция, и электричество пришло сначала в Тель-Авив, затем в Хайфу и в другие места.

В 1929 году Рутенберг стал главой Национального совета — органа еврейского самоуправления Палестины. Вновь он возглавил его, когда разразилась Вторая мировая война. Рутенберг пытался найти пути к спасению европейских евреев. Рак оборвал его жизнь в 1942 году. Рутенберг — определённо единственный человек в истории, возглавлявший в разные моменты и Россию — в составе тройки Высшего совета, и еврейскую государственность в Земле Израиля.

Рутенберг не намного пережил Троцкого, однако как различны их достижения! До рокового удара ледорубом, Троцкий не менялся. Он оставался в кругу тех же теорий, которые захватили его в гимназические годы. Троцкий может заслуженно считаться неудачником. Рутенберг же оказался способен на развитие, он превозмог ложные идеи и в нашем непростом мире нашёл достойный путь.

Джон Маккейн
Джон Маккейн

В сегодняшней американской общественной жизни редким политиком, определённо заслуживающим называться героем, является сенатор Джон Маккейн. Совершенные им подвиги наполняет всю его жизнь. Именно героизм сделал Маккейна одним из самых заметных лидеров США. Ведь в отличие, например, от талантливых Троцкого и Рутенберга, в молодости первых учеников, Маккейн в Военной академии среди 899 выпускников показал лишь 894-й результат. Но героизм превысил иные его качества.

Во время Вьетнамской войны, совершая свой 22-й вылет, Маккейн был сбит над Ханоем. При приземлении он сломал себе обе руки и ногу.

Джону, сыну главнокомандующего Тихоокеанским флотом США, вьетнамцы предложили освобождение, однако он отказался от свободы раньше американских военнослужащих, попавших в плен до него. Из-за этого подвига Маккейн провёл в мучительной неволе дополнительные 5 лет.

Подвигами наполнена и долгая служба Маккейна в Сенате США. В 2004 году он отказался баллотироваться на пост вице-президента США партнёром другого героя, Джона Керри. Такая двухпартийная команда, вероятно, была бы избрана. Но Маккейн проявил верность Республиканской партии, с которой часто расходится по ключевым вопросам. Так он с большинством демократов голосовал против закона, определяющего семью как союз мужчины и женщины, поддерживает борьбу с глобальным потеплением.

В 2008 году Маккейн стал соперником Обамы на президентских выборах. Благодаря его самопожертвованию в предвыборной кампании, подобное подвигу Маккейна во вьетнамском плену, Америка впервые получила президентом афроамериканца.

Убивая шансы на верную победу, сенатор запретил своим сотрудникам упоминать, что Обама в течение 20 лет воспитывался чёрным расистом, антисемитом и ненавистником Америки Джереми Райтом, что он сотрудничал с террористом Биллом Айерсом, что имеет удостоверение social security от штата Коннектикут, в котором никогда не жил, что скрывает все свои документы, включая оценки в колледже и метрику. Когда в апреле 2011 года, по настоянию Дональда Трампа, Обама всё же обнародовал метрику, она оказалась поддельной. Маккейн запрещал своей команде говорить о саморазоблачении Обамы в интервью: «моя исламская религия» (Обама утверждал, что христианин), о его невежестве — «все 57 штатов Америки», даже о втором имени Обамы — Хуссейн.

В последние годы Маккейн по-прежнему во многих вопросах занимает позиции, которые можно понять только с точки зрения его нацеленности на подвиг. Когда летом 2011 года стало известно, что диктатор Ливии Муамар Каддафи грозится атаковать контролировавших восточную часть Ливии исламистов, ассоциированных с «Аль-Каидой», Маккейн появился на телеэкране и, играя желваками, потребовал немедленной и решительной бомбёжки сил Каддафи. Такая операция была проведена и сдала Ливию в руки террористов. Когда 3 июля 2013 года египетские военные под командованием Ас Сиси свергли власть террористического «Мусульманского братства», Маккейн помчался в Каир уговаривать военных включить в новое правительство представителей поверженного «Братства».

Последние свои подвиги Маккейн совершил летом этого года. У него обнаружилась агрессивная форма рака мозга. Меньше чем через две недели после сложной операции Маккейн прямо с больничной койки прибыл в Сенат на обсуждение отмены «Обамакер», против которого выступал последние 7 лет. За проявленное мужество присутствовавшие устроили сенатору овацию. Голос Маккейна оказался решающим, и вопрос замены «Обамакер» был поставлен на обсуждение. Когда же голосовали за альтернативу «Обамакер», Маккейн совершил новый подвиг — проголосовал против своей партии и спас «Обамакер». То есть, если бы Маккейн не прибыл в Сенат, «Омамакер» также осталось бы неотменённой, но сенатор не совершил бы подвиги.

Когда я вспоминаю результаты выборов 2008 года и ужасаюсь американцам, сделавшим своим президентом Обаму, я с грустью думаю, что альтернатива тогда была тоже горестной. Бывает полезно иметь героя на поле боя. Но для принятия практических решений предпочтительнее человек со здравым смыслом. Стремление к подвигу зачастую несовместимо с ним.

Новая книга Бориса Гулько:

«Мир еврея». Часть 2. 111 избранных эссе, написанных в 2012–2015 годах. 547 страниц. 26 долларов, включая пересылку по США и Канаде.

Мир еврея. Часть 1. 57 избранных эссе, написанных в 2000–2012 годах. 269 страниц. 15 долларов, включая пересылку по США и Канаде.

«Путешествие с пере- садками». Три книги воспоминаний. 397 страниц, включая фотографии. Очерки о чемпионах мира от Ботвинника до Каспарова и других великих шахматистах. 20 долларов, включая пересылку по США и Канаде.

Заказать книги можно у автора: gmgulko@gmail.com

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 7, средняя оценка: 4,43 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Борис Гулько

Иерусалим, Израиль
Все публикации этого автора

5 thoughts on “Безумство храбрых

  1. Борис, спасибо за замечательное эссе и очередную интересную тему.
    Я также, как и Вы, негативно отношусь и опасаюсь «героев» любого сорта. Как у мудрого Губермана:
    «Я молодых, в остатках сопель,
    Боюсь, трясущих жизнь, как грушу.
    В душе темно у них, как в жопе,
    А в жопе — зуд потешить душу».
    Ваш список «героев» — от Матросова до шахидов — можно бесконечно продолжить: К ним также относятся альпинисты, которые сознательно подвергают свою жизнь смертельной опасности, также молодые „Rooftopper“ которые «покоряют» высокие башни и висят на головокружительной высоте на одной руке, купаясь в собственном адреналине. Bсех «героев» объединяет тривиальный Нарциссизм — чрезмерная самовлюблённость и завышенная самооценка. «Герои» разлючаются только нюансами. Шахидам, например, присущ деструктивный нарциссизм, семена которого падают на благодатную почву ислама и дают чудесный урожай террора.

    У немцев существует интересная пословица: «Lieber fünf Minuten feige als ein Leben lang tot» («Лучше побыть 5 минут трусом, чем быть мертвeцoм целую жизнь»).

  2. Размышляя еще раз о Вашей умной статье, Борис, мне кажется, что абсолютное большинство успехов нашего народа — от Мендельсона до Нобелевских Премий — мы обязаны все тому же «Безумству храбрых» — позитивному нарциссизму. Евреи просто канализируют свой нарциссизм, который присущ каждому нормальному человеку и заложенному в нас Всевышним в различной степени, в позитивное русло. Возможно и Вы, Борис, если объективно подумаете, найдете в собственной необычной судьбе и ошеломляющих личных успехах следы «Безумства храбрых» — позитивного нарциссизма?

  3. Борис Гулько поёт гимн премудрому пескарю, забыв о судьбе этого благоразумного труса.

    1. Безумству храбрых, Самуил, поёте Вы песню? «Безумство храбрых» — туман, который напускают политики и проповедники на дураков, чтобы сделать их послушным инструментом для своих сомнительных целей. Безумство храбрых — вот мудрость жизни?

  4. впервые не поставил Гулько пять старс… почему вы забыли упомянуть о геройском подвиге когда он раздолбал свой авианосец? 160 человек погибли, а наш герой даже не удосужился тущить пожар… погуглагте…. герой, штаны с дырой…. обычный номенклатурный истаблишмент аппартчик, что говорат то и делает, плюс строит из себя, по сути та же хиллари

Comments are closed.