На прошлой неделе пресса живо обсуждала двухчасовой допрос, которому недавно подвергся в штаб-квартире ФБР бывший корреспондент «Спутника» в Белом доме американец Эндрю Файнберг. Как рассказал Файнберг агентcтву Yahoo, допрос состоялся 1 сентября и проводился следователем ФБР и сотрудником минюста США, чьи визитки журналист сейчас охотно демонстрирует коллегам. Хотя 35-летний Файнберг прогремел лишь сейчас, он не сторонился огней рампы и раньше. 26 мая журналист ушел из «Спутника» и немедленно объявил об этом в «Твиттере», а 21 августа хлопнул дверью еще громче, напечатав на популярном сайте Politico объемистую статью «Моя жизнь на русской пропагандистской станции». По словам журналиста, он решил оскоромиться, потому что ему надоело быть внештатником. Протянул он на «Спатнике», как произносят это слово американцы, недолго. Я помню с юности поговорку: «See you later alligator – Be quick Sputnik!» Как заключил Файнберг из задававшихся ему в ФБР вопросов, его побеспокоили в рамках расследования версии о том, что «Спутник» является необъявленным пропагандистским органом Кремля в нарушение закона 1938 «О регистрации иностранных агентов», первоначально направленного против нацистской пропаганды.
Закон, известный под сокращением FARA, предписывал, чтобы лица, представляющие в США интересы иностранного правительства «в политическом или квазиполитическом качестве», сообщили американским властям о своих связях с этим правительством и представили отчет о своей деятельности и финансах. До 1942 года иностранные агенты должны были регистрироваться в госдепе, а после – в минюсте. В последнее время обвинения в нарушении FARA слышатся в адрес аналитической фирмы Fusion GPS, которая, как сообщают, заказала бывшему английскому разведчику Кристоферу Стилу составление досье на Дональда Трампа и лоббировала в Вашингтоне «Закон Магнитского» — по заказу подмосковного адвоката Натальи Весельницкой. Файнберг ушел из «Спутника» не с пустыми руками: по словам Yahoo, журналист вынес с работы накопитель с большим количеством имейлов и внутренних документов агентства, которые потенциально могут помочь прокурорам, если они начнут готовить дело против «Спутника» по обвинению в участии в пропагандистской кампании накануне прошлогодних выборов в США.
И силовики, и сотрудники спецпрокурора Роберта Мюллера, расследующего предполагаемый сговор трамповского штаба с Кремлем, отказываются отвечать на вопросы журналистов по поводу «Спутника». Поэтому трудно сказать, относится ли допрос Файнберга к расследованию Мюллера, или ФБР подозревает российское агентство только в нарушении FARA. Если минюст США заключит, что «Спутник» подпадает под этот закон, его руководителям в США может грозить уголовное преследование и штрафы, пишет Yahoo, а его сообщения должны будут содержать предупреждение, что это пропаганда, а не обычный журналистский материал.
С другой стороны, с 1966 года, когда в FARA был внесен ряд изменений, не было ни одного случая успешного уголовного преследования его нарушителей. Но у минюста есть в запасе и гражданские иски. В последнее время члены Конгресса не раз требовали, чтобы минюст всерьез занялся нарушителями закона о регистрации иностранных агентов. В частности, имеются в виду «Спутник» и RT. В январском докладе американских разведорганов оба характеризовались как «государственные пропагандистские машины, служащие Кремлю платформами для обработки российской и международной аудитории». По словам Аши Рангаппы, которая прежде служила в антитеррористическом подразделении ФБР в Нью-Йорке, а сейчас является помощником декана юрфака в Йельском университете, с 1970-х гг. ФБР лезло вон из кожи, чтобы избежать даже видимости посягательств на свободу слова.
«Любые утверждения, что у нас не новостная организация, просто ложны!» — заявил Yahoo заведующий вашингтонским коррпунктом «Спутника» Миндия Гавашели. Он отнес призывы к регистрации «Спутника» в рамках FARA на счет паранойи, окружающей ныне Россию в Вашингтоне. По словам Файнберга, его допрос касался в основном «внутренней структуры, редакционного процесса и финансирования» «Спутника». «Они хотели узнать, кто отдавал мне распоряжения и получал ли я когда-нибудь указания из Москвы», — поведал Файнберг Yahoo. Он сказал, что получал в «Спутнике» задания только от вашингтонских редакторов, но оговорился, что неоднократно слышал от начальства: «Москва хочет то, Москва хочет се». Среди документов, которые он вынес с работы на флешке, были бумаги, представленные им от имени «Спутника» для получения пресс-карты в Конгрессе. В них указывалось, что главным источником финансирования агентства является российское правительство.
За две недели до допроса Файнберга в ФБР он дал интервью Yahoo и заявил, что Гавашели уволил его за отказ задать пресс-секретарю Трампа вопрос о версии, которую в тот момент пропагандировал телеканал Fox New. Согласно этой версии (от которой канал впоследствии отказался), Wikileaks добыла внутреннюю переписку Национального комитета Демпартии США не у российской разведки, как принято считать, а у молодого сотрудника комитета Сета Рича, убитого на вашингтонской улице в июле прошлого года при невыясненных обстоятельствах. Файнберг также утверждал, что начальство заставляло его задавать вопросы, которые создавали впечатление, что сирийский президент Башар Асад не имел отношения к применению химического оружия у себя в стране. ФБР связалось с ним после того как минюст получил письмо от другого бывшего сотрудника «Спутника», Джозефа Джона Фионды, с рассказом об аналогичных эпизодах его работы в российском агентстве и призывом расследовать, не нарушило ли оно закон о регистрации.
Фионда сообщил минюсту, что с 5 сентября по 19 октября 2015 года он работал в RIA Global LLC, смежной структуре «Спутника», и нашел, что «Спутник» ведет «информационную войну» в области освещения участия России в сирийском конфликте. Фионда заявил, что агентство ложно изображало «террористов» «Исламского государства» главной мишенью России, тогда как на самом деле она бомбила повстанцев, борющихся против Асада. Фионда также поведал Yahoo, что 15 августа отправил в минюст пакет с документами «Спутника».
По его словам, последней каплей было полученное от начальства 19 октября 2015 года задание связаться с хакером, который повесил в «Твиттере» частные имейлы, похищенные у тогдашнего директора ЦРУ Джона Бреннана, и получить у него другие имейлы Бреннана.
Как написал Фионда в минюст, «я отказался, поскольку считал, что меня склоняют к шпионажу». По его словам, в ответ Гавашели выгнал его из своего кабинета и уволил. Гавашели говорит, что это неправда и что Фионду рассчитали, поскольку он соврал, что его отец болен и под этим предлогом прогулял. «Если вы открываете офис в Вашингтоне по поручению иностранного правительства и посвящаете себя изменению американского общественного мнения в интересах внешней политики этой страны, то вы, скорее всего, — пропагандистский орган», — резюмирует Грег Уолтерс на либеральном сайте Vice. Как пишет журнал «Ньюсуик», США – это не единственная страна, в которой «Спутник» обвиняли в попытках повлиять на результат голосования. Стоя в мае рядом с Владимиром Путиным, французский президент Франсуа Макрон назвал «Спутник» и RT «агентами влияния и пропагандистами», которые пытались очернить его в ходе предвыборной кампании и «вели себя не как СМИ».
Другой пример приводит Уолтерс из Vice: в феврале, пишет он, представитель НАТО назвал «Спутник» «частью пропагандистской машины Кремля». «Мы – журналисты, — возразил в прошлый понедельник Гавашели. – И у нас работают в основном американцы».
Файнберг, родившийся в Вашингтоне, по-прежнему ходит на брифинги в Белый дом, но теперь уже не от «Спутника», а от новостного сайта BroadbandBreakfast. Я рад, что он трудоустроен и работает теперь для своих.
«Спутник» тоже процветает. Он прибрал к рукам вашингтонскую радиостанцию, которая раньше передавала в диапазоне FM патриотическую музыку блю-грасс, и ведет с нее путинскую пропаганду.
Вот опять «наши» поспевают везде. Натура, что ли такая.
А с пропагандонами нечего церемониться, применяя демократический принцип свободы слова. Когда их хозяева приходят с помощью пропаганды к власти, они немедленно забывают об этом принципе, чуждом социалистической демократии, равно как и националсоциалистической, равно как и «суверенной».