Почему все не так? Вроде всё как всегда:
То же небо — опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.
Владимир Высоцкий
Никогда не думал, что придется писать в день похорон моего двоюродного брата, который был младше меня на 20 лет. Мы особенно сблизились за время его болезни. Несмотря на то, что он жил в Германии, а я в Израиле. Хоронят его сегодня в Вене. Я по состоянию здоровья поехать туда не могу. Как же произошло это наше особенное сближение последние два года?
Четыре года тому назад я написал книгу «Песня моря». Пришёл к своему раввину, спросил, есть ли смысл её издавать. Книги не продаются, да и я совсем не люблю этим заниматься. Рав ответил: «А если ты издашь книгу и кому-то подаришь, кому-либо это может как-то помочь?» — «Да, уверен!» — «Но вот видишь, ты сам ответил на свой вопрос». Я издал пятую книгу, она практически не продавалась. Но главное, я подарил один экземпляр маме. Мой двоюродный брат Саша Лигерман был врачом. Три года тому назад он гостил в гостях в Тбилиси у моей мамы. Прочитал рассказ из моей книги «Жизнь взаймы». Там я описывал, как лет 10 тому назад биопсия показала у меня онкологическое заболевание. Узнав об этом, мой раввин заплакал. И в итоге клиника не подтвердила результаты биопсии. Болезнь исчезла.
Саша запомнил этот рассказ. Два года тому назад он неделю разыскивал меня по телефону в Тбилиси. Он сказал мне, что у него рак желудка и попросил, чтобы я получил у своего раввина благословение на его выздоровление. Я это сделал. Потом вызвался вести новый урок на сайте Бреслав, отказавшись перед своим раввином от небесной награды на него. Я просил Небеса, чтобы эта награда пошла в заслугу сашиного здоровья.
Ему сделали операцию. Он был очень оптимистично настроен. Но через год у него обнаружили метастазы. Периодически он впадал в отчаяние и я, к счастью, мог его успокаивать. Год тому назад мне сказали, что врачи ему дают всего месяц жизни. Я опять позвонил раввину, попросил браху для Саши и сообщил Саше об этом. На следующий день он преобразившимся голосом сказал, что мой раввин и правда кудесник. Отменили рейс на Вену, которым он собирался лететь, хотя очень не хотел из-за плохого самочувствия. Саша был уверен, что это сделала браха моего раввина.
Услышав его голос, моя супруга сказала: «Мы летом приедем к тебе в гости». Она хотела его так морально поддержать. Я тоже не мог отказываться, проконсультировавшись с раввином. Только поставил условие – пусть купят новую посуду, окунут её в микву и пусть будет кошерная еда.
До последнего дня я не знал, сможем ли мы поехать из Праги в Штутгард, застанем ли Сашу в живых. Мы приехали, сразу поехали в больницу. Я ужаснулся его виду, но виду не показал. В общем, дальше мне трудно писать. 10 сентября он скончался.
8 сентября он мне позвонил, пожелал хорошего Шаббата и спросил, что говорят врачи по поводу моей операции на глазах. Откуда у него взялись силы в последние минуты думать обо мне?
Недавно я написал рассказ «Скажи смерти нет», имел в виду Сашу. И что же сейчас? «Гвардия погибает, но не сдается»? Я теперь хочу сказать повторно: смерти нет. И выпущу книгу с аналогичным названием. Надеюсь, благословение рава продолжает действовать. И книга для возвышения души Александра бен Леи будет издана с Б-жьей помощью, и кому-то это поможет. И мы ещё встретимся!!! Обязательно встретимся!
«Ведь мы в ответе за тех, кого приручили»!