В последнее время так называемое «Досье Трампа», которое иногда называют также «Русским досье», снова замелькало в американских СМИ, равно и как заказавшая его вашингтонская фирма Fusion GPS.
Фирма существует с 2011 года, когда ее основали три бывших корреспондента газеты «Уолл-стрит джорнэл», но она прогремела сравнительно недавно. Как говорится в ее рекламе, фирма занимается «коммерческими исследованиями и сбором стратегических разведданных» для компаний, адвокатских контор и инвесторов. Один из важнейших ее промыслов — это так называемый opposition (или сокращенно oppo) research, то есть сбор компромата на политических противников заказчика. В огни рампы Fusion GPS попала в прошлом году, когда выяснилось, что она заказала бывшему сотруднику британской разведки MI-6 Кристоферу Стилу собрать компромат на Дональда Трампа.
В начале 1990-х Стил проработал почти три года в московской резидентуре MI-6, а затем несколько лет возглавлял русский отдел британской разведслужбы. Он завел в России широкий круг знакомств, которые помогали ему выполнить заказ, полученный фирмой Fusion GPS в сентябре 2015 года от не установленного пока лица.
Долгое время было принято считать, что фирма, известная своими связями с Демократической партией, в данном случае получила заказ собрать компромат на Трампа от какого-то богатого республиканца, который был в ужасе от такого кандидата в президенты и поставил себе целью его утопить. Согласно этой версии, в середине июля прошлого года, когда выяснилось, что избранником республиканцев таки сделается Трамп, этот заказчик охладел к своему проекту. Но тот не остался сиротой, потому что эстафету приняли демократы, которые финансировали его дальше.
В последнее время некоторые задались вопросом: «А был ли мальчик?», и начали серьезно сомневаться в существовании республиканца, будто бы первым заказавшего сбор компромата на Трампа. Единственное, что было о нем известно из СМИ, это то, что он был крупным финансовым спонсором Республиканской партии.
Известный консервативный сайт The Daily Caller опросил целый ряд таких спонсоров, а также представителей республиканских предвыборных фондов и избирательных штабов соперников Трампа. Все отрицали причастность к финансированию трамповского досье и не могли назвать никого, кого бы они в такой причастности подозревали.
Публичным лицом Fusion GPS является Гленн Симпсон, один из трех основателей фирмы, который до этого почти 14 лет проработал в «Уолл-стрит джорнэл» и прославился своими журналистскими расследованиями, но потом предпочел уйти на более доходное поприще.
Люди, знакомые с расценками таких фирм, говорят, что Fusion GPS платила Стилу за выполнение заказа от 12 до 15 тысяч долларов в месяц плюс оплата расходов. Таинственный заказчик дискредитации Трампа, как сообщают, договорился заплатить фирме за его досье почти миллион долларов.
В конце августа Симпсон после многомесячных переговоров согласился дать показания сотрудникам юридического комитета Сената США. Комитет поначалу вызвал его повесткой, но Симпсон уперся и, в конце концов, добился ее отмены. Взамен ему разрешили выступить за закрытыми дверями и допрашивали более 10 часов.
От его адвоката Джоша Леви известно, что Симпсон наотрез отказался назвать имена тех, кто оплатил составление досье Трампа, сославшись на договор о конфиденциальности, который он заключает со своими клиентами.
Как я уже писал, сейчас попытку узнать имена плативших делают адвокаты проживающего на Кипре россиянина Алексея Губарева, который судится в Майами за клевету с американским сайтом BuzzFeed, опубликовавшим досье 10 января с.г., и в Лондоне — с составителем этого 35-страничного документа Кристофером Стилом.
Адвокаты 36-летнего бизнесмена требуют суды наказать ответчиков за имеющиеся на последней странице досье утверждения о том, что хостинговые компании Губарева якобы участвовали, по заданию ФСБ, в тайных кибероперациях против США.
Если адвокаты Губарева добьются возможности допросить Стила под присягой, они попытаются узнать имена заказчиков досье у него.
Стил представил первую из 17 частей этого документа заказчице Fusion GPS 20 июня прошлого года, а последнюю — 13 декабря. В начале августа первые две главы были показаны сотруднику ФБР в Риме. В октябре Стил поведал в анонимном интервью левому журналу Mother Jones, что, увидев его текст, ФБР «было потрясено и ужаснулось» и начало с нетерпением ждать продолжения.
31 октября бравший у Стила интервью сотрудник Mother Jones Дэвид Корн напечатал статью под заголовком «Шпион-ветеран предоставил ФБР информацию о том, что русские якобы провели операцию по обработке Дональда Трампа».
СМИ были заняты в тот момент другими сенсациями вроде продолжающегося скандала вокруг частных почтовых серверов Хиллари Клинтон и новыми уликами против бывшего нью-йоркского конгрессмена Энтони Винера, сейчас ожидающего приговора за отправку несовершеннолетней непристойных изображений, и бомба Корна прошла почти незамеченной.
Со временем текст досье с небольшими купюрами оказался в руках у многочисленных журналистов и в ряде редакций, но все они остерегались давать огласку документу, основанному на анонимных источниках и содержавшему явные ошибки (банк «Альфа» написан в нем как Alpha, хотя нужно Alfa).
Если верить версии журнала Vanity Fair, до ФБР полная версия досье дошла 9 декабря прошлого года, когда сенатор-республиканец Джон Маккейн лично вручил его копию тогдашнему директору этого ведомства Джеймсу Коми.
По словам журнала, достал ее для Маккейна бывший сотрудник госдепа Дэвид Креймер, который специально слетал за нею в Лондон. Как условлено, бывший разведчик Стил поджидал американца в аэропорту Хитрой с газетой Financial Times в руках, по которой Креймер его опознал.
Они обменялись паролями, и Стил отвез заокеанского гостя к себе в загородный дом, где проговорил с ним несколько часов и на прощание вручил ему досье, которое, как патетически выразился Vanity Fair, «могло привести к падению президента».
В досье говорится, что Москва обрабатывала Трампа на протяжении нескольких лет и имеет на него компромат для возможного шантажа. Сам он заявил, что это выдумки.
В отличие от прессы, которая обычно предваряет слова «досье Трампа» определением «дискредитированное», ФБР, очевидно, отнеслось к этому документу вполне серьезно, поскольку незадолго до инаугурации Трампа спецслужбы показали ему и Бараку Обаме двухстраничную выжимку из него. Сообщают, что досье стало отправной точкой для сотрудников ФБР, занимающихся предполагаемым сговором между трамповским штабом и Москвой.
По данным «Вашингтон пост», незадолго до ноябрьских выборов ФБР так увлеклось компроматом, который собрал на Трампа Стил, что начало с англичанином переговоры о подписании контракта на продолжение этой работы. После того как столичная газета раззвонила об этом, переговоры прекратились. СМИ продолжают отмахиваться от досье, хотя Рэйчел Меддоу, самая популярная ведущая прогрессивного телеканала MSNBC, на днях заявила, что оно с каждым днем выглядит все достовернее.
Возглавляемый сенатором Грэссли комитет провел слушания по вопросу о соблюдении закона, который требует, чтобы лица, работающие в США на иностранные правительства, зарегистрировались в минюсте в качестве «иностранных агентов». В центре внимания была Fusion GPS.
Главным свидетелем был британский бизнесмен Уильям Браудер, у которого эта фирма давно вызывает сомнения.
Предполагалось, что вместе с ним выступят и ее основатель Симпсон, и бывший глава трамповского штаба Пол Манафорт, но в конечном итоге сенаторам пришлось обойтись без них.
Браудер заранее представил комитету текст своего выступления, из которого явствует, что он считает Fusion GPS иностранным, а именно российским агентом, ведущим в Вашингтоне кампанию против Закона Магнитского по заданию Москвы.
Это закон, предусматривающий санкции против российских чиновников, нарушивших права человека, и прежде всего против гонителей аудитора Сергея Магнитского, который работал в Москве по заданию Браудера и скончался в 2009 году в «Матросской тишине» при невыясненных обстоятельствах. Закон был принят в Сенате США 92 голосами против 4 и в палате представителей — 364 против 43.
Президент Обама подписал его 14 мая 2012 года.
Как заявил Браудер на слушаниях, «российское правительство употребило все имеющиеся у него средства и возможности на попытки добиться отмены Закона Магнитского. Одна из самых шокирующих попыток имела место весной и летом прошлого года, когда группа русских повела в Вашингтоне кампанию, пытаясь добиться отмены Закона Магнитского путем изменения версии того, что произошло с Сергеем. По их версии, Сергей не был убит и не был разоблачителем, а Закон Магнитского был основан на ложных посылках».
По словам Браудера, эта кампания также ставила себе целью изъять имя Магнитского из названия глобального закона, названного в его честь, но успеха не имела.
Среди членов указанной «группы русских» Браудер назвал Петра и Дениса Кацывов, их московского адвоката Наталью Весельницкую и нескольких американских лоббистов, выделив среди них Рината Ахметшина.
Как заявил сенаторам Браудер, Весельницкая руководила лоббированием за отмену Закона Магнитского и «наняла ряд лоббистов, сотрудников пиар-компаний, адвокатов и следователей, которые помогали ей в работе».
Ее первым шагом было создание НГО, которая официально занимается борьбой за отмену запрета на усыновление американцами российских сирот, «хотя бысто выяснилось, что единственной его целью была отмена Закона Магнитского». НГО называлась Human Rights Accountability Global Initiative Foundation (HRAGI), имела двух сотрудников и была зарегистрирована в Делавэре 18 февраля 2016 года.
В данный момент она больше не функционирует.
HRAGI наняла Ахметшина, который руководил его усилиями по отмене Закона. По словам Браудера, Весельницкая воспользовалась услугами адвокатской конторы Baker&Hostetler и ее ведущего юриста Марка Симрота, которые защищали в манхэттенском федеральном суде Дениса Кацыва. Его компании обвинялись в отмывании части денег, похищенных у российской казны в ходе разоблаченной Магнитским аферы.
Кроме того, заявил Браудер сенаторам, Baker&Hostetler лоббировала по заданию Весельницкой в Конгрессе за изъятие имени Магнитского из названия глобального закона. Адвокат Симрот поддерживал связь с сотрудником аппарата палаты представителей Полом Берендсом, который слыл апологетом Москвы и был уволен летом из Конгресса.
Весельницкая, как показал Браудер, наняла через Baker&Hostetler Гленна Симпсона из Fusion GPS «для того, чтобы вести кампанию по очернению меня и Сергея Магнитского в преддверии слушаний в Конгрессе по Глобальному закону Магнитского. Он связался с рядом крупных газет и других изданий и распространял ложную информацию о том, что Сергей Магнитский не был убит и не являлся разоблачителем, а был вместо этого преступником».
«Другой бывший корреспондент Wall Street Journal, Крис Купер, из организации Potomac Group, — продолжал Браудер, — был нанят для того, чтобы организовать в Вашингтоне просмотр фейкового документального фильма о Сергее Магнитском и обо мне. Это был один из лучших образчиков путинской пропаганды».
Организаторы кампании за отмену Закона Магнитского наняли Ховарда Швейцера из фирмы Cozzen O’Connor Public Strategies и бывшего конгрессмена-демократа Рона Делламса, которые обрабатывали членов Конгресса США.
В заключение Браудер заметил, что, занимаясь всем этим в Вашингтоне, организаторы кампании ни разу не объявили, что они преследуют интересы российского правительства и не зарегистрировались в качестве иностранных агентов.
Адвокат Fusion GPS парирует, что фирма была нанята не Москвой, а известной американской конторой Baker&Hostetler и регистрироваться в минюсте поэтому не обязана.