Игорь Черниховский
Советский Союз не собирался отказываться от своих планов. Слишком много сил и средств было вложено в Кубу, слишком много усилий затрачено на то, чтобы переориентировать очередную латиноамериканскую диктатуру влево, а самого диктатора превратить в коммуниста. А ведь ещё в 59-м, вскоре после прихода к власти, Кастро побывал с визитом в США, где он яростно критиковал Советский Союз и коммунистов. Надо думать, советские эмиссары, после этого зачастившие на Кубу, ели свой хлеб не зря. Во всяком случае, они сумели заинтересовать Фиделя именно в советской «помощи».
Какова была эта «помощь» и во что превратил Кастро одну из самых процветающих стран Латинской Америки, можно не рассказывать. Так, мелкая деталь. Служившие на Кубе в 70-е рассказывали, что родители продавали русским солдатам своих дочерей за ведро картошки. В общем, зажили кубинцы при Кастро с коммунистами…
Но речь сейчас не о том. Одним из пунктов соглашения с СССР и было размещение ракет средней дальности, способных достичь территории США. Советы на тот момент сильно отставали от американцев по межконтинентальным ракетам, поэтому Куба, ракетные комплексы на острове были решением проблемы. А потому, начиная с лета 62-го, туда стали тысячами прибывать советские «специалисты» и «студенты», удивляя местное население выправкой и привычкой передвигаться строем.
Тогда, в сентябре 62-го, в ответ на предупреждение Кеннеди, Хрущёв заявил, что непосредственная интервенция США против Кубы приведет к глобальному конфликту. Собственно говоря, именно с этого обмена заявлениями конфронтация и пошла по нарастающей. США ввели морскую блокаду Кубы. Советский Союз, в свою очередь, привёл свои войска, а также, войска стран Варшавского Договора в повышенную боевую готовность. Были отменены все увольнительные, отложена демобилизация отслуживших свой срок срочников. Кастро получил от Хрущёва ободряющее письмо, где говорилось о непоколебимости позиции СССР.
В ответ на введение блокады, Хрущёв выступил с заявлением, назвав её «актом агрессии, толкающим человечество к пучине мировой ракетно-ядерной войны». Просто поразительно, насколько неизменной остаётся их риторика, несмотря на смену правителей и режимов.
В том же заявлении Хрущёв предупредил Кеннеди, что капитаны советских судов не станут выполнять распоряжения американцев по соблюдению блокады, и что «если США не прекратят своих пиратских действий, правительство СССР примет любые меры для обеспечения безопасности судов».
После этого последовало ещё много событий, казалось бы, неминуемо толкавших мир к большой войне. Стороны обменивались всё более угрожающими нотами. В субботу, 27 октября, был сбит над островом американский самолёт U2. Пилот майор Рудольф Андерсон погиб.
Тем не менее, именно американская сторона пыталась приложить все усилия для преодоления кризиса, постоянно проводя секретные переговоры с советскими представителями, прежде всего, через русского посла в Вашингтоне Добрынина.
При этом, стоит подчеркнуть, позиция США была абсолютно однозначной — советские ракеты с Кубы должны быть убраны, это не подлежало никаким обсуждениям. И именно эта однозначная позиция, эта стойкость, нежелание прогибаться перед бандитами и уголовниками сыграла свою роль в преодолении кризиса.
Хрущёв был вынужден пойти на попятный. В этой игре нервов, первыми сдались русские. Да, была попытка сохранить лицо, и, как бы, в качестве ответной меры, американцы согласились убрать свои ракеты, большей частью устаревшие, из Турции.
Но в целом, столь тщательно разработанный советский план с треском и позором провалился. Провалился, ещё раз повторю, именно потому, что западный мир тогда, 55 лет назад, не поддался шантажу и проявил твёрдость. Пожалуй, единственный раз после Второй Мировой войны политики отказались от тактики умиротворения агрессора, более того, можно с уверенностью сказать, они остановили дальнейшее продвижение коммунизма на американском континенте.
Это урок сегодняшним политикам, урок, как и следовало ожидать, невыученный, ибо спустя годы всё повторяется снова. Очередной, охреневший от безнаказанности российский фюрер, наплевав на все международные нормы, оккупирует часть суверенного государства, угрожает миру в Европе.
Цивилизованный мир, нет, нельзя сказать, чтобы вообще, молчал, но пытается отделаться санкциями, не прерывая отношений с агрессором, вновь проводя ту самую политику умиротворения. Уже 3 года Запад не может решиться на поставку Украине летального оружия, не говоря уже о том, что страна-агрессор до сих пор не находится в полной международной блокаде.
Да, западные политики, в отличие от русских, зависят от избирателей, а последним хочется, чтобы было мирно и тихо. Но на то они и политики, чтобы понимать, что нельзя откладывать решение проблемы, вскрытие нарыва до бесконечности. Рано или поздно он лопнет сам, и тогда, уж простите за неаппетитное сравнение, забрызганными гноем окажутся многие, если не все.
То же самое происходит сейчас и с Северной Кореей. Если раньше, похоже, её ядерный шантаж был средством выкачивания денег из мирового сообщества, то сейчас у Кима действительно сорвало крышу. И это тот случай, когда убеждать бессмысленно. Так же бессмысленно, как и затягивать окончательное решение северокорейского вопроса, которое, по всему выходит, может быть только военным.
Любая попытка доказать обратное — увы, самообман. В этом смысле Путин прав, сказав намедни, что северокорейцы будут скорее есть траву, чем откажутся от своей ядерной программы. Что весьма характерно, однако, сказано это было по поводу ненужности и бесполезности санкций. Россия в очередной раз вступается за своих друзей. Простите за банальность, но скажи мне, кто твой друг…
Мир снова, в который раз, наступает на те же грабли. Снова уговаривает, прежде всего, сам себя, что любую ситуацию можно разрулить мирным путём. Пожалуй, можно, в отдельных случаях. Если проявить должную твёрдость и показать, что уступок не будет. Да, если надо, послать пару авианосцев, в подтверждение. Да может, ещё и пальнуть, разок-другой. И конечно, учить уроки недавнего прошлого. Карибского кризиса, в частности. Тогда, может быть, и пришло бы понимание того, как говорить и как себя вести с зарвавшимися подонками, не важно, как их звать — Никита, Вова или Ким. Учите уроки. Умиротворение агрессора — последнее дело, путь в никуда.
Авторский блог
Сентябрь 2017
Жаль, когда в целом добротный текст испачкан помарками. Цитаты из текста автора: » …территория Соединённых Штатов оказывалась в зоне досягаемости советских ракет, которые Хрущёв СОБИРАЛСЯ РАЗМЕСТИТЬ(выделено комментатором) …». Следующая цитата: «…позиция США была абсолютно однозначной — советские ракеты с Кубы ДОЛЖНЫ БЫТЬ УБРАНЫ(выделено комментатором…». Вопрос автору: КАК ВСЁ ТАКИ БЫЛО ? «собирались разместить» или уже были размещены и поэтому «должны быть убраны». Если совсем немного погуглить яснее ясного — советские ракеты уже были на Кубе и поэтому должны быть убраны. Это не текстологический спор. Заставить советского агрессора убрать уже размещённые ракеты из района непосредственной угрозы для США было гораздо сложнее чем просто заставить сэсэсэрию отказаться от своих планов. Точно также как сегодня для Израиля сегодня жизненно важно знать реальное положение на границах с Сирией и Ливаном. Есть там УЖЕ части хизболлы и «стражей революции» Ирана или есть только планы разместить эти части в ближайшем будущем. О ЧЁМ ДОГОВОРИЛИСЬ КРЕМЛЁВСКИЕ С ВОЕННЫМИ США ?!