Недавно в Ростове-на-Дону прошла акция «Марш живых», посвященная памяти трагедии в Змиёвской балке. Семьдесят пять лет назад, в августе 1942 года, нацисты и их пособники уничтожили здесь всё еврейское население города. Участники марша повторили часть маршрута, по которому гитлеровцы вели на расстрел ростовчан — в основном евреев, подлежавших уничтожению только из-за своей национальности. Те, кто присоединился к шествию, надели черные нарукавные повязки с желтой шестиконечной звездой…
Этот рассказ, к великому сожалению, кажется обычным. Ведь если заменить Ростов-на-Дону на любой другой город Европы, оккупированный фашистами, то и там можно было бы провести “Марш живых”.
Впрочем, с мемориалом в Ростове-на-Дону связана история, которая может вызвать воспоминания советских лет.
В 2004 году в Змиёвской балке была установлена мемориальная доска с надписью: «11-12 августа 1942 года здесь были уничтожены нацистами более 27 тысяч евреев. Это самый крупный в России мемориал Холокоста».
В ноябре 2011 года в обход всех согласовательных процедур эта доска была демонтирована, а вместо нее появилась другая, где не упоминалось ни о Холокосте, ни о национальности погибших. По сути, впервые в новейшей истории России мемориальная надпись, посвященная жертвам Холокоста, была официально заменена на стандартный для времен СССР текст о «мирных советских гражданах». После трех лет упорной борьбы и судебных разбирательств, в августе 2012 года был проведен «Марш живых» с участием президента Российского еврейского конгресса Юрия Каннера. И в апреле 2014 года власти приняли компромиссное решение: была установлена новая, уже третья по счету, мемориальная доска, где говорится, что это “крупнейшее на территории России место массового уничтожения нацистами евреев в годы Великой Отечественной войны”.
Я обратился к президенту Российского еврейского конгресса Юрию Исааковичу Каннеру с просьбой рассказать о трех мемориальных досках.
— Почему в 2012 году власти убрали упоминание о евреях с мемориальной доски? Было ли это решение проявлением антисемитизма?
— Нужно отметить, что в тексте установленной в 2004 году властями Ростова-на-Дону мемориальной доски была допущена ошибка. Не все 27 тысяч убитых были евреями. Первыми жертвами стали советские военнопленные, которые и рыли эти могилы, там были похоронены и подпольщики, и партизаны. Однако вообще не упоминать евреев тоже нельзя, ведь они составляли большинство жертв. Согласно акту Чрезвычайной государственной комиссии, из 27 тысяч жертв 15 — 18 тысяч были евреями. Это крупнейшее место казни жертв Холокоста в России. Мы рады что, в конце концов, было принято справедливое решение, и в “Марше живых” принимали участие губернатор Ростовской области Василий Голубев, заместитель главы Федерального агентства по делам национальностей России Андрей Меженько, президент фонда «Холокост» Алла Гербер и посол Израиля Гарри Корен. Я хочу также отметить, что, несмотря на огромное число жертв, об этой трагедии знают относительно немного людей. Это связано с исторической традицией СССР: в качестве главного символа зверств фашизма был выбран Бабий Яр в Украине, где убили порядка 200 тыс. человек. Весь Советский Союз знал, что самое большое захоронение жертв войны — это Бабий Яр. Однако Змиёвская балка — самое крупное захоронение убитых и, в частности евреев, на территории России. Я надеюсь, что это место со временем попадет в учебники и станет «российским Бабьим Яром».
— Есть ли антисемитизм в современной России?
— Антисемитизм существует повсюду. Однако в России наблюдается сравнительно низкий уровень антисемитизма. Согласно исследованию, проведенному Антидиффамационной Лигой, антисемитские предубеждения имеют 26% взрослого населения Земли. В России антисемитов 30%. Среди стран СНГ лидирует Армения – 58%. За ней следуют Украина и Беларусь – 38%, Азербайджан – 37%, Казахстан и Грузия – 32%, Молдова – 30%. В Эстонии – 22%, Латвии – 28%, Литве – 36%. В Европе лидирует Греция, где в своей неприязни к евреям признались более 2/3 опрошенных. Любопытна разница между Польшей – 45%, и Чехией – 13%. В Великобритании лишь 8%, в США – 9% антисемитов.
— Возвращаюсь к монументам жертв Холокоста. Я впервые заочно познакомился с вами, когда около десяти лет назад просмотрел ваше интервью корреспонденту “Голоса Америки”, посвященное этой теме.
— Я стремился вернуть достоинство убитым, и это привело меня к общественной деятельности. Родился я в Каменном Броде, в Украине. В нашем местечке был каменный карьер, где фашисты расстреляли евреев и среди них было много наших близких. Помню, что, когда мне было шесть лет, мой прадед пошел в магазин и вернулся домой с полной сумкой… человеческих костей. В тот день взорвали брод, чтобы начать добывать камень, тогда и разлетелись кости. Многие евреи побежали туда, чтобы собрать останки и оказать уважение погибшим. Тогда власти установили там монумент с надписью: “В память погибших советских граждан”. Когда в 2005 году прошли международные мероприятия мемориала в Освенциме, я сказал себе, что нужно также установить монументы евреям, которые лежат на окраинах многих городов и сел стран СНГ. С этой инициативой я и пришел в Российский еврейский конгресс.
— А уже в 2009 году вы были избраны президентом Российского еврейского конгресса. Что ж, это пример того, как забота о могилах погибших и памяти прошлого вдохновляет предпринять усилия во имя будущего.
Хочу поблагодарить вас за интервью, надеюсь, что вы будете частым гостем нашей газеты.
Беседовал Лев Кацин