Оранжевое лето — 2005
Иегуда ЕРУШАЛМИ
Он-победитель, он — герой!
Он снова спас свой край родной.
И вновь из каждого двора
Ему доносится «Ура!»
И вновь веселый Петроград
Ему подносит шоколад…К.Чуковский
Но, как говаривал мой тесть (да будет благословенна его память!): «Их об ништ кен коэх шраен УРА!». Особенно, если из всех окон, из всех дверей, из всех подворотен доносятся бодрые голоса наемных пиар-работников, радостно рапортующих об успешном и досрочном завершении первого этапа кампании по ликвидации поселенчества как класса. И я далеко не одинок.
На сайте MIGnews.com завершилось интерактивное голосование по вопросу «Если выборы состоятся сейчас, кого бы вы хотели видеть на посту главы правительства Израиля?» и проходит голосование по теме «Каким будет главный результат «размежевания» для Израиля?»
На мой взгляд, опросы этого сайта достаточно адэкватно отражают мнения русскоязычных израильтян.
На первый вопрос откликнулись 5107 респондентов и результаты таковы:
Шарон — 24%
Нетаниягу — 18%
Перес — 1%
Либерман — 35%
Не вижу достойных кандидатов — 19%
Этот результат можно квалифицировать таким образом, что респондентов, поддерживающих нынешних руководителей (Шарон+Перес), и, соответственно, их политику, почти втрое меньше, чем недовольных ею.
По второму вопросу уже проголосовали 3573 респондентов. Распределение мнения таково:
Безопасность и мир — 5% Новая интифада — 50% Раскол в обществе -12% Шанс на выживание -10% Поддержка в мире — 8% Досрочные выборы — 13%
Меня несколько удивляют вопросы. Почему их 6? Ведь они непротиворечиво группируются на «положительные результаты» (1, 4, 5) и «отрицательные» (2, 3, 6). К сожалению, МИГовская «голосовалка» блокирует повторные волеизъявления, и не позволяет человеку с определенными взглядами проголосовать и за 1, и за 5. Или, наоборот, и за 2, и за 3?
Потому, сгруппировав ответы по признаку «результат положительный», получаю 23%, и «результат отрицательный» — 75%, то есть, с учетом статистических ошибок, близкий к предыдущему.
Общаясь с живыми, а не виртуальными израильтянами, беру на себя смелость предположить, что в первом приближении можно распространить это соотношение мнений и оценок (трое недовольных нынешней политикой на одного довольного) и на уроженцев Страны (за исключением, безусловно, специфически олимского предпочтения Либермана Нетаньягу, который бы занял его нишу в мнениях ватиков).
Прошу извинить меня за обращение к такой скучнющей вещи как статистика, но когда я уже вторую неделю подряд слышу перманентно раздающийся всемирный хор, воспевающий супермена и героя по имени Шарон, когда вбрасываются, безусловно, чисто сюиминутные пиаровские идеи заменить ему тюрьму Гаагского суда сумой, набитой нобелевскими еврами (причем, даже без связки с Пересом!), я задаю себе вопрос — почему нашу судьбу берется решать некая «мировая общественность», награждающая нобелевками мира ренегатов, разрушителей и безумцев, а не мы сами, израильтяне?
Я еще могу понять радостный вой «умеренных» арабов — Шарон с позором покидает поле битвы, где вполне уже маячила необходимая для их (пусть — временного) укрощения, силовая победа.
Я могу понять лицемерие американцев — мы от них сильно зависим, а там — и так своих хлопот полон рот, и наши проблемы — для них, в тактическом плане нередко — помеха. И кто может думать
о стратегии в стране, где любому правителю дают на все — про все четыре, максимум, восемь лет, половина из которых убивается в предвыборной трепотне?
Я могу понять удовлетворение европейцев. Шарон заиграл по их нотам, и они вообразили, что им теперь, глядишь, меньше станет доставаться от ислама, незаметно оккупировавшего Европу. Почти полвека назад Шарль Де Голль, совершивший «великий перелом по-французски», утверждал, что если Франция не уйдет из Алжира, то Алжир прийдет во Францию.
И что? Сегодня не только Алжир, но и весь Всемирный Халифат пришел во Францию и заправляет в ней. Это я вспомнил в связи с теми славословиями в адрес Шарона, где сравнивают мудрость его с мудростью с Де Голля…
Я могу понять злорадство русских — их проарабская, юдофобская и антиизраильская политика то прикрытая маской, на которой грубо намалевана лицемерная улыбочка, а то просто рычащая и демонстрирующая свои клыки, практически не менялась со сталинских времен.
Вот чей восторг не могу понять — это восторг евреев. Причем, даже не того меньшинства евреев-израильтян (четверти, от силы, трети), того меньшинства, которое принудило Шарона противозаконно перейти к политике бегства под огнем и ликвидации поселенчества как класса. Будучи против них, их идеологий, их принципов, их действий, нынешние противоречия, противостояние и даже столкновения я воспринимаю как наше внутреннее дело. Ведь в конце концов, речь идет о нашей общей Земле, где они — такие же граждане, как и я, а я — как они.
Но я не могу никак понять евреев галута, поведение которых в одной давней статье сравнивал с поведением испанской пьяни, восседающей на трибунах корриды и оттуда испанским матом поучающей матадора. И шароновское размежевание стало в некотором смысле индикатором, моментом истины, показавшим «кто есть кто», не только у нас, но и в галуте. Вот несколько примеров из близкой мне русскоязычной пиар-среды.
Программа «Особое мнение» на RTVi. По средам — обычный гость — «исконный» российский ультрапатриот Александр Проханов. По четвергам — российский гражданин и «вольнодумный» патриот Леонид Радзиховский. Оба с прекрасно подвешенными языками, особенно, на письме. Первый не скрывает своей юдофобии и антиизраилизма, второй не увиливает от своего еврейства и, вроде бы, даже настроен произральски.
Реакция Проханова на наши дела: ХАМАС — национально-освободительное движение, и Россия должна его поддерживать. Шарон — убийца и преступник, но шароновское «размежевание» — дело хорошее, и оно должно стать началом процесса освобождения всех палестинских земель от израильской оккупации. (Неделю спустя, правда, пожалел волк кобылу: То, как Шарон проводит рамежевание — ужасно. Нам не безразличны судьбы наших бывших соотечественников. Мы должны сказать им — приезжайте, поселим вас где-нибудь в Чечне…)
Реакция Радзиховского: ХАМАС — террористическая организация, на Шарона возведен кровавый навет, но он героически пошел наперекор обществу и двинул мирный процесс. Шароновское «размежевание» — дело хорошее, и оно должно стать началом процесса освобождения всех палестинских земель от израильской оккупации, что позволит Израилю стать по-настоящему демократическим государством.
Вы заметили существенную разницу? Да? А я — нет. Ведь, в общем-то, и мне, и ХАМАСу и Шарону глубоко начхать, что думают о них граждане далекой России А.Проханов и Л.Радзиховский, а вот одинаковое отношение упомянутых россиян к «размежеванию» меня — еврея и израильтянина очень даже задевает. Причем, не прохановское, к нему у меня нет претензий — он рассуждает как нормальный русский человек, апологет самодержавия (не важно, какого), православия и народности (подразумевающей 100% русификацию населения России).
Меня возмущает мой соплеменник, однозначно позиционирующий себя российским гражданином, и, как мне довелось наблюдать, искренне живущий проблемами своей страны, но в то же время берущий на себя смелость безаппеляционно оценивать суть и качество процессов происходящих в моей стране. Я полагаю, что его провоцируют на это некоторые невменяемые совки-маразматики, проживающие телом в Израиле, а душой в СССР и заваливающие российское телевидение вопросами об оценке внутриизраильской политики. Радзиховский, видимо, как воспитанный человек, вынужден им отвечать. А сказать просто: «Знаете уважаемый, я гражданин другой страны и не берусь судить ваши внутренние дела!» — как-то, видимо духу не хватает…
И это еще, на мой взгляд, из лучших!
А ведь есть, например, Е.Сатановский, Президент московского института Ближнего Востока. Когда-то название института было подлиннее, потом подсократили, дабы слово «Израиль» не мозолило глаза спонсорам. По-моему, надо продолжить сокращение титула, чтобы стал Сатановский просто Президентом Ближнего Востока, тогда, глядишь, и мир здесь наступит, специалист ведь большой весьма, похоже, школы фундаментальной, академической, примаковской… И хотя, не дождавшись пересовского слияния всех стран региона в экстазе, Израиль как специфический элемент Ближнего Востока уже успел выпасть из названия сатановского института, господин Президент последнее время во-всю спамит израильскую русскоязычную прессу своими махрово пропутинскими и эсхатологическими по отношению к судьбе Израиля опусами. А если говорить попросту, выполняет поставленную Путиным задачу удерживать так называемых «сограждан» в русском информационном поле. Причем, сознательно или нет, Сатановский пытается убедить читателя-израильтянина, что тот, прожив в стране пять, а то и 10-15 лет — все тот же совок четвертьвековой давности, не заметивший и не переживший краха СССР, стресса алии и абсорбции, что он не втянулся худо-бедно в жизнь Страны, и в ее проблемы, а так и остался чужаком-маргиналом.
Тоскливым, примитивным языком (где ему до Радзиховского или Проханова) он уговаривает нас, что иудаизм — это прежде всего — мракобесие, что Израиль — страна, где властвуют мракобесы-ортодоксы, причем кого специалист сей высокоэрудированный имеет в виду, из нашего мракобесного далека не понять. Я не любитель цитирования, но все же приведу пример из последнего сатановского сериала «В поисках другого глобуса» («Вести». 18.08.05):
«…активность палестинских шахидов вынудила молодых израильских ультраортодоксов поддержать государство, которое они и их отцы отказывались признавать на протяжении десятилетий».
О ком речь? Сефардские ультраортодоксы (ШАС) позиции не изменили, они и до того были государственниками. Те из ашкеназийских ультраортодоксов, что сотрудничали с государством, хотя бы для того, чтобы быть поближе к распределительному крану, тоже позиции не изменили. Те же, кто не признавал Государство Израиль и братался с Арафатом (маленькая секта «Нетурей Карта»), так и продолжают ездить в Рамаллу на радость пиарщикам…
Похоже, еврей Сатановский, не находя себе точки на глобусе, где бы он смог обрести душевное равновесие между еврейскими генами и юдофобским воспитанием, изливает свои страхи и навязанную идиосинкразию ко всему еврейскому на нашу Страну. И опять вопрос — а по какому праву?
Уж если так тяжко тебе быть евреем, и хочется быть просто русским, то, может, следует пойти по модели, предложенной Александром Мелиховым, евреем «по отцу».
Прежде, чем перейти к предложеню Мелихова, сразу уточню, что лично мне средневековое галахическое определение еврейства по матери, имевшее в свое время ценное практическое значение для выживания нашего народа, представляется сегодня архаичным и даже реакционным. Но, пока что, именно оно юридически принято в Израиле. C’ est la vie!
А. Мелихов, вольно или невольно отобразивший в своей статье «Мы рождены дополнять, украшать и усиливать друг друга» («Новое время» 07.08.05) тяжкое ощущение бремени еврейства в путинской России, но в отличие от Сатановского, не блуждающий в космических далях, надеется найти успокоительную нишу на планете Земля.
Опять, вопреки привычкам, приведу длинноватую цитату из статьи А. Мелихова, тем более, что как писатель и мыслитель он мне намного интереснее Е. Сатановского, да и антисионистский настрой статьи его, очевидно, вызван шароновским «размежеванием»:
«Израильские патриоты-упростители, претендующие на роль некоего ядра еврейского народа, требуют: «Катитесь в наш Израиль и станьте такими, как мы». Но что это, простите, за ядро еврейского народа, которое и создано, и в значительной мере поныне выживает благодаря поддержке евреев диаспоры, «галута»? Ядро, которое при всех своих подвигах и свершениях тем не менее далеко не так авторитетно в мировой науке, культуре и даже политике, как «периферия»? Без поддержки которой ,повторяю, оно, возможно, просто даже и не выстоит. Так дальновидно ли сосредоточивать все ресурсы в этом самом «ядре»?
Тьфу-тьфу-тьфу, но даже ближайшие десятилетия, не про нас будь сказано, вполне могут показать, что это было роковой ошибкой — возрождать еврейское государство у самого кратера закипающей исламской грезы.
Упаси, конечно, бог, но в этом случае диаспора может снова сделаться «ядром», а нынешнему «ядру» понадобятся плацдармы в «гойском» мире для очередного бегства или, выражаясь деликатнее, эвакуации — о чем, как ни хочется гнать от себя эту мысль, необходимо подумать заранее. Ужасно неприятно думать и о том, что гуманный Запад, как и при Гитлере, по разным причинам, возможно, снова окажется не готов принять разом такую еврейскую ораву, не исключено, что он снова введет умеренные и аккуратные квоты — в год по чайной ложке.
Не хочется разжигать старые обиды, но все же по большим праздникам имеет смысл перечитывать про себя выступление тогда еще будущего первого президента Израиля Хаима Вейцмана на нью-йоркском митинге в день солидарности всех трудящихся 1 мая 1943 года:
когда историк в будущем соберет мрачные хроники наших дней, то две вещи покажутся ему невероятными — во-первых, само преступление, а во-вторых, реакция мира на это преступление; его озадачит апатия всего цивилизованного мира перед лицом этого чудовищного, систематического истребления людей.
Удивляться тут нечему: апатия одних народов при истреблении других — не исключение, а норма. Ни один народ никогда не приносил и не будет приносить серьезных жертв другому народу, народы способны жертвовать только собственным фантомам, а чужим лишь в той степени, в какой чужие вписываются в собственные.
На фоне этих мрачных фантазий, надеюсь, уже не покажется смешным и предположение, что кто-то в минуту смертельной опасности на Ближнем Востоке может вспомнить и о таком декоративном и забавном образованьице, как собственная Еврейская автономная область на Дальнем Востоке…»
Возникает куча вопросов, например:
— Какую конкретную поддержку «ядру» оказывает российская диаспора, которую в данном случае представляет автор? Мне кажется, что произошло, в известном смысле размежевание. Кто уехал — уехал, а кто остался, демонстрирует свой антисионизм, причем, это вызвано не опасением преследований, как было в 40-е — 80-е годы, а искренним душевным настроем.
— Почему автор считает, что если, не дай Бог, дело дойдет до уничтожения Израиля, именно Россия примет наших беженцев? Чем она гуманнее «гуманного Запада»? И кого она будет принимать? Всю ораву, или только выходцев из собственно, России, или из всего СССР-СНГ? (Хотя, вон Проханов уже приглашает, правда не в Биробиджан).
— А почему бы не создать на базе Биробиджана, исконно еврейской территории, дружественное России Государство Палестина и не переселить туда для начала хотя бы миллион арабов, ныне являющихся израильскими гражданами, в порядке обмена на миллион евреев из так называемой Большой российской алии для осуществления принципа «мир на Ближнем Востоке в обмен на территории и население с Ближнего на Дальний»? (Шутка!).
Вряд ли я получу ответы.
И вот, чтобы все-таки, как-то уйти от бремени принадлежности к «избранному народу», А. Мелихов, ссылаясь на идею петербургского этнолога Н.В.Юхневой предлагает создать (интересно, по желанию, или как?) из оставшихся и не желающих покидать Россию евреев, в основном, полукровок, новую историческую общность «русские евреи». Загвоздка лишь в том, что как бы ее назвать покрасивше.
Бескорыстно предлагаю несколько вариантов: «еврусы», «русевры», «идорусы», «русоИды». Последнее мне кажется наиболее перпективным. Взять, что ли, для обкатки, на вооружение?
И еще мне кажется, что в программе А. Мелихова недостает серии мер по воспитанию русского народа — чтобы приучился, наконец, бить по паспорту. А то, по морде, как-то несовременно и негуманно, хотя и проще и эффективнее.
А евреи и Израиль, думаю, без особых проблем переживут «размежевание» с русоидами. Где наша не пропадала?
Ведь Шароны приходят и уходят, а народ еврейский вечен, что доказано всем ходом мировой истории.
25.08.05
Иерусалим
Я так понимаю эта публикация 2005 года напоминает о грядущих выборах в Израиле. И предлагает оставшимся в эрэфии «евреям по паспорту» держаться подальше от израильской кухни. Так они и так сегодня предпочитают помалкивать. Зато » назло уши отмрожу» случилось именно в Израиле — отныне праздновать разгром гитлеризма-нацизма будут здесь по совецки 9 мая с парадами ветхозаветных, обвешанных сталинскими наградами и значками. Хотя поди докажи кто из них ещё успел повоевать с гитлеровцами, а кто те же самые медальки получил на других театрах коммунистического освобождения человечества. И ещё о непотопляемом Авике, жителе поселения с морковкиных времён. О размежевании по Авику. Барух Ашем ! Кто дал право этому недоучке опять заявлять о каком то размежевании ? !
Прекраснейшая статья Танцы Иерушалми! Блеск! Спасибо Рамке Лазер за ее публикацию. Только одно маленькое замечание:отец автора сказал на идиш : «ИХ ОБ НЫШТ ГЕАТ КАЙН КОЕХ ШРАЕН УРА».Так будет правильно. Еще раз спасибо за статью!