В начале этого раздела, содержащего 41 заповедь, Моше велит евреям назначать судей и надсмотрщиков. Категорически запрещены даже мизерные взятки должностным лицам. Нельзя сажать деревья вблизи храмового жертвенника и ставить «столбы» по примеру идолопоклонников. Животные с пороком не годятся для жертвоприношения.
Еврей, призывающий других служить идолам, приговаривается к смерти — «по словам двух или трех свидетелей». Все вопросы, на которые нет ответа в Торе, решаются Сангедрином, высшим юридическим и законодательным органом еврейской власти. В отсутствии Сангедрина и Храма обязательные для всех постановления выносят раввины, знатоки Торы. Дана заповедь: «Когда придешь ты в страну… то из среды братьев своих поставь над собой царя». Еврейскому царю позволено иметь ограниченное число жен и личной собственности. Царь должен написать два свитка Торы и один из них всегда держать при себе. Коэны и левиты не получают земли в Эрец-Исраэль — их материальные нужды обеспечивают другие колена. Запрещены все виды «неконвенционального» общения с духовными средами: колдовство, гадания, заклинания, астрология, спиритизм, которые подменяет прямую связь с Творцом. Б-г обещает посылать евреям пророков, которые будут сообщать Его волю; Моше объясняет, как отличить настоящих пророков от самозванцев. Придя в Эрец-Исраэль, надо выделить города-убежища для людей, совершивших непреднамеренное убийство и спасающихся от мести родственников погибшего. Но тому, кто нарочно убил человека, в убежище будет отказано. Тора запрещает красть чужую недвижимость: «не отодвигай межи ближнего». Суд не принимает решения по показаниям только одного свидетеля. Злонамеренный свидетель, пытавшийся оговорить невинного человека, получает то наказание, какое он задумал для своей жертвы. Прежде чем приступить к военным действиям, надо предложить мир противнику, но если он упорствует, «то перебей всех мужчин его острием меча». Нельзя рубить плодовые деревья при осаде вражеской крепости. Если на ничейной земле найден неопознанный труп, старейшины ближайшего города режут «телицу», омывают над ней руки и торжественно клянутся, что их сограждане не причастны к смерти этого человека.
***
«И не ставь себе столбов, которые ненавидит Б-г, Г-сподь твой» (16:22).
В бывшем Советском Союзе нас еще в школе учили: «Будь принципиальным. Если считаешь, что ты прав, отстаивай до конца свою правду». И мы бились за эту «правду», иногда вопреки здравому смыслу, себе во вред. Компромиссы осуждались, приравнивались к беспринципности.
В марте 1988 года, в разгар горбачевской перестройки газета «Советская Россия» опубликовала письмо преподавательницы Ленинградского технологического института Нины Андреевой, которое так и называлось: «Не могу поступаться принципами». В этом письме, получившем широкую рекламу, но куда менее широкую поддержку в стране, осуждалась гласность, появление в печати материалов, критикующих социализм и, в частности, политику Сталина. Андреева готова была биться до конца за свои большевистские принципы.
На Западе и в Израиле, в частности, такой фанатизм не в почете. Куда важнее компромиссы. Потому что есть принципы, и есть жизнь. Один иерусалимский раввин наставлял своих русскоязычных учеников: «Если вы стали свидетелем конфликта, например, в автобусе между водителем и пассажиром, не включайтесь в спор, даже если вы видели, что кто-то из них неправ. Лучше смолчите, не раздувайте конфликт…»
В прямом смысле «столбы», о которых идет речь в приведенном стихе, — это один из объектов языческого культа. Но если вывести этот стих из контекста, то его можно истолковать совсем по-другому: не будь слишком прямолинейным в своих действиях, не отстаивай свой «правду» любой ценой, проявляй гибкость, если того требуют обстоятельства.
Для некоторых людей их «правда», их принципы становятся навязчивой идеей, и они ни при каких обстоятельствах не готовы «изменить» им.
Мудрецы Талмуда учили: «Нельзя учиться на принципах», поскольку у каждого принципа есть исключения. Нет железных принципов.
Говоря о языческих «столбах» в этом разделе, Тора завуалированно намекает нам: будьте гибкими, уступчивым в отношениях с другими людьми, если того требуют обстоятельства. Принципы, конечно, важны, но иногда приходится поступаться ими, если хочешь избежать конфликта.
Плюнь и прости
«Когда подступишь ты к городу, чтобы завоевать его, то предложи ему мир» (20:10).
Мир в широком понимании этого слова, а не только как отсутствие войны между странами и армиями, исключительно важная ценность в еврейской традиции. Недаром, слово «шалом», мир, знакомо многим людям, не знающим иврита. Это самое распространенное приветствие у евреев. Оно же считается одним из имен Б-га, и поэтому наделено особой святостью.
Ради мира — между народами, соседями и даже внутри одной семьи — можно и нужно идти на большие уступки и даже жертвы.
В мидраше приводится красивая история на тему как помирить мужа и жену.
Это случилось почти две тысячи лет назад. Одна женщина задержалась в синагоге на лекции известного законоучителя рабби Меира, и когда она вернулась домой, муж не пустил ее на порог. «Пойди плюнь в лицо рабби Меиру, тогда впущу», — заявил жене этот изобретательный ревнивец. В ту же ночь пророк Элиягу предстал во сне перед рабби Меиром, сообщил ему об инциденте с женщиной и сказал, что именно из-за него она осталась на улице.
На следующее утро рабби Меир пришел к синагоге и сел на ступеньку у входа. Завидев издали бездомную женщину, он притворился больным. «Кто-нибудь знает, как делать «лахаш» при воспалении глаза?» — причитал он (так назывался курс лечения, включавший в себя среди прочего прямые плевки в больной глаз.)
Женщина поспешила на помощь захворавшему учителю. Она сделала все необходимое, включая слюнотерапию. После этого мгновенно исцелившийся рабби Меир велел ей немедленно вернуться к мужу и сообщить ему, что она выполнила его требование: несколько раз плюнула в лицо раввину при свидетелях, и теперь тот обязан пустить ее в дом и восстановить с ней нормальные семейные отношения.
Разводы были тогда большой редкостью.
Моральная планка
«Если осаждать будешь город долгое время, чтобы завоевать его, …то не порти деревьев его, поднимая на них топор…» (20:19).
Еврейские солдаты выполняли это указание еще в те стародавние времена, когда целью всех войн было полное физическое истребление противника, когда понятие «военные преступления» еще не было придумано, да и о самой морали мало кто слышал.
Если в разгар сражения человек не забывает беречь окружающую среду, это верный знак его морального превосходства. Если вопреки жестоким реалиям войны, когда наружу выходят все самые низкие инстинкты, он способен отличать добро от зла, проявлять жалость и защищать слабых, не только людей, но и неодушевленные предметы, — то честь ему и хвала. Как видим, Тора ставит моральную планку очень высоко, без скидки на времена и нравы.