Гриф секретности снят с документов о похищении и казни западных дипломатов по заданию Ясера Арафата в 1973 году. Покойный «отец палестинского народа» был профессионалом в деле убийства иностранных посланников, однако по политическим мотивам долгое время это держали в тайне. Теперь же, 33 года спустя после акции боевиков ФАТХа в Хартуме, госдепартамент рассекретил данные о том, что американские спецслужбы, обладая точной информацией о готовящемся нападении, ничего не сделали для спасения дипломатов.
1 марта 1973 года 8 боевиков ответвления ФАТХа «Черный сентябрь» захватили здание посольства Саудовской Аравии. Там проходила церемония прощания с американским поверенным в делах Джорджем Кертисом Мурром, на котором присутствовало множество зарубежных дипломатов. Боевики потребовали от американских властей освободить взамен на жизни дипломатов Сирхана Сирхана — убийцу сенатора Роберта Кеннеди, освобождения из иорданской тюрьмы лидера «Черного сентября», а также освобождения из тюрьмы в Германии боевиков левацкой террористической группировки Баадер-Мейнхоф. После отказа американского, иорданского и немецкого руководств от переговоров с террористами, те замучили в подвале посольства Джорджа Кертиса Мурра, посла США в Судане Клео Ноэля и бельгийского поверенного в делах Гая Эйда. 3 марта боевики сдались суданским властям. Двое из нападавших были освобождены за недостаточностью улик, остальные приговорены к пожизненному заключению, но спустя сутки переданы в руки Организации Освобождения Палестины.
Как выяснилось, еще в конце февраля 1973 года прослушивающий пост Управления Национальной Безопасности (NSA) США на Кипре «подслушал» радиограмму от руководства ФАТХа о проведении «операции в Хартуме». Информация была срочно передана в госдеп 28 февраля, однако там по непонятной причине ничего не предприняли, кроме решения о присвоении самого высокого уровня угрозы безопасности дипломатической миссии Соединенных Штатов в Судане. При этом было известно, что нападение будет именно на посольство Саудовской Аравии.
В середине марта 1973 посольство США в Вене передало Госсекретарю США Роджеру Уильямсу данные о том, что «Черный сентябрь» действует по указанию «Джихаз аль-Расд» — разведструктуры ФАТХа, подчиненной Арафату.
Данные об этом были немедленно засекречены.
В 2001 году в ходе визита в США Ясера Арафата бывший аналитик Управления Национальной Безопасности Джеймс Велш, лично передавший в 1973 году депешу о готовящемся нападении в госдеп, выступил с обвинениями в адрес палестинского лидера. Он заявил, что Арафат не только отдал приказ о нападении, но и контролировал боевиков, в частности, отдав приказ сдаться суданским властям.
Однако заявление аналитика проигнорировали.
В 2002 году Ион Михай Пачепа, бывший глава румынской разведки, рассказал прессе, что на званном обеде у Чаушеску Арафат гордо заявил румынскому лидеру, что его «парни сделали это» в Хартуме, но никто никогда не сможет обвинить главу ФАТХа в причастности.
Спустя 2 года после смерти Арафата выясняется, что Велш и Пачепа были правы.
Публикация ранее засекреченных данных о палестинском лидере может вызвать скандал, так как в прессе уже всплывало множество описаний его нелицеприятных дел, информация о которых пока закрыта. Так, например, с началом процесса арабо-израильского урегулирования ЦРУ засекретило все данные о финансовых сделках Арафата, ФАТХа и всей Организации Освобождения Палестины. Информация о продаже Арафатом оружия и наркотиков могла нанести ущерб спонсируемому США процессу.
Однако наиболее интересными могут оказаться данные о связях между Арафатом и Имадом Мугние по кличке «Гиена». Эти данные хранятся под замком не только в США, но и в… России. На Мугние — телохранителе палестинского лидера висит множество громких деяний, от которых сам лидер Палестинской автономии открещивался. Так, например, он стоял за взрывами в Бейруте в 1982 — 83 годах американского посольства и казарм американских «маринз». Также на нем висит похищение в 1985 году четырех сотрудников советского посольства в Бейруте и убийство одного из них — Аркадия Каткова. По свидетельству экс-резидента КГБ в Ливане Юрия Перфильева, Арафат стоял за этим похищением и даже отдавал приказы относительно того, как обойтись с похищенными. Советской стороне он представлялся как «посредник» для контактов с похитителями.




