Вкусовая добавка. Недельная глава Торы «Экев»

Продолжая наставлять евреев перед вступлением в Эрец-Исраэль, Моше-рабейну вновь призывает их выполнять заповеди Торы, обещая в награду процветание и благоденствие. Завоевание Эрец-Исраэль будет происходить постепенно, без панического бегства местных племен, чтобы на опустевшей земле не размножились дикие животные и у евреев было достаточно времени для планомерного заселения страны.

Пророк велит уничтожить всех ханаанских идолов и напоминает, что Тора неделима — нельзя соблюдать выборочно ее законы. Далее он красочно описывает изобилие Эрец-Исраэль, где растут пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранаты, маслины и финики, и напоминает евреям, что они завоюют Святую Землю не благодаря своему мужеству и военному искусству, а исключительно по воле Б-га. Приводится хроника событий у горы Синай — от провозглашения Десяти Заповедей до получения второго комплекта скрижалей Завета после трагической истории с Золотым тельцом. Моше вспоминает и другие события Исхода: смерть Аарона и назначение колена Леви для службы в Храме. Он говорит, что небольшое племя численностью 70 душ, пришедшее в Египет, превратилось в народ, многочисленный, как звезды на небе. Вновь описав несравненные достоинства Страны Израиля, Моше сообщает народу формулу еврейской веры, ставшую второй частью молитвы «Шма, Исраэль».

***

«Ибо Б-г ведет тебя… в страну, в которой без скудости будешь есть хлеб, не будет у тебя недостатка ни в чем…» (8:7,9).

Современная пищевая отрасль буквально помешана на вкусе. Фирмы соревнуется между собой, кто выбросит на рынок более сладкий, более острый, более кислый продукт. Состав ингредиентов шоколадного батончика похож на сложную химическую формулу. Такие продукты даже трудно назвать пищей, а их влияние на здоровье может оказаться весьма пагубным.

Израильские дети пресыщены многочисленными конфетами и сладостями, вкус которых куда агрессивнее, чем в моем детстве и отрочестве, пришедшихся на 50-60 годы.

На самом деле, сам факт, что вкус еды нуждается в искусственном стимулировании, это еще один симптом изгнания, отрыва от Б-га.

«Страна, в которой без скудости будешь есть хлеб, не будет у тебя недостатка ни в чем…»

Хида (рабби Хаим-Йосеф-Давид Азулай, Иерусалим-Ливорно, 18 в.) писал, ссылаясь на мудрецов Кастилии, что нищий ест свой хлеб без всякой добавки, потому что ему нечего намазать на ломоть. Между тем, в Стране Израиля хлеб будет таким вкусным в мессианские времена, что никакой намазки и не потребуется.

Вот какая мысль скрыта в этом стихе. «Пустой» хлеб, которые мы будем есть в Эрец-Исраэль, это хлеб «без скудости»: дело не в том, что нам нечего положить или намазать на него, а потому, что «не будет у тебя недостатка ни в чем». Этот хлеб будет таким вкусным, душистым и ароматным, без всяких искусственных примесей, что его вкус окажется самодостаточным, и не надо будет его усиливать и улучшать.

Мир начинается с любви

«А теперь, Израиль, чего Г-сподь, Б-г твой, требует от тебя? …любить Его…» (10:12).

Нет ничего опаснее любви. Ни вечерняя программа телевизионных новостей, ни визит налогового инспектора, ни даже теракт на соседней улице не страшат нас так сильно, как любовь. Потому что любовь — это безраздельная оккупация твоей души и твоих чувств. Потому что любовь — это прочная, неразрывная связь с кем-то другим: с женой, семьей, с Б-гом, наконец. Нет ничего страшнее такой связи, такой зависимости, и… нет ничего важнее.

Любовь — это основа Творения. Б-г создал мир, потому что Он любит нас. Но почему Он любит нас? Просто любит, и все.

У всего в мире есть причина — кроме любви. Любовь и есть сама причина. Она — причина, и она же следствие. Любовь закольцована; любовь — кольцо. Вы любите кого-то, просто потому что любите. Если есть причина для любви, это уже, извините, не любовь. Потому что причина недолговечна; она может исчезнуть, и вместе с ней исчезает и любовь. Значит, это была не любовь, а что-то другое.

В трактате Мишны «Пиркей авот» так и сказано: «Если любовь не бескорыстна, то она иссякает с исчезновением корысти. А не зависящая ни от чего (любовь) — не исчезает никогда…» (5:19).

Здание строят из кирпичей. Когда Б-г строил мир, Он начал с его простейшей неделимой частицы — любви. Любовь неделима; в ней невозможно различить причину и следствие. Любовь — первичный элемент вселенной. Вот почему мир начинается с любви.

Но поскольку мир создавался по Торе, как по чертежу, в ее основе тоже лежит любовь. Провозглашенная в Торе любовь к Б-гу (как сказано в молитве «Шма, Исраэль»: «И полюбишь ты Г-спода, Б-га своего…») не считается отдельной заповедью. Любовь — корень всех заповедей, их исток, основа Творения.

Тора — это любовное послание Б-га всему человечеству. Через Тору Он связан с нами, а мы — с Ним. Когда мы учим Тору, эта связь действует. Когда мы прекращаем ее изучать, связь прерывается.

«Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я». Это слова из пылкого монолога юного иешиботника, обращенные к Торе. Нельзя учить Тору урывками, когда есть время, когда тебе удобно. Потому что Тора — это вечная связь. Если мы учим ее от случая к случаю, мы искажаем ее сущность. Ведь Тора — это не знание, а любовь. Любовь, если она настоящая, невозможно произвольно включать и выключать.

Тора — не наука, не учеба. Когда вы учитесь в университете, или на курсах кройки и шитья, у вашей учебы есть свои сроки: изучив науку или ремесло, вы прекращаете учебу. Но у изучения Торы нет сроков, потому что Тора — это сама любовь, на всю жизнь.

Небесный раритет

В приведенном выше стихе 10:12 говорится не только о любви. В полном виде он звучит так: «А теперь, Израиль, чего Г-сподь, Б-г твой, требует от тебя? Только страха пред Б-гом, идти всеми путями Его, и любить Его, и служить Б-гу всем сердцем твоим и всей душой твоей».

С любовью мы разобрались. А что такое страх перед Б-гом?

Гаон из Вильно объясняет. Раньше у царей было принято хранить в сокровищнице особо редкие, уникальные вещи, какие не купишь у купцов ни за какие деньги.

В Б-жественном депозитарии нет редких вещей, потому что Всевышний не испытывает ни в чем дефицита. Он владеет всем. В Его распоряжении все лучшие черты характера, все достоинства и добродетели. За одним-единственным исключением. Это исключение — страх. В самом деле, зачем Б-гу страх? Кого Он может бояться? Наоборот, страх испытывают к Нему. Мы говорим: «а-коль би-йидей шамаим, хуц ми-ират шамаим» — «Все в руках Неба, кроме страха перед Небом».

Вот почему пророк Иешаягу пришел к однозначному выводу: «Страх пред Б-гом — клад Его» (33:6). Этот страх — единственная драгоценность, которой не хватает в Б-жественной сокровищнице, и поэтому Он так высоко ценит это качество у людей.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора