Притча о своей рубашке

Давайте чуток поговорим о том, чему люди служат верно и трепетно: о выгоде. О том, насколько «своя рубашка ближе к телу».

Взрывную вещь услышал я намедни на лекции раввина: оказывается, Рамбам, один из величайших наших законоучителей, так определяет закон: «Если человек желает прихода Машиаха по любой иной причине, чем чтобы Б-жественное Присутствие (Шехина) могло наконец выйти из изгнания, он — отступник». И тогда, по обычной для Рамбама терминологии, «нет у него доли в Б-ге Израиля». А поскольку другого Всевышнего нет и не предвидится, отсекает такой недотёпа свою душу от источника жизни и старательно лишает себя вечности.

Скажите, как вам это заявление? Вы на 5 метров в высоту козлом прыгали? Тонны четыре пальчиком подбрасывали? Ведь тот же самый Рамбам решительно постановил, что среди постоянных прав и обязанностей человека: ждать Машиаха каждый день. То есть — переводя на язык практической выгоды — чтобы наконец-то закончилась в мире власть зла и злодеев, чтобы «народ не пошёл на народ с мечом», чтобы Б-жественное Присутствие стало зримым и несомненным для каждого, чтобы мудрость, безопасность, справедливость, милосердие и отчётливая истина правили отныне в мире бал. Среди прочих приятностей — исчезновение антисемитизма и прочей ксенофобии, возможность людей посвящать своё время постижению возвышенного, любовь и дружба — «человек человеку брат», а также надежда полностью искупить свои проступки в святом Храме… «и прочая, и малыя, и белыя». Короче говоря, наступление «Золотого века», о котором постоянно твердили большевики и прочие вурдалаки, наконец становится реальностью, занавес раздвигается, Чикатила Дракуловна Игилова отправляется в причитающиеся тартарары…

Неужели же человек, искренне всего этого для себя и ближних желающий, так сразу и вероотступник? Согласитесь, странно. Ведь это прямые выгоды для меня и всего прочего двуногого населения!

image1222

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А своя рубашечка ближе к телу. Но речь же у мудреца не про «благородную позу», лицемерие и обман — а про самую настоящую искренность. Почему я должен больше заботиться о Б-ге, чем о самом себе?!

Ещё, есть же базисный принцип Торы: на человека не накладывают ношу больше, чем он в состоянии вынести. Это, разумеется, не про физическую реальность: нацистские и сталинские концлагеря и прочие каменоломни убедительно доказали, что сжить человека со света непосильной работой можно в кратчайшие сроки. Но в области духовной и в особенности в области морального выбора — это так. Так как же Рамбам полагает, что это возвышенное требование относится не только к мудрецам и праведникам, а ко всему народу?

Мой добрый совет: остановитесь здесь, обдумайте, прежде чем читать дальше. Иначе, по «закону двух ушек»: в одно втечёт, из другого вылетит.

Удивительный ответ забрёл ко мне в голову: самое выгодное, самое полезное для человека — заботится о Всевышнем больше, чем о себе. Или, точнее, забота о Всевышнем — это и есть забота о себе. Давайте пробежимся, хотя бы поверхностно, по этому «парадоксу».

Тора многократно подчёркивает нашу обязанность служить Б-гу: «ибо Он вывел тебя из Египта, из дома рабства». Иначе говоря — служить из благодарности. Причём благодарность эта нужна отнюдь не Всевышнему — а самому человеку. Чтобы чем-то отличаться от жующей скотины. Данте помещает на наихудший, 7-й уровень своего «Ада» тех, кто отплатил злом своему благодетелю. Как видите, мерзость бесстыдной неблагодарности настолько очевидна, что достаточно быть простым итальянским гением, даже без изучения Торы — чтобы отчётливо её осознать.

К слову, лично я отношу материализм и атеизм к теориям сугубой бессовестности — какими бы интеллигентными, умными и рафинированными не казались порой их адепты. И меня нисколько не удивляет те примерно 200 миллионов прямых жертв атеистических режимов, которыми они «прославились» в 20-м веке. Человек или система, которые даже не задумываются о том, откуда они появились, кем созданы и кому правильно быть благодарным за само твоё бытиё: за каждое его дыхание, за твой разум и т.д.- неразумны. И они подменяют реальный поиск «того, кому сказать спасибо» — поверхностными и постоянно меняющимися теоремами на тему «как оно работает»,- естественно культивируя неблагодарность и глубокое безразличие к истине. Точнее, безразличны они к истине сущностной, от которой зависит всё твоё существование, зато в компенсацию могут быть чрезвычайно любопытны и старательны в сферах абстрактного мышления. Величайший математик Лаплас, ответивший за вопрос своего бывшего ученика и приятеля Наполеона: «Почему, в отличие от Лагранжа, он никогда не использует слово Б-г?» — «Я не нуждаюсь в этой гипотезе!»,- при всей своей приветливости, обаянии и гениальности — был человеком примитивным. Ибо — «Я не нуждаюсь». Не стану копать до корней, я обхожусь тем, что имею — и нет у меня проблемы, кого за жизнь свою благодарить. То есть — её я не особенно-то и ценю. Ведь обычно мы благодарим не за клочок смятой бумажки, правда?

Сходная история и с трепетом перед Б-гом. Пишет Талмуд, что «страх Б-жий — единственный консервант для всех заслуг человека». Если его нет — «мыши (времени) всё разворуют». Говорит в Торе наш учитель Моше: «Чего, Израиль, Творец требует от тебя? Только бояться Б-га и заповеди Его соблюдать». Прибавляет Экклезиаст: «… ибо в этом — весь человек». Остальное — животное.

image4222

Помню, как на турнире один израильский шахматист всячески убеждал меня, что «человек — это только несколько более развитое животное». Скажем, обезьяна, играющая в шахматы. И нельзя сказать, чтобы в мировоззрении атеизма он был не прав. Да, материалист-атеист не умаляет Б-га (до Него ему просто не дотянуться, да он и не пытается) — а умаляет себя, человека. «Если Б-га нет, всё позволено» — эту мысль, приписываемую Достоевскому и поставленную в основу всей своей философии Сартром, хорошо бы записать над письменным столом любому историку новейшего времени. Ибо не «Б-г умер в Освенциме» (Треблинке, Собиборе, на Колыме, за Норильском, в Восточном Китае и Кампучии) — а человек. Скажите мне, как должны бы «ценить жизнь человека» вертухаи на сибирском лесоповале, офицеры-хранители зернохранилищ, которым кричат умирающие с голода китайские крестьяне: «дайте нам зерна, спасите нас!»; открыватели кранов в газовых камерах… Почти так же они ценят и свою собственную жизнь. Да она столько и стоит.

Б-г абсолютно не нуждается ни в нашей благодарности, ни в нашем трепете перед Ним. «Что ты дашь Ему, что у Него отнимешь?» Нужно это только человеку. Просто нет ничего в нашем прекрасном мире, кроме Всевышнего — что давало бы тебе надежду на жизнь вечную, высокую, настоящую. Но особый подарок человеку: «дурное начало», только и создающее свободный выбор — усиленно пытается загнать своего обладателя, как бильярдный шар, в сугубую материальность, в зацикленность на текущих заботах своего тела, своего эго и социального статуса.

image3222

И поэтому, уже из элементарного чувства порядочности и приличия, должно человеку «искать Б-га» — чтобы сказать Ему спасибо. Чтобы стать человеком. После дарования Торы найти Его не так-то и сложно. И глупо, даже, пожалуй, бездарно — стараться Им манипулировать, выпрашивать «помощи мне и моим близким» там, где речь идёт о величайшей для Всевышнего радости: возможности Ему раскрыть Своё присутствие, делать добро всему живущему прямо и открыто. Но мешает этому раскрытию — от которого человек, как сами понимаете, в накладе не останется — желание Всемогущего не лишать нас свободной воли, морального выбора.

Который есть — самый ценный и честный билет в вечность. Ведь не правы те, кто настырно предъявляет Ему претензии за наши беды и неприятности — Он от них страдает куда сильнее и терпит Своё изгнание только ради нас. Думаю, что нет ничего дороже в этом мире свободного морального выбора — и за него, за право это как должно нам Его благодарить! И как стараться Ему помочь.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

2 thoughts on “Притча о своей рубашке

  1. Нет, Арье, решительно не согласен.
    Чувство благодарность Богу за то, что дал жизни это нечто мусульманское, не библейское.
    В этом есть что-то натужное, умозрительное, фальшивое. Да и такой заповеди нет. Первая заповедь совершенно о другом.
    Как ребенок не любит мать, и мать не любит дитя, а они, являясь продолжением друг друга, находятся в неразделимом общем пространстве любви, блаженства — неосознанного и НЕ ОСНОВАННОГО НА КАКИХ-ЛИБО СООБРАЖЕНИЯХ, так и должно быть сосостояние человека и Бога.
    Как только чадо начинает любить родителей за то, что они дали ему жизнь и содержат, ОН ОТДЕЛЯЕТСЯ от них, становится внешним по отношению к ним. Это уже не ребенок, а чужое, хотя и благодарное существо. А смысл Первой заповеди — не отделяться, а стать единым с Отцом небесным.
    Примерно об этом хорошо сказал 2300-2550 лет назад самый мудрый из китайцев Лао-Цзы в своем знаменитом сборнике изречений Дао-Дзе Цзин (кстати, вторая по издаваемости книга в мире после Библии):.
    Когда Великий Путь (Дао) в упадке, являются «человечность» и «долг».
    Когда среди родичей нет согласия, являются почтительность и любовь.
    Когда государство во мраке и в смуте, являются «преданные подданные».

    1. То есть, нарушено первозданное естественное состояние

Comments are closed.