Свой час под небом для множества дел,
и всякому делу свой предел:
время родиться и время умирать,
время насаждать и время вырубать…
Коэлет (перевод Наума Басовского)
Чего-то в последнее время меня потянуло писать о жизни и смерти. Предыдущий рассказ назывался «Скажи смерти нет». Но тот – о личных переживаниях. А этот рассказ ко мне никакого отношения не имеет. Хотя, впрочем, Моше Рабейну имеет отношение к каждому еврею и ко всему человечеству в целом. Я пишу о смерти величайшего мудреца Торы, которого мы во веки вечные будем считать своим учителем. На эту тему записано очень много, и всё-таки я хочу добавить свое новое понимание последнего часа жизни нашего Учителя.
В Торе сказано: «И сказал Всевышний Моше: «Вот, твои дни приблизились к смерти»»…
Когда Моше понял, что Всевышний решил положить конец его жизни, он начертил на земле маленький круг, встал в центре его и сказал: «Властелин миров! Я не сдвинусь с места до тех пор, пока Ты не отменишь это решение». Моше надел одежду из грубой мешковины, распростерся на земле и стал молить Всевышнего о милости. Вся Вселенная задрожала, основы мира были сотрясены. Мироздание обратилось к Всевышнему: «Неужели Ты решил сотворить мир заново?». Голос с Небес ответил: «Нет, Всевышний еще не принял решение сотворить мир заново. Дело в другом – как сказано в Книге Ийова, «в Его руке душа всего живого»».
В этот час Всевышний дал указание не пропускать молитву Моше в ворота Небес, чтобы она не могла предстать перед Ним – ведь приговор Моше уже был подписан. Но поскольку голос молившегося Моше становился все громче и сильнее и проникал все выше, Всевышний приказал ангелам служения немедленно запереть все ворота Небес – ведь молитва Моше была подобна острому мечу, рассекающему любое препятствие, на которое она натолкнется…
В этот час Моше обратился к Всевышнему с такими словами: «…Ты говоришь мне: «Ты не перейдешь этот Иордан» (Дварим, 3). Но ведь это – искажение слов Твоей Торы, в которой сказано: «В тот же день отдай плату работнику» (Дварим, 24). Это – плата за мою работу в течение сорока лет, в ходе которых Израиль стал святым, верящим в Тебя народом?»
Всевышний ответил: «Таково Мое решение».
Тогда Моше сказал: «Если я не могу войти в Эрец Исраэль живым, пусть войду я туда мертвым, так же, как войдут туда останки Йосефа».
Всевышний ответил: «Йосеф, когда его привели в Египет, не отрекся от своего происхождения и назвался евреем. Ты же отрекся от своего происхождения, когда пришел в Мидьян».
Дело в том, что дочери Йитро, представляя Моше отцу, сказали: «Этот египтянин нас спас», – и Моше смолчал.
Тогда Моше сказал: «Властелин мира! Если Ты не разрешаешь мне войти в Эрец Исраэль, то позволь мне жить, как звери в поле. Они едят травы, пьют воду и видят мир – пусть я стану одним их них».
На это Всевышний ответил словами: «Хватит об этом» (Дварим, 3).
Моше продолжал: «Если даже это для меня слишком много, то позволь мне жить, как птицы, которые в течение всего дня свободно летают по миру и ищут себе корм, а вечером возвращаются в свое гнездо – пусть моя душа станет одной из них.»
Но Всевышний снова ответил: «Хватит об этом»…Моше обратился к Всевышнему: «Властелин мира! Ноги, которые касались Небес, лицо, которое удостоилось лицезреть Шхину, руки, которые приняли Тору из Твоих рук, превратятся в прах?»
Всевышний ответил: «Так Я решил, так устроен мир. Каждому поколению – свои учителя, каждому поколению – свои попечители, каждому поколению – свои руководители. До сегодняшнего дня был твой черед служить мне, теперь пришел черед Йегошуа, твоего ученика».
Тогда Моше сказал: «Властелин мира! Если все дело, в том, чтобы уступить дорогу Йегошуа, то я пойду и стану его учеником!»
Всевышний ответил: «Что ж! Если ты этого хочешь – пусть так и будет».
Моше встал рано утром и приветствовал Йегошуа как ученик. И Йегошуа сидел на троне и судил народ, а Моше стоял и кланялся ему, прижимая руку к сердцу…
Тогда евреи обратились к Моше: «Моше Рабейну! Научи нас Торе!»
«У меня больше нет такого права», – ответил он…. (Элияу Ки Тов, Книга Нашего Наследия)
И тут же Моше обращается к Всевышнему безо всякого пафоса и говорит: «Пришло мне время умирать». Что случилось? Почему Моше вдруг пришел к такому мнению? И это было его последним алахическим решением на земле. Что он понял? Разъяснение я нашел в Талмуде Брахот. Там рассказывается о величайшем пророке Шмуэле, который вынес алахическое решение перед Первосвященником Эли. Талмуд говорит, что любой человек, которые выносит алахическое решение в присутствии своего учителя, достоин смерти. Это, не дай Б-г, не потому, что этим унижается учитель, а просто прерывается цепочка передачи Торы. Написано в Пиркей Авот: «Моше получил Тору на горе Синай и передал ее Йегошуа, Йегошуа – пророкам…». И Моше понял, что его присутствие в стане Иеошуа может служить помехой для служения Б-гу и народу. То есть, прервется цепочка передачи Б-жественного учения. Поэтому Моше вынес последнее алахическое решение – сказать смерти да. Всевышний сразу же откликнулся и ответил: «Тебе остался один час». И этот последний час Моше потратил, чтобы принести в последний раз пользу людям и почтить Всевышнего.