«Президентство в осаде»… «Гражданская война»… «Сопротивление»… «Атаки»… «Измена»… «Генералы»… Эти военные слова стали постоянными обозначениями президентства Дональда Трампа, который действительно окопался в Белом доме, как в крепости, которую пытаются штурмовать снаружи и подорвать изнутри.
С первого дня после инаугурации, да и до нее, ошарашенные победой Трампа на ноябрьских выборах демократы объявили ему войну по всем неписаным правилам политической оппозиции, вынуждая «осажденного президента» то и дело перетасовывать колоду своего окружения, меняя козыри, на которые он положился. Тем более что «trump» по-русски и значит «козырь». Менеджеры избирательной кампании Кори Левандовски и Пол Манафорт до инаугурации, а затем Советник по национальной безопасности Майк Флинн, директор ФБР Джеймс Коми, пресс-секретарь Шон Спайсер, глава аппарата Белого дома Райнс Прибус, — все они не выдержали испытательного срока подмастерьями (Apprentice) Трампа, и по правилу его былого телешоу «Apprentice», получили от ворот поворот под названием «You аre fired!». Министра юстиции Джеффа Сэшнса президент пока не уволил, но подверг публичной порке, без особого сострадания назвав «осажденным» министром, которому не хватает жесткости защищать своего тоже осажденного начальника.
На днях обозреватель и редактор консервативного журнала National Review Рич Лури написал, что по степени доверия президента Трампа мир делится на три категории. Это семья, то есть близкие по крови или бракам; это победители, которые заслужили уважение Трампа, заработав много денег, и все остальные, «которых можно отвергнуть, когда Трамп сочтет нужным». В первую категорию вошли дочь и зять президента, во вторую — госсекретарь и новый начальник отдела коммуникаций Белого дома, Рекс Тиллерсон, который 10 лет возглавлял концерн ExxonMobil, и главный менеджер инвестиционной компании SkyBridge Capital Энтони Скарамуччи. Их, безусловно, следует считать «победителями» из второй категории трамповских козырей. Конечно, Скарамуччи был советником Трампа в его «временном правительстве» после победы на выборах и до инаугурации, но президент поставил на него именно как на «жесткого победителя», который сможет очистить осажденный внешними врагами Белый дом от врагов внутренних. Интересно другое: отмечая все эти качества 53-летнего Скарамуччи, наши СМИ почему-то дружно не отмечают еще одно обстоятельство, по которому Трамп назначил его главным коммуникатором в условиях войны президента с «лживыми СМИ».
Вечером 22 июня телеканал CNN поместил на своем сайте очередное сенсационное разоблачение связей команды Дональда Трампа с Россией. Репортер CNN Томас Фрэнк, занимающийся журналистскими расследованиями, со ставшей обычной ссылкой на анонимный источник, сообщил, что министерство финансов и сенатский комитет по разведке расследовали данные, будто «глава российского инвестиционного фонда с активами в 10 млрд долларов встречался с членом переходной команды президента Дональда Трампа за четыре дня до инаугурации Трампа». Фрэнк пояснил, что глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев встречался с основателем и руководителем американской инвестиционной компании SkyBridge Capital Энтони Скарамуччи, который «мог обсуждать» с Дмитриевым тему снятия с России американских санкций. Скарамуччи в интервью CNN сказал, что его встречу с Кириллом Дмитриевым 16 января 2017 года на 47-м Всемирном экономическом форуме в Давосе и встречей-то считать нельзя, так как они постоянно виделись там в прошлом, а как вскользь заметил Томас Фрэнк в своей статье, Скарамуччи в электронном письме сообщил ему, что в Давосе Дмитриев «подошел поздороваться в ресторане, я тепло ответил, и ничего больше». На сайте CNN статья Томаса Фрэнка продержалась двое суток, и вечером 23 июня ее сняли, признав фактические ошибки в тексте. Телеканал извинился перед Энтони Скарамуччи, сообщив, что «эта статья не соответствовала редакционным стандартам CNN и была удалена. Ссылки на материал деактивированы». Затем работы в CNN лишились Том Фрэнк, редактор его статьи и редактор отдела журналистских расследований. Фактически это была первая победа Трампа в «охоте на ведьм», как он назвал развязанную ведущими СМИ кампанию его политического уничтожения, и он не мог не приветить Энтони Скарамуччи, к тому же своего земляка с Лонг-Айленда — по соседству с его родным Квинсом.
Другое дело — Джефф Сэшнс, который до Белого дома два десятка лет был сенатором, а до этого федеральным судьей и генеральным прокурором у себя в Алабаме. Он оказался в третьей категории «козырей Трампа». В связи с этим Рич Лури в шутку сожалеет, что в свое время Сэшнс не женился на Иванке, поскольку активная поддержка Дональда Трампа чуть ли не с первых дней его президентской гонки все равно сделала его «не больше чем просто парнем, которому довелось стать министром юстиции США». По мнению Лури, обращение Трампа с Сэшнсом «беспрецедентно в анналах американского правительства», и хотя министров увольняли или принуждали уволиться, «не было случая, чтобы действующего министра публично принижал и унижал назначивший его президент». Консерватор Рич Лури, который сначала очень не любил Трампа, а затем потеплел к нему из партийной солидарности, сейчас снова охладел и считает, что нашему 45-му президенту чужды чувства признательности и благодарности к тем, кто помог ему прийти к власти. На первом месте у Дональда Трампа стоит не подлежащая сомнениям верность, но не программе или партии, а лично ему.
Сейчас, когда лично Трампу угрожает якобы независимое расследование под руководством бывшего директора ФБР Роберта Мюллера, президент решил, что Сэшнс повел себя недостаточно лояльно, отстранившись от руководства в своем министерстве всем, что связано с возможным участием России в минувших выборах. Президент прав в том, что это участие в равной, если не в большей степени могло касаться не его, а Хиллари Клинтон, и Сэшнс мог назначить параллельное независимое расследование, а передать власть своему заму Роду Розенстайну, который пустил в огород Трампа козла Мюллера. Можно, конечно, вспомнить, что в приступе великодушия после победы Дональд Трамп обещал не трогать бедняжку Хиллари, но можно напомнить, что и она не ушла на мемуарный покой, а возглавила движение Сопротивления.
Трамп припомнил Сэшнсу и то, что он не уволил Эндрю Маккейба, который пока временно возглавляет ФБР. 49-летний Маккейб служит в бюро с 1996 года и с февраля 2016 стал заместителем директора Джеймса Коми, а после увольнения Коми в мае временно возглавил ФБР. Он попал под служебное расследование в связи с возможным конфликтом интересов, так как в 2015 году его жена Джил Маккейб выставила свою кандидатуру в легислатуру штата Вирджиния и получила больше 675 тыс. долларов от Национального комитета Демократической партии и демократов своего штата. Эндрю Маккейб участвовал в ее кампании, хотя Закон Хэтча запрещает сотрудникам бюро всякую политическую активность, а к тому же, возглавляя вашингтонское отделение ФБР, занимался расследованием «сервергейта» с участием Хиллари Клинтон. И тут можно вспомнить, что Белый дом считал Маккейба возможным преемником Коми, но это было, да сплыло.
За обращения с Джеффом Сэшнсом президента Трампа ругают и чужие, и свои, а если кто из признанных республиканских авторитетов остается на его стороне, это прежде всего бывший спикер Палаты представителей Ньют Гингрич. Но и Гингрич заступился за Сэшнса и в интервью общественному радиотелеканалу NPR в прошлую среду сказал, что беседовал с Трампом в его осажденной врагами крепости и советовал оставить министра юстиции в покое. «Я думаю, сказал Ньют Гингрич в интервью, — что Джефф Сэшнс фактически один из его самых давних и верных сторонников. Думаю, что Джефф Сэшнс твердый консерватор». В воскресенье Гингрич выступил на радиостанции 970 AM в программе Джона Катсиматидиса “Cats Roundtable” и высказался по поводу назначения Энтони Скарамуччи главой отдела коммуникаций Белого дома. В разговоре по телефону с корреспондентом журнала The New Yorker Райаном Лиззи, еще не став новым «коммуникатором», Скарамуччи обматерил главу аппарата Белого дома Райнса Прибуса. В связи с этим Гингрич отметил, что «Муч» и Дональд Трамп — ньюйоркцы, которые говорят правду на одном языке. «Скарамуччи предприниматель, — пояснил Ньют Гингрич. — Он агрессивный. А Трампу нужен такой, кто готов разбираться с прессой, вступать в борьбу, пытаться добиться цели». Превращая свой Белый дом в свою крепость, нашему осажденному президенту действительно нужны такие люди, но ведь и Джефф Сэшнс ему не враг. А место Райнса Прибуса занял бывший генерал морской пехоты Джон Келли, который полгода пробыл министром внутренней безопасности и отлично зарекомендовал себя на этом посту. Келли тоже из «второй категории» козырей Трампа, который, наверное, по совету «первой категории» решил, что комендантом его дома-крепости должен быть не тихоня-политик, а боевой генерал.