В понедельник Джаред Кушнер, зять и старший советник президента Дональда Трампа, давал показания, а точнее, отвечал на вопросы в комитете Сената по разведке — одном из четырех комитетов Конгресса, занимающихся «этой штукой Россией», как назвал сам Трамп подозрения о вмешательстве этой страны в нашу внутреннюю политику. По договоренности своего адвоката с сенатскими разведчиками Джаред Кушнер давал показания при закрытых дверях и не под присягой, то есть народ о вопросах и его ответах предположительно ничего не узнает, а за ложь ему ничего не будет.
Подчеркивая, что ему нечего скрывать, сразу после трех часов беседы в комитете, Кушнер выступил перед журналистами у Белого дома и заявил, что перед выборами в ноябре прошлого года и после выборов он не имел «неподобающих» контактов с Россией, и ему не известно о таких контактах других членов команды его тестя. «Я не вступал в сговор с Россией и не знаю ни о ком другом в предвыборном штабе, кто бы это сделал, – сказал Кушнер. – В моем бизнесе я не пользовался российскими деньгами и всегда был совершенно прозрачен в предоставлении любой запрашиваемой информации».
Членов комитета интересовали четыре встречи Джареда Кушнера с россиянами — с послом Сергеем Кисляком в вашингтонском отеле Mayflower 27 апреля прошлого года; 9 июня с адвокатом Натальей Весельницкой в манхэттенском небоскребе Trump Tower; 1 декабря там же снова с Кисляком и 13 декабря там же с главой Внешэкономбанка Сергеем Горьковым по просьбе Кисляка. Из ответов 36-летнего Кушнера следовало, что 9 ноября, через день после победы Трампа, он «не помнил, как зовут российского посла», и вообще «не вступал в сговор ни с каким иностранным правительством» и не знает такого ни за кем другим из окружения президента.
Победу тестя Джаред Кушнер объяснил не сговором с Путиным, а предвыборной стратегией, которая оказались лучше, чем у Хиллари Клинтон. По поводу встречи с Весельницкой, которую газета New York Post назвала «российско-американским адвокатом», Кушнер сказал журналистам, очевидно, повторив свои слова в комитете Сената по разведке, что встреча с ней была организована его шурином Дональдом Трампом-младшим, а он попал на нее случайно и сразу понял, что это «пустая трата времени», так как «речь шла об усыновлении американцами российских детей». Через 10 минут Кушнер послал своему помощнику СМСку, чтобы тот вызывал его под любым предлогом, и ушел. Встречу с Сергеем Горьковым 13 декабря он назвал разговором «ни о чем конкретном», и сообщил журналистам у Белого дома, что в сенатском комитете по разведке ответил на все заданные вопросы, и все прошло «очень хорошо».
Во вторник Джаред Кушнер снова явился на Капитолий, но уже в комитет Палаты представителей по разведке для дачи аналогичных показаний об «этой штуке России» на аналогичных условиях. Свое поведение там Кушнер журналистам не объяснил, но оно, очевидно, было тем же. Председатель комитета республиканец Майк Конэуэй заявил, что, по его мнению, Кушнер «говорил прямо, был настроен на сотрудничество, хотел ответить на каждый вопрос», и выразил ему благодарность «за то, что он вел себя сегодня чрезвычайно профессионально». Старший демократ комитета Палаты представителей по разведке Адам Шифф, которого Трамп в понедельник назвал в своем твиттере «сомнительным и полностью предубежденным конгрессменом», и тот заявил, что слушания были чрезвычайно продуктивными, и что он признателен Кушнеру за согласие добровольно прийти и дать показания. В ответ на твит Трампа конгрессмен и бывший прокурор Шифф твитнул, что «при всем к вам уважении, г-н президент, дело в том, как часто вы смотрите телевизор, а ваши комментарии и поступки ниже достоинства вашего поста».
В тот же вторник в сенатском комитете по разведке появился Пол Манафорт, который был менеджером предвыборной кампании Трампа-старшего, и, как заявил его официальный представитель Джейсон Мэлони, «дал полные ответы на все вопросы». Манафорт участвовал во встрече старшего сына Трампа, с «российско-американским адвокатом» Весельницкой, а помимо этого, ФБР интересовалась его заработками, когда он консультировал правительство Украины при Януковиче. «Эта штука Россия» здесь не при чем, хотя Виктора Януковича считают путинской марионеткой. 68-летнего бизнесмена Манафорта и 39-летнего бизнесмена Дональда Трампа-младшего сначала намерены допросить в юридическом комитате Сената, куда сын президента согласился прийти, а Манафорта пришлось вызвать повесткой. Оба согласились передать комитету требуемые документы и «в возможном будущем» участвовать в слушаниях при закрытых дверях. Старший демократ юридического комитета сенатор Дайна Файнстин в своем твиттере написала, что с Трампом-младшим и Манафортом сначала побеседуют при закрытых, а затем при открытых дверях, но председатель комитета республиканец Чак Грассли в своем твиттере в тот же день поправил ее словами, что показания Трампа-младшего «хотя и не публичные, будут преданы гласности».
Кроме этих известных лиц с громкими фамилиями во вторник члены комитета Палаты представителей по разведке встретились с Беном Родсом, бывшим замом советника Обамы по национальной безопасности. Конгрессмен-республиканец Рон ДеСантис, который в этот комитет не входит, обвинил Родса в утечках известной ему секретной информации во вред президенту Трампу. ДеСантис предложил президенту убрать из администрации все «остатки Обамы» и в недавнем интервью каналу MSNBC заявил, что Родс может быть связан с такими «остатками» в совете безопасности президента Трампа. Следуя его совету или желая доказать президенту, что он не такой «осажденный» рохля, каким его назвал президент, министр юстиции Джефф Сэшнс решил начать несколько уголовных расследований виновников таких утечек. Как сообщил вашингтонский корреспондент Fox News Джейк Гибсон со ссылкой на агентство Associated Press, работа над этим уже ведется, а официальное заявление последует на следующей неделе.
Решение Сэшнса стало реакцией на заявление Трампа, что он «разочарован» своим министром юстиции, который недостаточно активно защищает его от недругов и злопыхателей. Трамп имел в виду прежде всего решение 70-летнего Сэшнса, который до назначения министром юстиции 20 лет провел в Сенате, отстраниться от участия в работе министерства юстиции, связанной с «этой штукой Россией». Этой работой стал заведовать его заместитель Род Розенстайн, бывший федеральный прокурор Мэриленда, который оказался подколодной змеей и назначил своего старого друга и бывшего директора ФБР Роберта Мюллера специальным расследователем причастности России к выборам Трампа. Мюллер набрал в помощники откровенных сторонников Барака Обамы и Хиллари, а Сэшнс, который мог бы назначить параллельно расследование грехов Хиллари, не мычал и не телился.
Во вторник Дональд Трамп заявил, что его министр юстиции должен быть «намного жестче», поскольку утечки из разведывательного сообщества происходят «часто и на очень высоком уровне». Это усилило слухи о возможной замене Сэшнса кем-то «пожестче», но уходить в отставку Сэшнс пока не собирается. Новый директор отдела связей Белого дома Энтони Скарамуччи во вторник сообщил, что готов «уволить каждого», чтобы остановить утечку информации из пресс-службы президента. Беседуя с репортерами, Скарамуччи сказал, что не собирается проводить расследования, а просто повыгоняет болтунов, на что его уполномочил президент. Повторив былой лозунг Дональда Трампа в бытность ведущим телешоу «Подмастерье», Скарамуччи заявил: «Либо конец утечкам, либо вы уволены!»
Что ж касается настроений разведывательного сообщества «на очень высоком уровне», бывший директор ЦРУ Джон Бреннан сказал, что, если Белый дом попытается уволить спецрасследователя Роберта Мюллера, госчиновники должны отказаться выполнять указания президента, как «не соответствующие долгу исполнительной власти». Участвуя в форуме по проблемам безопасности в городе Аспен, штат Колорадо, Бреннан заявил ведущему программы CNN Вулфу Блитцеру, что это долг некоторых руководителей исполнительной власти, а вовсе не партийный протест, так как «республиканцы и демократы видят, что на кону будущее этого правительства, и во имя будущего нужно что-то делать». В былые годочки такое заявление такого человека считалось призывом к путчу.