— Во всем я винил свою работу, жил без радости, ощущая себя жертвой, — делился пациент с доктором, раввином Авраамом Тверским («Ангелы не оставляют следов», с. 226).
Возвращаясь поздно домой, я проводил мало времени с женой и детьми и, несмотря на усталость, продолжал заниматься делами. Я был трудоголиком, не мог остановиться, расслабиться…
Но вдруг у меня случился инфаркт. Все остановилось, и я задумался о жизни. Тогда я понял, что винил работу, не замечая проблемы в себе. «Благодаря» инфаркту я изменился. Придя домой, наслаждаюсь семьей и радуюсь жизни…
В момент опасности человек обычно задумывается: «Ради чего я живу?» — и, переосмыслив ценности, кардинально может изменить свою жизнь.
Не нужно ждать критического момента. В еврейском календаре есть особый день, когда мы подводим итоги прошлого и определяем цели будущего. Судный день Рош Хашана — это «первый звонок», который напоминает нам, что придет время подводить итоги прожитой жизни. В предшествующий Судному дню месяц элул в синагогах трубят в шофар, «чтобы пробудить спящих» от жизненной рутины. Рош Хашана напоминает не только о том, что мы предстанем перед судом Небес, но и о том, что каждый должен быть судьей над самим собой. И не только раз в году, но и каждый месяц в Рош Ходеш, каждую неделю в шаббат, да и вообще каждый день. Находить время, чтобы, анализируя себя, обновлять свои силы.
Каждому необходим «взгляд со стороны», добрый совет учителя и друга. Однако это не заменит работы человека над собой, которую мудрецы назвали «хешбон анефеш» — анализ (дословно — подсчет) души. Бизнес «подсчитывают» с карандашом, так же следует анализировать и себя «в письменном виде».
«Многие мудрецы записывали события своей жизни, — пишет рав Шломо Волбе в своей книге «Алей Шор». — В своем дневнике не концентрируйтесь на ошибках и недостатках, а стимулируйте духовный рост вдохновляющими записями. Сам факт ведения дневника оказывает существенное влияние на человека. Тот, кто ведет дневник на протяжении жизни, найдет в этом великую ценность, особенно в преддверии дней Суда».
Человек должен не только понять свои недостатки, но и открыть свои достоинства и таланты, определяя собственное предназначение в жизни. Тот, кто не видит в себе недостатков, не знает, что ему нужно исправить, но тот, кто не замечает своих достоинств, не знает о том духовном потенциале, который он должен реализовать в своей жизни, писал рав Йерухам Лебовиц.
Анализировать только прошлое недостаточно, нужно мечтать о будущем, ставить перед собой задачи, определять цели, спрашивая себя: «Каким человеком я хочу стать?»
Когда человек открывает сидур и произносит слова молитвы, он соизмеряет свои мечты с мечтами великих пророков, свои ценности — с ценностями своего народа. Когда мы просим Всевышнего об освобождении пленных, излечении больных, возвращении евреев на Святую Землю, то начинаем не только понимать значимость этого разумом, но и ощущать сердцем. Преодолевая фальшь, человек учится быть искренним с самими собой, и начинает жить — не притворяясь и не делая вид — во имя своей миссии в жизни. Тогда его охватывает радость, ибо есть цель, ради которой стоит жить, есть задачи, ради реализации которых стоит с удовольствием утром просыпаться…
«Судей и надсмотрщиков поставь себе во всех вратах твоих» (Дварим, 16:18). Не только народ должен творить справедливость в своей среде, но и каждый еврей обязан быть требовательным по отношению к самому себе. И если разум человека — это его судья, то надсмотрщик — это сила воля, которая позволяет ему, преодолевая слабости, воплощать в жизнь решения разума и, совершенствуя себя, улучшать окружающий мир…
Преуспеваем ли мы в нашей работе над собой? Что ж, есть хороший индикатор. Чем большего совершенства достигает человек, тем требовательнее он относится к себе и великодушнее к другим.
Интересная картина — Западная стена и никаких над ней нет чужих надстроек! Так и должно быть!