Душевные качества человека

Благословляя сыновей, Яаков предсказывает их будущее и определяет их миссию, исходя из их душевных качеств.

За недостатком места поговорим лишь об одном из благословений — о благословении Шимону и Леви (одном на двоих).

Душевные качества человека проявляются в поступках.

Среди поступков, совершенных Шимоном и Леви и представителями их колен, Тора рассказывает об уничтожении Шимоном и Леви мужского населения города Шхема, где сын правителя сначала обесчестил их сестру Дину, а потом просил ее в жены, о намерении убить Иосефа, претендующего, по мнению братьев, на главную роль в семье, о недостойном поведении в пустыне представителя колена Шимона по имени Зимри и о представителе колена Леви по имени Пинхас, который убил Зимри и тем отвратил гнев Всевышнего от народа Израиля.

Яаков говорит: «Шимон и Леви, братья… в гневе своем убили мужа (подразумевается Шхем) и по воле своей (едва не) подсекли быка (подразумевается сговор против Иосефа). Проклят их гнев, ибо могуч, и их ярость, ибо жестока она…» (Берешит, 49:5-7).

Очевидное «братья» сказано о Шимоне и Леви, потому что они были единомышленниками в деле против Шхема и против Иосефа. Гнев их проклят, потому что он «могуч».

Что значит проклясть гнев? Как можно его проклясть? Рав Ицхак Зильбер, мой отец, благословенна его память, объяснял это так: лишить гнев силы. У директора завода, говорил он, есть масса возможностей реализовать свой гнев, увольняя, вынося выговоры и налагая штрафы. А что происходит, если сердится бедный, зависимый человек? Ничего. Его гнев не имеет силы. Он проклят.

Таково наиболее простое объяснение.

Теперь спрашивается: что пользы говорить Шимону и Леви об их гневе, об их очень серьезном недостатке? Это как будто понятно: чтобы они знали об этой стороне своего характера и работали над ней.

Интересно, что этим отрицательным качеством обладают оба брата, но в дальнейшем оно проявляется у них по-разному. Оказывается, отрицательное качество можно использовать и в благородных целях.

Леви прожил дольше других братьев и передал своим потомкам знания, полученные от отца. Колено Леви в Египте упорно занималось изучением Торы. Когда все население Египта было призвано Фараоном «на субботник», обернувшийся потом для евреев полным порабощением, левиты к «энтузиастам» не присоединились: обойдемся, мол, без орденов и медалей за трудовые подвиги. Это позволило им остаться вне «рабочих списков», и они избежали изнурительной работы с глиной и кирпичами, а занимались Торой. Их качество гнева прошло «обработку» Торой, они не участвовали в поклонении золотому тельцу в пустыне. И когда в эпизоде с золотым тельцом Моше призвал: «Кто за Б-га, ко мне!» — к нему пришло все колено Леви. Теперь они умели управлять своим гневом и проявляли его только в рамках, предписанных Торой, и в связи с нарушением Торы. Присущая им горячность, выразившаяся в том, что они вместе с Моше поднялись против нарушителей, помогла евреям избежать суровой кары Свыше, потому что суд Небес смягчается, когда на земле кто-то «ревнует» за него.

Разгневанность Шимона не прошла так основательно через Тору. На сороковом году пребывания евреев в пустыне кое-кто из них стал возмущаться «излишне строгими» ограничениями, предписываемыми им не Торой, как они думали, а самим Моше. И выразил это возмущение Зимри из колена Шимона, а покарал его Пинхас из колена Леви. И это проявление гнева Пинхасом также оказалось спасительным для народа.

Нет качеств только плохих или только хороших. Есть качества, которые в основном полезны, т. е. их проявление в большинстве случаев положительно. А есть качества, проявление которых хорошо не всегда.

Гнев — из тех качеств, которые применимы только в редких ситуациях. Проявление гнева допустимо только в определенных границах, указанных Торой, и по поводу нарушения Торы.

toldot.ru

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 3,50 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Рав Бенцион ЗИЛЬБЕР

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора